Сто дней нового генерального примара Кишинэу. Анализ Info-Prim Neo, ЧАСТЬ III
https://www.ipn.md/index.php/ru/sto-dney-novogo-generalnogo-primara-kishineu-analiz-info-prim-neo-7965_967085.html
Соблюдая букву и дух традиции «первых 100 дней», Агентство Info-Prim Neo предлагает первую серию анализа деятельности столичной администрации, сформированной в результате последних местных выборов в муниципии Кишинэу. I и II части анализа, выпущенные в предыдущие дни, были посвящены общим впечатлениям, а также ряду действий, предпринятым новым генеральным примаром столицы Дорином Киртоакэ в этот первый период мандата, рассматриваемых с точки зрения его намерений и потенциалу в этой должности.
В этом же аспекте мы рассмотрим ниже отношения примара с подчиненными ему муниципальными чиновниками, а также с центральной администрацией. Важно отметить эти два аспекта в заимозависимости.
[Вечная кадровая дилемма]
В отношении подчиненных чиновников, в частности, руководителей муниципальных структур, новый примар вел себя как хороший знаток закона, который предоставляет им право продолжать работу и после избирательных кампаний. Примар вел себя как цивилизованный человек, не взяв в пример практику своих предшественников, которые заступая на этот пост лишь временно, каждый раз торопились провести кадровые перестановки, установив во главе ключевых служб людей, отобранных или по указанию центральной администрации, или по принципу личной лояльности. Они приводили своих людей, своих родственников, приятелей. Как будто бы они собирались сидеть на этом посту вечно. В дальнейшем прежние кадры, отправленные в отставку самым варварским образом, были постепенно восстановлены на своих должностях решениями суда. Убытки в сотни тысяч леев понес все тот же муниципальный бюджет и, соответственно, простой налогоплательщик. Между тем новый примар объявил о намерении начать расследование по установлении вины «бывших» по определенным случаям, обошедшимся бюджету в кругленькую сумму, однако пока расследование не завершено. Не известно даже, начиналось ли оно.
Дорин Киртоакэ с самого начала заявил, что не будет заниматься кадровыми чистками, что все, кто профессионально выполняют свою работу, останутся на своих постах. Новый примар определил и набор критериев: отношение к нуждам гражданина, способность качественно разрабатывать документы, трудовая дисциплина, подготовка еженедельных отчетов по оценке своей деятельности, которые должны подаваться лично градоначальнику, и др. Правда, пока ни разу не было слышно ссылки ни на один из подобных отчетов, вероятно, по той простой причине, что примар чисто физически не успевает их просмотреть, не то что проанализировать, оценить и качественно систематизировать.
Похоже, однако, что хорошее намерение примара не сработало. Может, чиновники, привыкшие к тому, что всякая новая метла кого-то выметает, не поверили в искренность заявлений, а может, их ушей достигли слухи о каких-то «черных списках» и, соответственно, «белых списках», составленных, как говорят, по политическим критериям. Первые кадровые перестановки, которые до сих пор произвел примар, - в управлениях здравоохранения, коммунальных служб и др. – похоже, подтверждают, пусть и частично, правдивость таких слухов.
Однако у чиновников могут быть собственные причины для беспокойства, поскольку большая часть из них участвовала в избирательной кампании на стороне тогдашнего исполняющего обязанности примара муниципия Кишинэу Вячеслава Иордана, контркандидата нынешнего примара Дорина Киртоакэ. Часть чиновников стала муниципальными советниками по спискам Партии коммунистов, часть – не стала, но проявило себя в качестве активных сторонников ПКРМ. Некоторые из них работали открыто и с усердием, некоторые действовали по принуждению и не со столь явной старательностью. Однако, как говорится, - не бывает немножко беременных.
Так или иначе, но зал заседаний продолжает оставлять скрытое впечатление театра боевых действий, разделенного на два четких лагеря. С одной стороны – лагерь примара, к которому неизвестно еще кто уже примкнул. С другой стороны – лагерь чиновников, откуда, в свою очередь, пока неясно, кто уже вышел. И такое ощущение появляется не только из-за того, что достаточно много людей в зале позволяет себе противоречить примару и даже оспаривать его высказывания по той или иной теме, чего не случалось по крайней мере в последние десять лет, да и в советское время такое не терпелось. В других условиях ситуацию можно было бы назвать здоровой, даже креативной. Впечатление о молчаливом противостоянии возникает в особенности из-за того, что примар нередко не находит поддержки в реализации приоритетными, по его мнению, инициатив и посредством которых сремится сам реализоваться в качестве нового градоначальника. Чаще всего подчиненные Дорина Киртоакэ приводят причины, почему нельзя выполнить ту или иную меру, вместо представления решений по их реализации. В этой связи показательны незавершенные действия, о которых говорилось в предыдущей части анализа Info-Prim Neo.
