Сто дней нового генерального примара Кишинэу. Анализ Info-Prim Neo, ЧАСТЬ V
https://www.ipn.md/index.php/ru/sto-dney-novogo-generalnogo-primara-kishineu-analiz-info-prim-neo-7965_967144.html
Соблюдая букву и дух традиции «первых 100 дней», Агентство Info-Prim Neo предлагает первую серию анализа деятельности столичной администрации, сформированной в результате последних местных выборов в муниципии Кишинэу. Четыре предыдущих части анализа, выпущенные с 29 октября по 1 ноября, были посвящены общим впечатлениям, ряду действий, предпринятых новым генеральным примаром столицы Дорином Киртоакэ в этот первый период мандата, его отношениям с муниципальными чиновниками, центральной администрацией, а также политическими формированиями, в частности, представленными в Муниципальном совете Кишинэу (МСК).
Hapяду с плюсами отмеченными в деятельности примара за данный период, была зафиксирована и определенная доза нетранспарентности в его политических отношениях в процессе формирования мажоритарной коалиции в МСК. В качестве примера мы приводили тот факт, что за четыре месяца мандата, истекающих сегодня, 5 ноября, не было проведено ни одной пресс-конференции, не было выпущено ни одного сообщения для прессы на эту тему, которая, без сомнения, представляла большой общественный интерес и вызывала значительное беспокойство жителей столицы, в частности, тех, кто хотел перемен после выборов 3 июня. Пресс-конференции и сообщения для прессы, проведенные и выпущенные по собственной инициативе, показали бы внутренние потребности в квалифицированном диалоге нового примара с обществом и избирателями. Это в какой-то степени неожиданный вывод, поскольку в целом поведение примара можно считать открытым для общения и даже заботливым в об отношениях с прессой.
[Форма и содержание в отношениях с прессой]
Впервые примар Кишинэу уделяет много внимания прессе и в соответствии с ее социальным статусом. Впервые муниципальные чиновники постоянно, систематически стимулируются предоставлять прессе всю затребованную информацию. Впервые чиновники подвергаются санкциям за ограничение доступа прессы к заседаниям и информации, представляющей общественный интерес. Начальнику Главного управления образования Татьяна Твердохлеб был вынесен публичный выговор за соответствующее поведение. «Местная администрация не работает с информацией, являющейся государственной тайной, поэтому журналисты имеют все право на то, чтобы получать информацию в любой сфере, представляющей общественный интерес», - такую позицию примар Дорин Киртоакэ озвучил уже неоднократно.
Впервые примар требует и от полиции уважать статус прессы и журналистов.
Значимая деталь: впервые корреспонденты, присутствующие на продолжительных и не всегда приятных заседаниях Муниципального совета Кишинэу, приглашаются в перерывах выпить чай рядом с муниципальными советниками и руководством примэрии. Говорят, по инициативе примара.
В то же время журналисты лишились определенных позиций, которые ранее были у них в примэрии. Они потеряли в определенной степени стратегические места, которые они занимали за полукруглым столом перед залом заседаний. Эти места в большей степени соответствовали их положению наблюдателей того, что происходит в местной публичной администрации и в столице в целом. Сейчас журналисты рассеялись по залу и сидят кто, где может, если они придут заранее и займут стул. А на их прежних местах сидит генеральный примар в компании примаров пригородных населенных пунктов и, возможно, заявления Дорина Киртоакэ о важности труда журналистов представляются не совсем убедительными для подчиненных ему чиновников.
Этого коллективного «наблюдающего ока» новому примару будет не хватать в будущем.
Пресса в какой-то степени потеряла позиции в процессе квалифицированного документирования происходящего и из-за других проведенных примаром изменений. Чиновники уже не вызываются с отчетом за центральную кафедру, как было ранее, а докладывают о ситуации с места, не вставая со стула. Журналисты, в частности с радиостанций и телеканалов, а также фотокорреспонденты, да и все остальные не успевают снять качественную фотографию, обеспечить звук, начать снимать вовремя и отснять материала в достаточной мере. Операторы с камерами вынуждены перебегать из одного угла зала в другой, что отвлекает присутствующих и может послужить для кого-то предлогом ввести запрет или ограничить доступ прессы, по примеру правительства, парламента и президентуры, в том числе посредством введения системы аккредитации.
В этой ситуации, похоже, уже есть что терять и примару. Известно, что для ответа «у доски» школьнику требуется более основательная подготовка, чем для ответа «с места». Во втором случае он может бросать молниеносные взгляды на открытую на своем столе книгу, на конспект соседа, прислушиваться к подсказкам с соседней парты, а в самом плохом случае, можно положиться на «локоть» соседа в том, в верном направлении он развивает свою мысль или нет. Не говоря уже о том, что можно скрыться и от глаз инспекторов (журналистов), присутствующих на уроке. Может, и в этих изменениях примару следует искать корни «корпоративной чиновничьей солидаризации», о которой мы упоминали во второй и третьей частях настоящего анализа...
