logo

Требуется разграничить условную и уголовную составляющую преступности в документах о сексуальном домогательстве


https://www.ipn.md/index.php/ru/trebuetsya-razgranichit-uslovnuyu-i-ugolovnuyu-sostavlyayushchuyu-prestupnosti-v-7967_1076989.html

В Республике Молдова существует пробел в законодательстве по чёткому разграничению условной и уголовной составляющей преступлений такого рода. Таково мнение Яна Фельдмана, председателя Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, имея в виду, в частности, преступление в виде домогательства по признаку пола. „Почему важно это разграничение? Потому что многие дела, которые, по сути, могут быть отнесены к уголовной сфере, рассматриваются с точки зрения правонарушителя. А могут существовать и случаи наоборот”, - заявил Ян Фельдман на пресс-конференции в IPN.

Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, а также Центр прав женщин и Центр партнёрства в целях развития направляют совместное обращение к парламентариям, чтобы они пересмотрели правовые рамки по предотвращению домогательств по признаку пола и сексуальных домогательств по месту работы. Инициатива направлена на внесение поправок в восемь законодательных актов. „Это долгожданное и очень необходимое улучшение законодательной базы в тех условиях, в которых сейчас находится Республика Молдова. Но не только с точки зрения наложения штрафных санкций или криминализации дел, но и с точки зрения предотвращения”, - отметил клинический психолог Ян Фельдман.

Председатель Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства считает, что в настоящее время есть случаи, когда к людям применяются штрафные санкции за совершение актов домогательств по признаку пола. Приветствуется, что за эти деяния было вынесено наказание, но применяемые санкции не всегда соразмерны тяжести совершенного преступления. „Это только начало борьбы, и для прояснения ситуации и выработки более понятного и ясного со всех точек зрения подхода необходимо поддержать эту инициативу (по внесению поправок в правовую базу, - примеч. ред.)”, - сказал Ян Фельдман.

Адвокат Центра прав женщин Арина Цуркан отметила на той же пресс-конференции, что юристам трудно отличить, когда это акт дискриминации, а когда речь идет о сексуальных домогательствах, подпадающих под действие закона об уголовном преступлении. Тем более трудно самим жертвам определить эту разницу.

„Необходима ясная нормативно-правовая база, чтобы жертвы знали, по какому случаю обращаются. Часто из-за такой неясности потерпевшие обращаются в какое-либо учреждение, например, к работодателю или в инспекцию труда, и за время рассмотрения ими обращения срок давности может истечь. Крайний срок для сообщения об этих случаях, например, в Совет по предупреждению дискриминации и обеспечению равенства, составляет один год. И тогда жертва, которая обратилась в какие-то учреждения, которые не вправе рассматривать эти жалобы, может упустить предписанный срок давности или разочароваться”, - подчеркнула Арина Цуркан.

По словам адвоката, в правовой норме необходимо очень чётко указать, когда и куда следует сообщать о случаях домогательств. Сексуальные домогательства - это преступление, и его необходимо рассматривать соответствующим образом.