Похоже, на этом этапе можно говорит об определенном феномене чиновничьей оппозиции новому примару, о форме корпоративной солидарности. Если соответствующая проблема не будет решена, это явление может начать представлять опасность для положения дел в столице.
Не обязательно стоит обвинять чиновников в злом умысле. Если абстрагироваться от политических аспектов, на которые делалась ссылка выше, можно было бы говорить об определенных противоречиях в мотивации двух лагерей. С одной стороны, примар мотивирован естественным желанием в скорейшие сроки изменить положение дел в возможно лучшую сторону. С другой стороны, инстинкт чиновников требует от них стремиться к сохранению ситуации хотя бы на нынешнем уровне, «чтобы не было хуже», что совсем не просто в конъюнктуре реального состояния дел.
Да и примар не был замечен в том, чтобы предпринимать широкие действия по сближению людей и привлечению союзников. В этом смысле можно провести аналогию с формированием мажоритарного альянса в Муниципальном совете. Как и можно в какой-то мере провести параллели с отдельными случаями размещения кадров. Не вдаваясь в детали, перевод Владимира Шарбана в претуру сектора Чентру с должности секретаря Муниципального совета Кишинэу представляется на данный момент скорее большой потерей для примара, нежели приобретением. Ни с одним другим секретарем примар не будет чувствовать себя так надежно с правовой, юридической и моральной точек зрения.
[Война или Мир]
Без команды примара, эффективно консолидированной хорошими, опытными и в то же время восприимчивы ко всему новому чиновниками, с четкой вертикальюстью и в то же время будучи надежной поддержкой руководителю команды, состояние дел в столице может довольно скоро значительно ухудшится. В том числе потому, что противоположная сторона, которой для местной столичной администрации уже долгие годы является центральная администрация, умеет лучше работать с кадрами. Знаковым примером в этом смысле являются бывшие руководители муниципальных управлений по вопросам права и коммунальных услуг Геннадий Глущенко и, соответственно, Михай Солкан, которых правительство очень быстро разместило в структурах, имеющих контрольные функции над примэрией. Существует риск что и остальная часть опытных чиновников, ныне лояльных, если пренебречь ими, может поддаться соблазну перейти в «другой» лагерь.
«Отток мозгов» или подрыв процесса формирования команды примара широко стимулируются поведением «троянских коней», которые имеются у центральной власти в местной администрации. Это представители органов с двойным подчинением во главе с отрядом чиновников из силовых органов. В частности, публичное поведение главы муниципальной дорожной полиции Иона Возияна очень близко к открыто вызывающему, возможно, даже дерзкому. За этот период примару не удалось получить у Возияна элементарной информации ни по аварии, в которой, как предполагается, участвовала и служебная машина президента, покинувшая место ДТП, ни по трагическому происшествию, когда молодой пожарный, находившийся при исполнении служебных обязанностей, был насмерть сбит машиной полицейского, предположительно, находившегося в состоянии опьянения. Не говоря уже о выполнении указаний о разблокировании движения в центре столицы. Вместо затребованных данных глава дорожной полиции, занимающейся, соответственно, движением, транспортом и дорогами, дал примару совет: интересоваться лучше более важными, по его мнению, вещами: например, процессом подключения домов к теплоснабжению или метением улиц в городе. И этот совет он дал во всеуслышание, в присутствии десятков муниципальных руководителей и множества видеокамер.
Хотя намного интеллигентнее, шеф муниципальной полиции Якоб Гуменицэ играет, кажется ту же роль. Он также не смог раскрыть «тайны следствия» по факту гибели пожарного, однако на следующем заседании представил примару отчет в ультимативном стиле: если примэрия не переведет определенной суммы денег, «с завтрашнего дня» машины полиции не выйдут на патрулирование. Вспоминается эпизод из эпопеи «войны» с примэрией времен Серафима Урекяну, в которой широко участвовали правоохранительные органы. Что такая «война» имела место лично признал президент Воронин. Для регистрации пресс-конференции, на которой следователь по делу Урекяну Григоре Горя должен быть сделать сенсационные признания о давлении на него самых высоких государственных властей, лично явился тогдашний начальник муниципальной полиции Петру Кордуняну. Как самый обычной, но и самый надежный исполнитель заказа сверху. Несомненно, задание ему не понравилось, однако приказы не обсуждаются.
Запрет на продажу пива на площади Великого национального собрания в День языка, словесные пикировки на самом высоком уровне по проблеме совпадения Дня вина и Храмового праздника города, вероятно, являются другими примерами непрерывной или возобновившейся войны, в условиях которой и пришлось исполнять свои первые сто дней мандата Дорину Киртоакэ.
[В следующей части аналитического цикла Info-Prim Neo „Сто дней нового генерального примара Кишинэу” будут рассмотрены его отношения с политическими формированиями и фракциями Муниципального совета Кишинэу.]