Намного хуже то, что и к концу четвертого месяца пребывания на должности генеральный примар Дорин Киртоакэ не продемонстрировал того, что его действительно беспокоит случай приватизации муниципальных СМИ Radio Antena C и Евро TV Chişinău, а также того, в каком направлении идет это беспокойство. Три месяца назад он согласился взять на себя возложенную МСК задачу самостоятельно изучить это дело, хотя на том же заседании прозвучало и предложение создать соответствующую комиссию, состоящую из нескольких муниципальных советников. Видимо, тогда подобное поведение было оправдано политическими аспектами, ведь в мажоритарную коалицию тогда входили советники от ХДНП, которые проголосовали наряду с советниками-коммунистами принудительную приватизацию муниципальных СМИ, преследуя, как говорят, и более прагматичный интерес. ХДНП давно уже не в коалиции, и вопрос в том, не возникло ли между делом других интересов затянуть рассмотрение ситуации...
Кроме того, несколько месяцев назад к примару обращались с запросом выделить для прессы по минимуму оборудованный кабинет для нормального исполнения журналистами своих обязанностей...
[Отношения с гражданами]
Обычный гражданин намного больше представлен в заботах местной публичной администрации столицы, в частности, взгляд гражданина на положение дел. И это объясняется тем, что обычного гражданина в столичной публичной администрации представляет генеральный примар Кишинэу, который все еще не разучился смотреть на вещи глазами рядового горожанина.
На первом этапе примар посвящал подряд часы и дни приему граждан. Говорят, Дорин Киртоакэ предпочел беседовать с жителями Кишинэу по «прямой телефонной линии» посредством муниципальной газеты „Capitala”, об организации которой было объявлено заранее, нежели ехать на встречу с румынским премьером Тэричану, прибывшим в Кишинэу с молниеносным визитом. Хотя речь шла не о двусторонней встрече.
Примар вовремя осознал, что не сможет принять всех желающих. Он распорядился, чтобы претуры и подчиняющиеся ему структуры пересмотрели отношение и формы работы с гражданами. Правда, опять же, неизвестно, выполнили ли подчиненные соответствующее распоряжение, а если выполнили, то в какой форме.
Похоже, новый примар не возлагает очень много надежд на новый Центр информирования и документирования граждан, созданный при примэрии бывшими исполняющими обязанности Василе Урсу и Вячеславом Иорданом. В их восприятии соответствующий центр должен был сблизить муниципальные службы и человека, дебюрократизировать и декриминализировать (в смысле борьбы со взяточничеством) отношения чиновников с жителями столицы. Дорин Киртоакэ не изложил своей позиции по данному вопросу, однако судя по тому факту, что данный Центр не вошел в круг его приоритетов, можно предположить, что он не слишком много значит для примара. Вероятно, он прав, потому что люди в любом случае идут в примэрию из всех уголков Кишинэу и пригородов, тогда как услуги, которые оказывает Центр информирования и документирования граждан, должны предоставляться как можно ближе к дому людей.
...Не известно, осталось и при Дорине Киртоакэ в силе введенное исполняющими обязанности примаров правило о том, что определенные документы, которые готовит центр, в частности, касающиеся участков земли и строительства, предоставляются гражданам только с визой советников примара...
[Пришли или нет перемены в Кишинэу?]
Новый генеральный примар столицы выстоял, и это один из основных выводов первых ста дней его правления в Кишинэу. Он выстоял в условиях, суровых даже для более опытных в административной области людей. Как видно, он не утонул в бумагах на своем столе, не пошел на поводу политических и экономических интересов и интриг, которые давят на него со всех сторон.
Новый примар принес в примэрию элементы собственного стиля в администрировании столицы. Хорошо подготовленное заседание под открытым небом, на котором были раскрыты незаконные дела подчиненных примара, расследование о возможном участии служебного автомобиля президента в дорожно-транспортном происшествии с приглашением рядовых работников муниципальных структур на оперативное заседание примэрии – всего несколько примеров, доказывающих достаточную профессиональную подготовку, личное мужество и желание примара изменить положение дел в Кишинэу.
Однако все названные элементы являются пока лишь формой. Для реальных перемен необходимо наполнить эту форму содержанием. Перемены реализуются при наличии формы и содержания одновременно. У примара Дорина Киртоакэ еще есть для этого время, но его остается все меньше. Меньше на сто с лишним дней.