logo

Условием проведения реформ Молдова ставит поддержку со стороны ЕС, OP-ED


https://www.ipn.md/index.php/ru/usloviem-provedeniya-reform-moldova-stavit-podderzhku-so-storony-es-op-7978_1031376.html

 

 


По-прежнему имеет место нездоровое поведение властей, которые ставят условием проведения реформ политическую и финансовую поддержку со стороны ЕС...

 

Дионис Ченуша
 

Стабильность властей в Кишинёве остаётся прямо пропорциональной уровню политической и финансовой поддержки, которую партнёры по развитию, особенно ЕС, готовы им предоставить. Вывод о такой взаимозависимости можно сделать из тех просьб, что были озвучены молдавским премьером Павлом Филипом в ходе его недавнего визита в Брюссель (28–30 ноября 2016 г.).

В Европейской комиссии, в Европейской службе внешних связей, а также в ходе общения с президентом Европейского союза Дональдом Туском, молдавские власти открыто заявили, что они нуждаются в политической и финансовой поддержке со стороны ЕС для проведения реформ (Gov.md, 29 ноября 2016 г.). Ведь действующие власти воспринимаются молдавской общественностью именно сквозь призму качества проводимых реформ, а абсолютное большинство реформ зависят от того, каким образом проводится в жизнь Соглашение об ассоциации. Подобные заявления несут в себе скрытые риски для имиджа Евросоюза и доверия к нему, поскольку подменяют внутреннюю политическую волю, роль которой незаменима при практическом осуществлении реформ, ожиданиями от внешних субъектов, то есть от ЕС.

Тем самым общественное мнение вводится в заблуждение, так как формируются ожидания скорее в отношении ЕС, нежели властей, исключительно на которых лежит ответственность за управление страной и, следовательно, за качество проводимых реформ.

Брюссель подтверждает необходимость доводить реформы до конца

В Брюсселе европейские учреждения чётко напомнили о том, что молдавские власти „должны продолжать и углублять реформы”, и что их результаты будет оцениваться исходя строго из действий, а не деклараций. Если снять с этих заявлений налёт дипломатии, то данный подход подтверждает, что Евросоюз не вполне доверяет Кишинёву.

Как бы то ни было, европейцы приняли решение не игнорировать усилия властей на протяжении 2016 года, без которых Соглашение с МВФ было бы невозможным. Поэтому, хотя Кишинёв и получил позитивные сигналы, они были сдержанными, особенно если сравнить их с недавно проявленным восторженным отношением к Грузии и повышенным оптимизмом в отношении Украины. В отличие от двух этих стран, Молдова удостоилась весьма общих, умеренных и расплывчатых комментариев Евросоюза (Делегация ЕС, 28 ноября 2016 г.).

Брюссель уверен в европейском векторе Молдовы

Помимо этого, европейские чиновники выразили уверенность, что после президентских выборов политическая ситуация в Молдове не претерпела существенных изменений. Они подчеркнули неизменный характер нынешних отношений между Молдовой и ЕС. Таким образом, пока большинство европейских игроков не видят каких-либо серьёзных угроз для стабильности европейского вектора в Молдове.

Эта уверенность, однако, не является всеобщей (IPN, 21 ноября 2016 г.), так как в ЕС слышны и голоса тех, кто предвидит различные риски в средне- и долгосрочной перспективе, связанные с президентством Игоря Додона, действиями России и результатами парламентских выборов 2018 года (IPN, 28 ноября 2016 г.).

В то же время, молдавские официальные лица подтвердили, что европейский вектор остаётся неизменным, независимо от действий нового президента (Euronews, 29 ноября 2016 г.).

Двойное значение „разморозки” европейской помощи

Важным аспектом, который действующие власти объявили крупным успехом, является заявление ЕС о выделении 45 миллионов евро (которые были заблокированы в 2015 году) до конца 2016 года и о готовности предоставить с 2017 года ещё 100 миллионов евро в качестве макрофинансовой помощи.

Молдавские власти рассматривают разблокированную бюджетную поддержку со стороны ЕС как дополнение к кредиту от МВФ (первый транш которого составляет 36 миллионов долларов). Но решение ЕС разморозить финансирование для Молдовы является не актом благотворительности или поддержки конкретно для нынешних властей, а логическим результатом Соглашения с МВФ, которое предписывает жёсткие реформы и эффективный механизм оценки, уделяющий особое внимание банковско-финансовому сектору.

Таким образом, с одной стороны, ЕС даёт политическое обещание разморозить финансирование. А с другой стороны он обеспечивает вмешательство дополнительного внешнего игрока (МВФ), который будет дополнять усилия по мониторингу и принуждению Кишинёва к доведению необходимых реформ до конца. Следовательно, эйфория молдавских властей по поводу „возвращения” доверия ЕС является чрезмерной. Тем не менее, достигнутый в Брюсселе результат создаёт новые предпосылки для того, чтобы власти и, соответственно, Демократическая партия, постепенно восстановили свою легитимность внутри страны.

Вместо заключения

Молдавские власти подтвердили в Брюсселе наличие у них интереса скорее к политической и финансовой поддержке со стороны ЕС, нежели к самим реформам.

По-прежнему имеет место нездоровое поведение властей, которые ставят условием проведения реформ политическую и финансовую поддержку со стороны ЕС.

Логика реформ и то, каким образом они проводятся в Молдове, создают впечатление, что власти сознательно увеличивают зависимость от внешних факторов, не проводя осязаемых реформ, продолжая порождать нужду в значительных ресурсах от внешних доноров.

И, наконец, европейская интеграция действительно является процессом, который требует больших инвестиций, а потому европейская помощь необходима. Но эта помощь не должна каким-либо образом заменять собой обязательство властей осуществлять реформы и использовать их в качестве способов получения дополнительного дохода для государственного бюджета. Ведь эти доходы могут быть получены за счёт надлежащего проведения антикоррупционной политики, как и за счёт более эффективного управления государственными финансами и собственностью.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.