„Решительные действия экс-президента Владимира Воронина против приднестровских лидеров после того, как ему в лицо закрыли все пути, свидетельствуют о том, что и в настоящее время нужны конкретные действия, чтобы приднестровские лидеры чему-то научились. Речь идет о тщательном урегулировании способа голосования граждан, проживающих в приднестровском регионе, для того, чтобы испортить возможные неясные договоренности в рамках олигархической дипломатии, к которой стремится глава местного филиала российского имперского фронта...”
---
На торг со своей ценой не ездят
Предвыборная кампания досрочных парламентских выборов показывает новые и старые дефекты Республики Молдова. Одним из них является участие приднестровцев в национальных выборах. Никто не сомневается, что молдавские граждане, проживающие на левом берегу Днестра, должны иметь возможность участвовать в национальных выборах. Тем не менее, существует ряд проблем, созданных приднестровскими лидерами, которые затрудняют участие граждан региона в выборах. Среди препятствий - недопущение открытия избирательных участков на левом берегу Днестра и крайне агрессивное пропагандистское давление на граждан против Республики Молдова. В связи с этим, чтобы промывка мозгов никак не пострадала, конкурентам на выборах, зарегистрированным Центральной избирательной комиссией (ЦИК) Республики Молдова, запрещено прямое общение с избирателями левобережья Днестра.
Недавно Альянс за объединение румын (AUR), зарегистрированный в качестве конкурента на выборах, провел эксперимент по выяснению вышеупомянутой проблемы. Эксперимент выявил то, что ожидалось - приднестровские военнослужащие не пустили автобус AUR с кандидатами формирования на территорию левобережья Днестра. В связи с этим AUR обратился в ЦИК из-за того, что формированию ограничили право общаться с избирателями: „Этот инцидент является вопиющим нарушением закона, и поскольку ЦИК решила открыть 41 избирательный участок для избирателей приднестровского региона, они должны иметь право быть проинформированными о кандидатах на выборах и их предвыборных программах. В противном случае эти избиратели лишены права знать, за кого они голосуют, и являются заложниками авторитарного, недемократического и незаконного режима”.
Действительно, везде, где есть молдавские граждане, от Токио до Ванкувера, электоральные конкуренты, участвующие в избирательной кампании, могут свободно встречаться с избирателями, за исключением левобережья Днестра. В таких обстоятельствах, обращение AUR является своевременным. Тем более что лидер молдавского филиала Изборского клуба, то есть российского имперского фронта, депутат от Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) и кандидат от Избирательного блока коммунистов и социалистов (ИБКС) Богдан Цырдя раскрыл российской аудитории план ИБКС - выиграть парламентские выборы при поддержке приднестровских избирателей: „Окончательные результаты выборов зависят от участия молдаван из России и Приднестровья. В России 17 избирательных участков, умножаем на 5, соответственно могут участвовать 70-80 тыс. В Приднестровье 200 тыс. граждан, и мы сделаем все, чтобы обеспечить им условия для голосования”. Так выглядят оптимистичные расчеты ИБКС на фоне невозможности других конкурентов на выборах проводить кампанию на левом берегу Днестра.
Как известно, на торг со своей ценой не ездят. До недавнего времени, на протяжении примерно 20 лет приднестровцы голосовали на национальных выборах в Республике Молдова в небольшой пропорции – менее процента от общего количества голосов, высказанных за всех конкурентов на выборах. Таким образом, до парламентских выборов в феврале 2019 года голосование приднестровцев было очень слабым. Первым, кто захотел массивно использовать приднестровские голоса, был бывший координатор исполнительной власти Республики Молдова Влад Плахотнюк. Его усилия привели к тому, что на парламентских выборах 24 февраля 2019 года участие приднестровцев увеличилось примерно в 4 раза, более чем до 37 тысяч! Это произошло благодаря олигархической дипломатии (стр. 261), что позволило ему получить двух независимых, полностью анонимных депутатов, избранных массовым голосованием приднестровцев. Для достижения такого результата избиратели были организованно доставлены на избирательные участки, и были доказательства того, что они были подкуплены. ПСРМ попыталась развить избирательные инновации Плахотнюка на президентских выборах в ноябре 2020 года, но это не помогло Игорю Додону. И в нынешней избирательной кампании надежда на приднестровцев очень высока, как заявил глава молдавского филиала Изборского клуба.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним
Намерение AUR провести кампанию на левобережье Днестра было язвительно прокомментировано аффилированной ИБКС прессой: „То, что автобусу AUR не разрешили въехать в Приднестровье, должно восприниматься унионистами как проявление доброй воли. В противном случае было бы забавно наблюдать, как приднестровцы реагируют ... на призывы унионистов к объединению со своей Родиной - Румынией. Они бы дали им пинка ... Есть подозрения, что AUR даже не намеревался доехать до Рыбницы. Они хотели просто поднять шум”.
