logo

Цветовая палитра молдавско-российских и молдавско-румынских отношений. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/tsvetovaya-palitra-moldavsko-rossiyskikh-i-moldavsko-rumynskikh-otnosheniy-debat-8004_1086136.html

В последнее время в двусторонних отношениях между Республикой Молдова и Румынией, с одной стороны, и между Республикой Молдова и Россией, с другой стороны, произошли важные события, по которым можно оценить качество этих отношений. Сравнительный анализ отношений Республики Молдова с этими двумя государствами, прошедших через всю „хроматическую палитру”, не только сквозь призму последних событий, попытались сделать участники публичных дебатов „Цветовая палитра молдавско-российских и молдавско-румынских отношений: сходства, различия, мотивы, процессы, решения”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан объяснил, что „прагматические отношения” между государствами - это те отношения, которые свободны от всевозможных идеологических, исторических факторов, это отношения, в которых два или более государства стремятся к взаимной выгоде. „Что касается „стратегических партнерских отношений”, можно отметить Базовый договор, подписанный Молдовой и Российской Федерацией в ноябре 2001 года, который предусматривает, что отношения между двумя государствами основаны на стратегическом партнерстве. Этот тип партнерства означает, что два государства, когда это необходимо, действуют скоординированным образом, чтобы обеспечить своего рода синергию. „Особые отношения” предполагают существование особых факторов, таких как этнические факторы, языковое единство и др. Особые отношения могут считаться между Республикой Молдова и Румынией или отношениями между Азербайджаном и Турцией, для которых была и создана Организация тюркских государств”, - сказал эксперт.

„Напряженные отношения”, - говорит Игорь Боцан, - это те отношения, когда между государствами возникают определенные конфликты. „Молдова имела напряженные отношения с Россией в 2005 году, когда Молдова подвергалась торгово-экономическим санкциям. Эта напряженность возникла после того, как Республика Молдова попыталась через EUBAM ввести таможенный контроль на приднестровском участке молдавско-украинской границы. „Вассальные отношения” специфичны для Средневековья, но в современной лексике это не что иное, как отношения политической и экономической зависимости одного государства от другого”, - сказал он.

Вернувшись к молдавско-российскому договору, подписанному в 2001 году и продленному недавно, эксперт отметил, что на его основе два государства должны были укрепить обоюдные усилия. „Но этого не произошло, потому что в 2002 году тогдашний президент Владимир Воронин публично заявил после того, как попросил своего коллегу Владимира Путина устранить из Республики Молдова Смирнова, что „если стратегический партнер Республики Молдова не хочет помогать ей решать проблемы, в первую очередь, приднестровскую проблему, тогда Республика Молдова будет искать другого стратегического партнера”. Об этом было сказано до подписания указа от 1 ноября 2002 года, когда Молдова официально начала свой курс на европейскую интеграцию”, - сказал Игорь Боцан.

По его словам, отношения Молдовы с Россией и Румынией имеют большое значение, поскольку территория Республики Молдова-Бессарабия, с одной стороны, была оспорена СССР после Великого объединения в марте 1918 года. „Впоследствии СССР после подписания пакта Рибентропа-Молотова заявил о своем праве над этой территорией, забрав якобы ее обратно. Граждане Республики Молдова говорят по-румынски, являются этническими румынами, разница между двумя государствами заключается в том, что они жили в политических системах, которые похожи друг на друга, но все же были разными, отсюда возникает и тенденция характеризовать отношения с Румынией как особенные”, - сказал Игорь Боцан.

Специалист в области сравнительных политик и международных отношений Марк Мазуряну считает, что государства, на самом деле, ни на внутреннем, ни на международном уровне не действуют отдельно. По его мнению, государство владеет множеством уровней, актеров, интересов, все кристаллизуясь на определенные полюса интересов. „Поэтому, когда речь идет об интересах и взаимодействии между государствами, следует считать уровень интересов, и тогда речь идет не о взаимодействии между Молдовой и Румынией, между Молдовой и Россией, а между Молдовами, Россиями и Румыниями, во множественном числе”, - сказал эксперт.

„И это потому, что есть экономические уровни, этнокультурные, исторические интересы и т. д. Есть разные классы и группы, которые видят реальность очень антагонистически и не обязательно кристаллизуется своего рода единый интерес Молдовы, Румынии или России”, - добавил Марк Мазуряну.

Директор Института юридических, политических и социологических исследований Виктор Жук утверждает, что в Молдове роль субъективного фактора, то есть политическая принадлежность и политические предпочтения играли определяющую роль, потому что внешняя политика Республики Молдова часто нацеливалась на западно-восточную зону, часто ступая на нерешенный конфликт. „В том смысле, что улучшение отношений в одном направлении привело к ухудшению отношений в другом направлении, и этот факт может быть продемонстрирован эволюцией внешней политики Республики Молдова в период после независимости. „С одной стороны, последние события отмечают отношения между Республикой Молдова и Российской Федерацией тем, что проблема природного газа стала не столько на уровне государственной политики, сколько государственной политикой. С другой стороны, многоческленная помощь со стороны Румынии, особенно после прихода новой власти в Молдове, является фактором, способствующим повышению уровня отношений между двумя сторонами. С Румынией у Молдовы особые отношения. Молдова считает Российскую Федерацию „стратегическим партнером”, а Россия Молдову „партнером”. Молдова считает, что в отношениях с Россией нужны прагматические отношения, а Россия идентифицирует и другие формы выражения и реализации отношений по отношению к Молдове”, - сказал он.

Виктор Жук также говорит, что теоретически существуют и „клиентские отношения”, и „отношения на основе суверенитета-зависимости”. „Молдова скорее является для России сегментом своих геополитических интересов. Россия уже не готова к тому, чтобы легко уступить каждое государство в ЕС или НАТО, и наоборот, считает целесообразным расширить свои геополитические сферы влияния, используя в том числе торговую политику, учитывая, что Газпром - это акционерное общество, и де-факто является инструментом реализации внешней политики России как на азиатском, так и на европейском сегменте. Молдова находится в неблагоприятной политической ситуации, потому что она должна балансировать перед лицом опасностей, а политические элиты не осознают свою роль в обеспечении национальных интересов”, - сказал Виктор Жук.

215-е публичные дебаты „Цветовая палитра молдавско-российских и молдавско-румынских отношений: сходства, различия, мотивы, процессы, решения” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” реализованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.