logo

Стихийные бедствия в Молдове и возможности отношений с ЕС, OP-ED


https://www.ipn.md/index.php/ru/stikhiynye-bedstviya-v-moldove-i-vozmozhnosti-otnosheniy-s-es-op-7978_1034121.html

 

 


Противодействие коррупции и некомпетентности в рамках центральных и местных органах власти в Молдове необходимо рассматривать с той же серьезностью, как и развитие механизмов предотвращения рисков стихийных бедствий...

 

Дионис Ченуша
 

Природные катаклизмы становятся все более непредсказуемыми, сложными по форме и масштабам и дорогостоящими в плане последствий. Их последствия, однако, в несколько раз крупнее в странах, сталкивающихся с эндемической коррупцией, ограниченными ресурсами и/или некомпетентностью органов государственной власти. Обильные снегопады, которые парализовали Молдову в течение 2-х дней (20-21 апреля 2017 года), показали в очередной раз, насколько слабым является государство и, как следствие, насколько уязвимыми могут стать граждане.

Следуют длинные дебаты о реальной готовности и эффективности центральных и местных органов власти по управлению чрезвычайными ситуациями. Последние природные катаклизмы показали, однако, что местные власти (например, в Кишиневе) не в состоянии снизить пагубное воздействие стихийных бедствий с помощью превентивных действий (надлежащий уход за деревьями, укрепление электрических столбов и др.). Понимание рисков, которые могут увеличить последствия стихийных бедствий, является необходимым условием для того, чтобы избежать крупных неудач в управлении кризисными ситуациями и обеспечении минимального уровня гражданской защиты.

В то время как молдавские власти продолжают показывать свое бессилие (обусловленное недостаточной подготовкой местных и центральных властей, некомпетентностью, ограниченностью ресурсов и др.), европейцы разрабатывают новые инструменты для преодоления последствий стихийных бедствий в пределах Европейского союза.

Надлежащее применение Соглашения об ассоциации позволит развить потенциал в области предупреждения стихийных бедствий в Молдове с помощью европейских партнеров. Ряд улучшений могут быть достигнуты уже в период 2017-2019 годов, если власти будут осуществлять действия, предназначенные для гражданской защиты при стихийных бедствиях, указанных в Плане ассоциации с ЕС.

Имеет Молдова механизмы управления природными катаклизмами?

Апрельские снегопады показывают, что Молдова имеет слабые стороны, неизвестные обществу и упущенные из виду властями. Ранее обсуждались обычные для страны риски - энергетическая зависимость, плохое снабжение питьевой водой, риск наводнений и др. Данные аспекты были отражены в концепции Национальной стратегии по снижению рисков стихийных бедствий на 2013-2020 годы, рассмотренной в начале 2013 года (Mинистерство окружающей среды, 2013). Не известно точно, чем завершились публичные консультации по этому стратегическому документу и можно ли его реализовать. Поэтому, недавнее стихийное бедствие представляет собой возможность для того, чтобы реанимировать дискуссии о создании четкого и эффективного механизма для снижения рисков, вызванных природными катаклизмами, в частности в контексте изменения климата.

Частично, вопрос о предотвращении стихийных бедствий упоминается в Индивидуальном плане действий с НАТО, но только по линии научного сотрудничества. Кроме того, партнерство с НАТО включает заимствование Молдовой передовой практики в области управления гражданскими чрезвычайными ситуациями и последующую модернизацию системы гражданской защиты.

Соглашение об ассоциации с ЕС и, соответственно, европейские обязательства является наиболее устойчивой и последовательной формой сотрудничества и помощи, которую Молдова могла когда-либо получить. Но их использование зависит на 75-90% от молдавских властей.

Соглашение об ассоциации с ЕС и управление стихийными бедствиями

Нюансы, связанные с сотрудничеством в области гражданской защиты указаны прямо в договоре (Раздел IV, Глава 22). В разделе, посвященном гражданской защите, включены очень конкретные положения о формате сотрудничества по предупреждению стихийных бедствий, а так же по управлению спровоцированными ими чрезвычайными ситуациями (Ст. 117-121).

Точнее, сотрудничество с ЕС предполагает облегчение взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях; обмен информацией о масштабных чрезвычайных ситуациях; оценку воздействия на окружающую среду; обмен знаниями и регулярную подготовку специализированных органов. Кроме того, данное сотрудничество предполагает эффективное использование имеющегося потенциала гражданской защиты.

В ближайшие два года, согласно Плану ассоциации с ЕС (2017-2019 годы), укрепление сотрудничества с ЕС может обеспечить больше преимуществ для Молдовы за счет европейского Механизма гражданской защиты. В то же время, при европейской поддержке намечена оценка и картографирование рисков стихийных бедствий. Так же, может быть начат диалог о мерах по предупреждению, готовности и ответственности в случае стихийных бедствий посредством обмена практических знаний и формирования навыков (общие тренинги, учения, учебные визиты).

