logo

Уровень валютных резервов является вполне комфортным, - глава НБМ


https://www.ipn.md/index.php/ru/uroven-valyutnykh-rezervov-yavlyaetsya-vpolne-komfortnym-glava-nbm-7966_1089133.html

Уровня валютных резервов на данный момент хватает на 4,8 месяца импорта, что является вполне комфортным уровнем. Об этом заявил глава Национального банка Молдовы Октавиан Армашу. По его словам, оптимальным уровнем считаются резервы на три месяца импорта, и, соответственно, сейчас валютные резервы превышают этот уровень, передает IPN.

„Мы находимся в весьма комфортной зоне. Ожидается поступление финансирования от зарубежных партнеров. Речь здесь идет о программе сотрудничества с Международным валютным фондом, о программах, поддерживаемых Всемирным банком и партнерами из ЕС. Как вы знаете, правительство уже подписало двусторонние соглашения с некоторыми странами-партнерами из Европейского Союза”, - заявил глава НБМ в интервью для молдавских СМИ.

Комментируя интервенции Нацбанка на местном валютном рынке, Октавиан Армашу отметил, что они продиктованы складывающимися на рынке условиями. НБМ вмешивается при наличии серьезного дисбаланса между спросом и предложением на валютном рынке, и выравнивание производится для предотвращения дальнейших шоков, которые могут возникнуть в результате внезапного изменения обменного курса. Таким образом, Национальный банк обеспечивает медленную, постепенную корректировку обменного курса без шоков.

„Осенью, если вы помните, разразился так называемый „газовый” кризис, когда потребовалось закупать газ для отопительного сезона по неожиданно высоким ценам. Тогда уровень покрытия спроса на иностранную валюту предложением упал значительно ниже 30%. Так что в таких условиях НБМ, естественно, не мог не вмешаться. И он осуществил интервенцию, предоставив экономическим агентам валюту из своих резервов, чтобы они могли приобрести энергоресурсы и обеспечить газ для отопительного сезона. Так что, не вмешайся Нацбанк в тот момент, у нас случилось бы масштабное обесценивание лея. И даже если бы оно оказалось временным, оно стало бы очень большим шоком, который ощутили бы на себе все, вся экономика, и который, в свою очередь, породил бы множество других шоков, в том числе для банковского и реального секторов. Но прежде всего это привело бы к росту цен на газ”, - пояснил глава НБМ.

Чтобы это предотвратить, Нацбанк осуществил интервенцию, и рынок медленно адаптировался к новым условиям. Интервенции НБМ позволили вывести с рынка около семи миллиардов леев, денежная масса была сокращена. Что является позитивной вещью в условиях высокой инфляции, сообщил Армашу.

„Хочу отметить, что после того, как рынок успокаивается, то есть исчезает нервозность, ситуация на рынке становится обратной, и мы начинаем вновь скупать валюту, пополняя резервы. Кстати, так произошло в январе. В феврале разразился новый шок – военный конфликт в Украине. Этот конфликт породил большую нервозность на рынке, среди экономических агентов и физических лиц. Мы наблюдали некоторый вывод средств с депозитов, мы увидели, как некоторые экономические агенты и физические лица начали конвертировать свои депозиты в молдавских леях в иностранную валюту, что создало дополнительный спрос на иностранную валюту на рынке”, - рассказал Октавиан Армашу.

В этих условиях, следуя той же логике, Национальный банк осуществил интервенцию и предоставил рынку необходимую валюту, чтобы успокоить рынок. А потом ситуация поменялась на обратную, и во второй половине марта – начале апреля НБМ вновь оказался в ситуации, когда он должен был скупать валюту на рынке и возобновлять валютные резервы Нацбанка.