Можно предположить, что AUR спланировал свое действие, получив ожидаемый результат. В связи с этим, комментарии сторонников ИБКС нелепы. Ирония судьбы в том, что это именно то, что произошло на самом деле с нынешним лидером ИБКС Владимиром Ворониным. Разница между статусом лидеров AUR и лидером ИБКС заключается в том, что Воронин занимал должность президента суверенного и независимого государства Республики Молдова, которая включает и территорию левобережья Днестра. Дело в том, что недавно исполнилось ровно 20 лет тому, как президенту Владимиру Воронину захлопнули дверь прямо в лицо, когда он хотел посетить монастырь Ноул Нямц, расположенный на суверенной территории страны, которой он руководил. И это произошло через месяц после подписания протоколов, которые признавали ряд полномочий сепаратистского режима в его отношениях с Республикой Молдова. Более того, Воронину не разрешили въезд на территорию левобережья Днестра, несмотря на ходатайства и молитвы патриарха Московского и всея Руси. В этом контексте, чтобы унизить президента Воронина, приднестровские спецслужбы опубликовали пресс-релиз, в котором обвинили его в преднамеренной провокации инцидента, не попросив разрешения приднестровских лидеров на въезд на контролируемую ими территорию.
Но кульминация унижения президента Воронина произошла несколько лет спустя, в 2008 году, когда приднестровцы запретили ему въезд в его родное село - Коржова. Тогда визит действительно был оговорен, но запрет все равно поступил во второй раз. Упомянутые инциденты оказали большое влияние после ряда инициатив Воронина:
-
были аннулированы молдавские таможенные штампы, с помощью которых неконституционный режим левобережья Днестра осуществлял международную торговлю;
-
было объявлено об изменении евразийского вектора на европейский и о введении миссии EUBAM на границе с Украиной;
-
было достигнуто глубокое замораживание приднестровского конфликта под наблюдением международного формата “5+2”.
Все вышесказанное произошло после того, как формулы приднестровского урегулирования президента Воронина оказались нереализованными, в том числе три проекта федерализации Молдовы. Имея полную поддержку России, приднестровские лидеры предпочли превратить регион в авторитарный, закрытый анклав без шансов на развитие. В таких обстоятельствах raison d'être для Приднестровья заключается в сохранении Республики Молдова закрепленной в зоне интересов России. Эту стратегию продвигал и бывший президент Республики Молдова Игорь Додон, второй нынешний лидер ИБКС, который предвидел начало президентского мандата новым проектом федерализации Молдовы, затем продолжил так называемый комплексный пакет и т. д. Но, как и Воронин, он не смог решить ни одной проблемы, связанной с приднестровским урегулированием.
В целом, за последние 10 лет единственный прогресс в приднестровском урегулировании был достигнут в рамках так называемой олигархической дипломатии Влада Плахотнюка: восстановление прямой телефонной связи, ремонт одного из мостов на Днестре, признание дипломов о высшем образовании и т.д. Уже было отмечено, что вместо этого Плахотнюк получил два мандата независимых депутатов.
Выводы
Эксперимент AUR по доступу на территорию левобережья Днестра - это некий римейк, который спустя 20 лет указывает на унижение, которое пришлось пережить нынешнему лидеру ИБКС со стороны приднестровских лидеров. С этой точки зрения злые комментарии аффилированных ИБКС СМИ лишь наносят ущерб ему, показывая, что ни Владимир Воронин, ни его ученик – Игорь Додон не смогли решить приднестровскую проблему.
Решительные действия экс-президента Владимира Воронина против приднестровских лидеров после того, как ему в лицо закрыли все пути, свидетельствуют о том, что и в настоящее время нужны конкретные действия, чтобы приднестровские лидеры чему-то научились. Речь идет о тщательном урегулировании способа голосования граждан, проживающих в приднестровском регионе, для того, чтобы испортить возможные неясные договоренности в рамках олигархической дипломатии, к которой стремится глава местного филиала российского имперского фронта.
К молдавским гражданам левобережья Днестра нужно относиться с уважением, обеспечивая им все права, в том числе голосование на национальных выборах. В то же время неприемлема практика подкупа избирателей во время их организованной транспортировки на избирательные участки.
Поскольку приднестровские граждане не могут общаться с кандидатами на парламентских выборах в стране, у них нет другого выхода, кроме как узнавать о предвыборных предложениях конкурентов через интернет. Также в интернете граждане приднестровского региона могут найти соответствующую информацию о судьбе других сепаратистских анклавах - подарках российского народа, которые были созданы и для прикрепления Грузии и Украины к интересам имперского фронта.