logo

В 2021 году испытал сумасшедшую жажду быть со своей семьей. Врач Александру Ботизату


https://www.ipn.md/index.php/ru/v-2021-godu-ispytal-sumasshedshuyu-zhazhdu-byt-so-svoey-semey-7978_1086920.html

Со всем тем хорошим и плохим, что в нём было, 2021 год заканчивается, и всё, чему он дал начало, оставляет свой след в судьбе человека, семьи, страны. О победах и промахах, надеждах и разочарованиях, приобретениях и потерях Агентство IPN побеседовало с теми, кому не всё равно, и кому есть что сказать. Каким оказался 2021 год для человека и врача Александра Ботизату, начальника Реанимационного отделения Республиканской клинической больницы.

После ноября 2020 года, когда пандемия COVID-19 достигла своего пика, 2021 год стал „глотком свежего воздуха” для медицинской системы. Но эйфория длилась недолго. Зимние праздники, в ходе которых люди позабыли об ограничениях, а так же британская мутация вируса привели к тому, что количество инфекций и смертей быстро стало расти. „Свет в конце тоннеля” появился в марте, одновременно с запуском кампании по вакцинации. Доктор Александру Ботизату был одним из первых, кто сделал прививку и призывал всех последовать его примеру. Последовала реакция, которую он не ожидал. Его обвинили в корысти, в том, что имитирует вакцинацию. Было непросто пройти через это, и когда сделал бустерную дозу, не стал распространяться об этом.

Врач отмечает прямую связь между уровнем образования и вакцинацией. Он сожалеет, что даже среди профессионалов, даже в медицинской системе, встречаются еще противники вакцинации. Например, так случилось в одном из населенных пунктов в южной части страны, где все местные жители отказались от иммунизации, потому что семейный врач сказал им, что это не хорошо. И если в начале процесса иммунизации, когда было еще очень много вопросов и опасения в некотором роде были поняты, сегодня призывы к невакцинации следует осуждать.

В апреле 2021 года число инфекций ощутимо снизилось. Напряжение уменьшилось, и многие врачи даже смогли взять отпуск. Сентябрь начался тихо, но продолжился с новой волной. Эта волна ощущалась иначе, чем осенью 2020 года, а именно сквозь призму профиля пациентов с COVID-19. В реанимацию попадали невакцинированные лица, которые не верили в существование вируса или не верили в эффективность вакцины. Количество инфекций сократилось во второй половине ноября, а в декабре в реанимационных отделениях только половина коек были заняты. Этот факт немного облегчил работу врачей. Они могут сосредоточить свою деятельность на хронических патологиях. Могут помочь пациентам с хроническими гастритами, холециститами, хроническими сердечными или легочными патологиями.

В 2021 году врач Александру Ботизату испытал „сумасшедшую жажду быть со своей семьей”. Профессиональный долг оставил слишком мало воскресений и праздничных дней с близкими. Дети тяжело справляются с этой ситуацией. Они просят хотя бы раз в неделю забирать их из школы или детского сада, пообещать им, что следующее воскресенье они проведут вместе. Но они также очень гордятся работой своего отца. Старшая дочь, ученица шестого класса, говорила об этом и в своих школьных проектах. До недавнего времени она была полна решимости следовать его пути, но загруженность отца на работе заставляет дочь задуматься, следует ли выбирать медицину, потому что она не может представить, как можно так долго быть оторванной от семьи.

Каждый день на пути к работе он обещает себе не реагировать эмоционально. Так было бы лучше, чтобы можно было помочь своим пациентам. Но работа с пациентами в реанимации - трудная ноша. Слишком много потерянных жизней. Слишком рано ушедших. „Жена не знала, как сказать ребенку, где его папа. Образ этого молодого человека я видел каждый день. Я видел, как он просит меня спасти его. Но он умер”. „Хотят жить и люди 80-90 лет. Видели бы вы 81-летнюю тетю, с какой любовью она хочет жить. Для нее важен каждый день. Она хочет видеть, как растут ее внуки. Вы видите эту тетю с морщинистыми руками, и думаете о том, сколько она работала, и вы пытаетесь вознаградить ее. Каждый день я заставляю себя поменьше волноваться, потому что это влияет на работу, но невозможно. Каждый раз хочется плакать. Это очень больно”, - отметил Александру Ботизату. Часто родственники страдают из-за того, что им не разрешили попрощаться с пациентом с COVID. Они ставят под сомнение усилия врачей, говорят: „Вы оставили его умирать”.

„По вечерам бывает так, что не могу и слова проронить. Я становлюсь раздражительным, на этом фоне поднимаю голос. Если молчу, еще больше злюсь, перед глазами появляются образы тех, кто умер. И даже счастливые случаи не скрадывают печаль, которую оставляет каждый умерший пациент”, - признал врач. Врачи тоже люди, и иногда им нужна эмоциональная помощь и поддержка, особенно в этот напряженный период.

Врачи, как и все остальные люди, хотят, чтобы вернулась жизнь, которая было до пандемии. До пандемии Александру Ботизату ходил в театр и успел посмотреть все постановки, но уже год не был ни на одном спектакле. „Мне грустно, что многие люди не привиты. Я хочу, чтобы люди больше доверяли врачам. Я хотел бы, чтобы власти были ближе к людям. Я хотел бы, чтобы нынешняя политическая система поддерживала людей, но я чувствую их отстраненность. У них, вероятно, есть стратегические политики, но их никто не чувствует. Людям нужно участие, но они маргинализированы”, - отметил Александру Ботизату.

Он надеется, что 2021 году даст ему надежду на то, что уменьшится количество инфекций, что следующие мутации не будут настолько агрессивными, что активизируется процесс вакцинации, и население получит коллективный или приобретенный иммунитет. Он надеется, что все будут живы. „Необходимо изменить отношение друг к другу. Необходимо радоваться успехам друг друга. Мне грустно, но в то же время я уверен, что после того, как мы победим вирус, мы не будем как работы”, - сказал врач.