logo

«Униря» без присутствия «производителя», но с участием «продукта» его деятельности. Субъективные заметки


https://www.ipn.md/index.php/ru/unirya-bez-prisutstviya-proizvoditelya-no-s-uchastiem-produkta-ego-deyatelnosti--7978_1040769.html

„На мероприятии, посвященном столетию Объединения, отсутствовал «производитель» возможного будущего объединения Республики Молдова с Румынией, но присутствовал «продукт» его деятельности, как результат более полувекового процесса...”
---


Внимательный наблюдатель мог бы заметить среди участников того, что организаторы назвали „Великим Собранием Столетия”, состоявшегося в минувшее воскресенье, в основном, более суровые, обожженные солнцем и ветром лица, негородские лица. Более массивное участие сельских жителей, по сравнению с городскими, кажется, стало одной из отличительных черт воскресного мероприятия, по сравнению с другими массовыми мероприятиями, проводимых в последние годы на площади Великого Национального Собрания. Такое впечатление складывается и благодаря самому большому числу людей из сельской местности, выступающих за последние 25 лет с микрофонов подобных мероприятий в центре столицы, в основном, примаров населенных пунктов, подписавших символические заявления об объединении.

Жители сел стали более активными унионистами?

Из тех же наблюдений: возраст большинства участников был в пределах 35-40 и 55-60 лет, представители категорий тяготеющих к среднему классу, со средней с эстетической и ценовой точки зрения одеждой, с личными знаками различия помимо коллективных, связанных со Столетием. И гораздо меньше молодых людей из сел. И еще меньше горожан, в целом. Или, возможно, лица молодых людей из сел еще не так явно загрубели…

Почему сельские жители стали большими последователями Объединения? Сельские жители, которые, как правило, являются более приземленными, более прагматичными в отношении политических концепций и приманок, чем их городские „коллеги?

Один из ответов может быть в том, что и жители сел разделяют чувства, связанные с идентичностью, общностью языка, истории и культуры с румынами с правого берега Прута. Это может относиться, в частности, к части сельской интеллигенции, более информированной, чем большинство людей, которые остались в селах. А поскольку мы не можем предполагать, что в воскресной акции приняли участие только сельские учителя и врачи, нужно признать, что и эта категория может быть сильно мотивирована и более общими соображениями для всего населения, поддерживающего объединение, особенно из сел.

Объединение, как последний шанс?

По-видимому, для всех сельских жителей-унионистов Объединение является последним шансом изменить жизнь. Это происходит после того, как они пережили провал других идеалов и надежд в этом направлении. Обобщая, можно сказать, что, на данный момент, большинство людей, которые приняли идею объединения - это люди трудоспособного возраста из сел Молдовы, которые несут на себе бремя тяжелого сельского труда, всю тяжесть отсутствия детей, уехавших за границу в поисках лучшей доли, чем у родителей, тяжесть острой нехватки врачей, учителей, школьников и рабочей силы, тяжесть бедности и безысходности. Скорее всего, именно это имел в виду один из выступавших на воскресном собрании, когда сказал, что „если государство не сделает Объединение, тогда село это сделает”.

Таким образом, во многих отношениях, степень проникновения идеи Объединения в общество, помимо соображений идентичности, прямо пропорциональна степени разочарований и неудач, пережитых людьми и, в частности, из сел. Основными создателями такого состояния духа являются все власти, чередовавшиеся с момента провозглашения независимости, абсолютно все, не только последних лет, которые провозгласили себя проевропейскими, как выразился в воскресенье президент Игорь Додон, известный противник идеи Объединения. Все, в том числе бывшая коммунистическая власть, выступающая за „государственность” и существующая до „проевропейской” власти, в которую входил и сам г-н президент, внесла свою часть „вклада” в уничтожение идеалов в действительно лучшую жизнь, соответственно, в создание „продукта Объединения”.

Иллюзорная „государственность” и „стабильность”

Остается актуальной и сегодня история изложенная в давнишнем анализе IPN. Речь идет о человеке, переход которого в категорию лиц с тяжелыми формами инвалидности совпал с началом коммунистического правления, когда ему была назначена пенсия в 400 леев в месяц. В течение восьми лет „государственности” и „стабильности”, его пенсия увеличилась на 50 леев в год, примерно на 2-3 евро, достигнув 800 леев в конце той власти, сейчас это было бы около 40 евро. Спустя несколько лет, вынуждены и об этом написать в продолжении, человек умер так и не воспользовавшись реальными плодами этой самой „государственности” и „стабильности”. С другой стороны, все пенсионеры в Республике Молдова, и все крестьяне, в частности, знают, что в Румынии пенсии и зарплаты в настоящее время в десятки раз больше. Все знают, что румынский паспорт дает больше прав в мире и в частности в Европе, дает свободный доступ к европейскому уровню жизни. Все знают, что собственное государство в течение 25 лет так и не нашло денег для ремонта школ и детских садов в селах, а „чужое” государство – Румыния, нашла...

Провальное „со старта” и провал как процесс

Возможно, не все согласятся со старым тезисом, выдвинутым известным трибуном Объединения на воскресной манифестации, согласно которому „государство Республика Молдова было провальным с самого начала проектом”. Но гораздо больше людей согласились бы с тем, что „проект государства Республика Молдова проваливают с самого начала и до сих пор”. Ответственность за этот провал принадлежит, в значительной степени, всем прошлым властям, но и нынешняя еще не доказало, что заслуживает удаления из этого списка.

На воскресное Собрание не решились прийти представители нынешней или бывших властей, которые взяли бы на себя ответственность за вынужденное чувство Объединения у многих молдаван. В этом смысле, на манифестации в центре Кишинева отсутствовал «производитель» возможного будущего Объединения Республики Молдова с Румынией, но присутствовал «продукт»  его деятельности, как результат более полувекового процесса...

Валериу Василикэ, IPN