logo

Центризбирком Гагаузии: успех создания и проблема легализации, OP-ED


https://www.ipn.md/index.php/ru/tsentrizbirkom-gagauzii-uspekh-sozdaniya-i-problema-legalizatsii-op-ed-7978_1048222.html

 

 
Создание ЦИК Гагаузии было необходимым и оправданным решением. Однако, в отличие от экспертного подхода, у практических решений своя логика, основанная на интересах и политической воле. Не случайно, данная комиссия стала редким, а, возможно, даже единственным после 1994 года успешным примером создания официального органа, который бы развивал и реализовывал на практике компетенции Гагаузии...


 

Вячеслав Крачун
 

10 апреля в Кишинёве состоялась презентация исследования директора ассоциации ADEPT Игоря Боцана «Центральная избирательная комиссия Гагаузии в правовом поле Республики Молдова». Момент появления работы более чем символичный – Гагаузская автономия находится на пороге выборов башкана, которые станут первым подобным испытанием для местного ЦИК-а и которые уже на этом этапе выявили сложности, вызванные несоответствием региональных и национальных законов. Впрочем, считают эксперты, проблема не только в законодательстве.

Становление «избирательных традиций»

Исследование профинансировало представительство Евросоюза в Республике Молдова в рамках проекта «Развитие гражданского общества в Гагаузии», реализуемого Фондом Сороса в Молдове, Центром «Контакт» и общественной ассоциацией «Пилигрим-Демо». Как заявила во время презентации Глава отдела политических и экономических отношений делегации ЕС в Молдове Уршула Паллаш (Urszula Pałłasz), данная работа «должна помочь властям в определении статуса ЦИК автономии и устранении возможных проблем и противоречий».

В чём именно заключаются проблемы, пояснил сам автор исследования. Как рассказал Игорь Боцан, до 2015 г. в автономии не было цельного кодекса о выборах, а кампании по избранию башкана и Народного собрания проводились на основании разрозненных положений и постановлений.

«До тех пор и ЦИК Гагаузии не имел статуса постоянно действующего органа и формировался как временная структура для проведения конкретной избирательной кампании. Всё это негативно отражалось на самом процессе выборов. В частности, не проводилась своевременная оценка бюджетов и, соответственно, не выделялись в срок необходимые финансовые ресурсы для выборов. Кроме того, не проводился надлежащий инструктаж должностных лиц, работающих в избирательной сфере, и задерживался запуск избирательных процедур», - говорит эксперт.

В этих условиях, считает Игорь Боцан, в Гагаузии было невозможно появление и укоренение адекватных «избирательных традиций», в отличие от ситуации на национальном уровне, где ЦИК Республики Молдова действует на постоянной основе ещё с 1997 года.  

Принятый в июле 2015 года Избирательный кодекс Гагаузии и учреждённая в декабре того же года Центральная избирательная комиссия Гагаузии во многом решили имеющиеся проблемы. Вместе с тем, как выявил эксперт, Избирательным кодексом Гагаузии предусматривается ряд несвойственных ЦИК автономии полномочий и обязанностей, которые для их практической реализации должны быть официально утверждены в Кодексе о выборах Республики Молдова. Этот ряд полномочий и обязанностей относится к сотрудничеству избирательной комиссии автономии с национальным Центризбиркомом и другими государственными организациями республики.

«Легализация» комиссии

Поправки в Избирательный кодекс Республики Молдова (РМ), предусматривающие «легализацию» ЦИК Гагаузии – одна из главных рекомендаций исследования Игоря Боцана. В этом смысле, мяч на стороне Народного собрания, которое обладает правом законодательной инициативы в парламент страны.

Однако, по словам председателя электорального органа автономии Ивана Комура, для полноценной работы возглавляемой им структуры необходимы и другие законодательные инициативы. Речь идёт о поправках в Закон о едином классификаторе, в действующей редакции которого отсутствуют такие должности, как председатель и секретарь ЦИК Гагаузии. Это означает, что и сам Иван Комур, и все остальные работники комиссии по молдавскому законодательству не являются госслужащими. Кроме того, не вполне ясен механизм начисления этим работникам официальной зарплаты и обеспечения социальных гарантий. Ещё одна проблема, озвученная Иваном Комуром, касается официального реестра избирателей, который ЦИК РМ не вправе передавать коллегам из автономии.

Однако, отсутствие гагаузской комиссии в молдавском законодательстве не стало препятствием для неформального взаимодействия двух органов.

«Что касается человеческих и профессиональных качеств, а также решения организационных вопросов, в этом плане с ЦИК Молдовы у нас сложилось очень хорошее сотрудничество. Можно сказать, что они переживают за ЦИК Гагаузии больше, чем кто-либо в самой Гагаузии», - признался Иван Комур.

Политические проблемы

Но не все готовы объяснять сложности с организацией выборов в Гагаузии только лишь недостатками законодательства. По мнению экс-депутата Парламента, эксперта проекта по гармонизации гагаузского и национального законодательства Александра Стояногло, гагаузские законы «в силу разных обстоятельств не могли быть совершенными», а нынешняя конфликтная ситуация, которая сложилась в Гагаузии между башканом и депутатами НСГ, «носит искусственный характер».

Бывший депутат заметил, что в последние 10 и более лет Гагаузию всегда использовали как очаг социальной напряженности.

«И когда в Кишиневе возникают какие-то проблемы, они очень быстро переносятся на регион. Особенно тогда, когда они манипулируются из Центра через определенные политические силы. Это имеет место быть сейчас. Это надо пережить и, в то же время, дальше совершенствовать законодательство», - отметил Стояногло.

Участники мероприятия, включая самого автора исследования, были едины в том, что создание ЦИК Гагаузии, как постоянно действующего органа, было необходимым и оправданным решением. Однако, в отличие от экспертного подхода, у практических решений своя логика, основанная на интересах и политической воле. Не случайно данная комиссия является одним из немногих успешных примеров создания официального органа, который бы развивал и реализовывал на практике компетенции Гагаузии после придания региону автономного статуса в 1994 году.

 
Вячеслав Крачун, Комрат

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.