logo

В Грузии олигархический режим укрепился за счёт выборов, а в Молдове – путём схем, мнение


https://www.ipn.md/index.php/ru/v-gruzii-oligarkhicheskiy-rezhim-ukrepilsya-za-schet-vyborov-a-v-moldove-putem-s-7978_1043239.html

Траектория, пройденная в политике грузинским олигархом Бидзиной Иванишвили, способствовала тому, что в 2018 году он обладает абсолютным большинством в парламенте, контролирует правительство и многие местные органы власти, в том числе и в столице страны, пишет политолог Дионис Ченуша в аналитической статье для Агентства IPN.

Как подчёркивает Ченуша, сам Иванишвили признаёт, что с 2016 года ему удалось выстроить вертикаль власти. Благодаря смешанной избирательной системе, неофициально контролируемая Иванишвили партия получила 49% голосов избирателей и, соответственно, 77% мест в парламенте. Обладая конституционным большинством, „Грузинская мечта” решила сменить избирательную систему и вернуться к пропорциональной системе, сменив тем самым критику со стороны Венецианской комиссии на позитивные оценки последней, отмечает Дионис Ченуша.

По его мнению, молдавский политический алгоритм оказался сложнее, не позволив Плахотнюку более быстро сосредоточить власть в своих руках: в 2009–2015 гг. он управлял страной в составе более многочисленных коалиций и совместно с более мощной политической силой – Либерально-демократической партией.

Лишь начиная с 2016 года партия Владимира Плахотнюка укрепила своё политическое превосходство, поглотив сегменты, импортированные из ЛДПМ и Партии коммунистов. Чтобы создать видимость коалиционного правления и, соответственно, рассредоточить недовольство общества между несколькими политическими силами, окружение Владимира Плахотнюка способствовало формированию группы Европейской народной партии Молдовы.

По сравнению с Иванишвили, поясняет политолог, политическая позиция Плахотнюка отвергается обширными категориями граждан, поскольку она сформировалась в результате использования ряда недемократических схем невыборного характера.

Исходя из этого соображения, утверждает Дионис Ченуша, и, вероятно,  вдохновившись опытом Грузии, а также Украины, где олигархическое присутствие является ещё более широким, в июле 2017 года Владимир Плахотнюк и Демократическая партия приняли решение ввести смешанную избирательную систему, проигнорировав критику со стороны гражданского общества, оппозиции и зарубежных партнёров.

Спешка, в которой Владимир Плахотнюк форсировал политические решения в поддержку смешанной избирательной системы, практически обратно пропорциональна той скорости, с которой партия Иванишвили назначила период для отказа от смешанной системы в Грузии. Так, хотя в 2014 году грузинская оппозиция требовала ввести пропорциональную систему уже с 2016 года, а позднее – с 2020-го, то партия Иванишвили назначила этим сроком далёкий 2024 год, поясняет Дионис Ченуша.

Он подчёркивает, что целью Владимира Плахотнюка является политическое выживание его системы, без которой у него не будет неприкосновенности, а с нею и безнаказанности. Исходя из этих соображений, Владимир Плахотнюк игнорирует критику со стороны оппозиции и озабоченность внешних партнёров. До сих пор молдавский олигархический режим реагировал непреклонно, что повлекло за собой негативные последствия для национальных интересов в виде отсрочки предоставления Евросоюзом макрофинансовой помощи и создало в регионе негативный прецедент, заключает политолог.