Среди запланированных мероприятий по предупреждению насчитывается информирование, просвещение и обучение населения. Особое внимание будет уделено обучению молодежи в области основных рисков, связанных с управлением стихийными бедствиями.

Дальнесрочные приоритеты, включенные в План ассоциации, предусматривают обмен информацией по вопросам раннего предупреждения и предложение взаимной помощи, в том числе посредством европейского Механизма гражданской защиты. Углубление знаний о рисках стихийных бедствий и их стоимость составляют другие области двустороннего сотрудничества.

Список приоритетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе направлен на создание функциональной системы гражданской защиты, а так же национальной программы обучения в области управления рисками. Они будут вдохновлены из лучших практик, применяемых в странах ЕС.

Европейский “ноу-хау” в области проблемы стихийных бедствий

Помимо международной помощи, предоставляемой ЕС по сокращению последствий стихийных бедствий (около 120 млн. евро ежегодно), ЕС так же фокусируется на управлении рисками стихийных бедствий внутри Союза. В обоих случаях речь идет о Департаменте Европейской комиссии по гуманитарной помощи и гражданской защиты.

На основе анализа годовой оценки рисков в странах ЕС, Европейская комиссия подготовила в 2014 году Доклад о рисках стихийных бедствий на европейском уровне. В докладе определяются наиболее распространенные стихийные бедствия (12), такие как наводнения и тяжелые климатические условия, пандемии и эпидемии у животных, лесные пожары и землетрясения и др. Так, страны ЕС и Норвегия были проанализированы с точки зрения их уязвимости перед указанными стихийными бедствиями, в том числе на уровне трансграничного воздействия. Эта объективная оценка позволяет регулировать европейские механизмы гражданской защиты, в том числе иметь более эффективное сотрудничество между ЕС, национальными правительствами и европейскими международными организациями. Таким образом, многие стихийные бедствия можно легче предотвратить, особенно путем привлечения всего комплекса европейских политик и коллективных усилий.

Более того, с помощью Европейского фонда солидарности, ЕС предлагает существенную поддержку европейским странам, которые уже столкнулись с природными катаклизмами. Данный фонд появился после наводнения в Центральной Европе в 2002 году. Практически все европейские страны (24 страны) получили финансовую помощь из этого фонда для ликвидации последствий более 70 стихийных бедствий. В последние 15 лет страны ЕС получили помощь в 3,8 млрд. евро (2002-2017 годы).

Чаще всего в этот Фонд обратились Италия (8 случаев – 1,3 млрд. евро), Румыния (7 случаев – 119 млн. евро), Франция (6 случаев – 203,7 млн. евро), Греция (5 случаев – 114,3 млн. евро), Хорватия (5 случаев – 22,7 млн. евро) и Болгарии (5 случаев – 39,2 млн. евро). Фонд предусматривает очень ясный механизм выделения денег, максимальную сумму, которая может быть выделена странам ЕС (для крупных стихийных бедствий – в зависимости от валового национального дохода, для региональных стихийных бедствий – от ВВП).

Вместо заключения...

Стихийное бедствие, которое произошло в Молдове в конце апреля 2017 года, и которое парализовало практически всю страну, выявило реальные возможности государства, а так же центральных и местных органов власти в обеспечении минимального уровня гражданской защиты.

На самом деле, мы стали свидетелями сочетания факторов, которые в три раза повысили последствия стихийного бедствия. Эти факторы проявились в отдельности или в совокупности - отсутствие необходимых навыков, плохая подготовка органов, ограниченные ресурсы, неэффективное взаимодействие с гражданами и др

Данная ситуация показывает, насколько важно наличие механизмов оценки рисков стихийных бедствий и, соответственно, их своевременное предупреждение. Молдавские власти опоздали с их развитием, хотя Молдова пострадала от крупных стихийных бедствий, начиная с 2008 года (2008 год – наводнение, 2012 – засуха, 2014 – сильные снегопады). До сих пор были осуществлены отдельные и спорадические действия, а всесторонние и системные механизмы отсутствуют.

Соглашение об ассоциации с ЕС включает различные положения, посвященные гражданской защите и предупреждению стихийных бедствий. Молдавские власти обязаны использовать все возможности, предоставляемые европейской стороной.

Вся ответственность за задержку развития надежных механизмов управления стихийными бедствиями принадлежит властям. Ведь Соглашение об ассоциации с ЕС и членство в Восточном партнерстве предоставляет различные инструменты для получения существенной помощи со стороны ЕС.

В итоге, борьба с коррупцией и некомпетентностью в рамках центральных и местных органах власти должна рассматриваться с той же серьезностью, как и развитие механизмов предотвращения рисков стихийных бедствий.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.