|
|
Дионис Ченуша, Старший обозреватель | |
Дальнейшее ухудшение двусторонних отношений между ЕС и Россией значительно парализует взаимное доверие. Непрерывная дестабилизация безопасности в Восточной Европе (в частности, в Украине), обусловленная российским фактором, держит диалог с Западом в замороженном состоянии. В то же время, укрепление авторитарных черт, материализованных недавно осуждением лидера российской оппозиции Алексея Навального (IPN, февраль 2021 года), заставляет ЕС прибегнуть к диверсификации санкций (ЕС, март 2021 года), а не к строительству „мостов”. В новой книге главы европейской дипломатии Жосепа Боррелля отмечается, что Россия выступает за суверенитет по отношению к внешнему миру (как и Китай и Турция), а внутренне авторитарно. В такой же критической тональности ЕС воспринимает дезинформацию, распространяемую контролируемыми Кремлем средствами массовой информации, который используют пандемию в геополитических целях. Таким образом, ЕС считает, что Россия использует „вакцинную дипломатию” для улучшения своей „репутации” и экономических позиций на международном уровне, а также с целью очернить усилия по вакцинации на Западе и в союзных восточноевропейских странах.
„Вакцинная дипломатия”, к которой прибегает Россия, является сиюминутной и более гибкой, чем действия европейской бюрократии, которая следует строгим правилам и разноплановому надзору. Ведь ЕС не может действовать за спиной национальных правительств, а только при сотрудничестве с ними и с их разрешения. В отличие от европейской модели совместного принятия решений, российские власти действуют согласно централизованным приказам и тактическим обтекаемым целям. Таким образом, России удается находиться в нескольких местах одновременно, корректируя свои планы в зависимости от региона и страны. В то время как в Латинской Америке или на Востоке российская вакцина пользуется довольно большим доверием, на Западе и в соседних с ним странах ситуация кажется натянутой. Чем не эффективнее является борьба с пандемией, тем больше интерес к вакцине Спутник V, рекламируемой как самым эффективным средством. Среди превентивных мер по продвижению российской вакцины была дезинформация об эпидемиологических ограничениях, применяемых западными правительствами. Таким образом, усиливается восприятие возможной социальной катастрофы с целью снижения устойчивости западных и прозападных правительств к российской вакцине. Именно гипотетическая целесообразность этих критических сценариев позволила Владимиру Путину обсудить с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном перспективы регистрации и „совместного производства” российской вакцины (Кремль, март 2021 года).
Спутник V в Молдове – три основные цели России?
Спустя почти месяц после регистрации российской вакцины в Молдове (26 февраля 2021 года), российские власти нарушили молчание, пообещав пожертвовать 180 тыс. доз Спутника V, в том числе 60 тыс. для приднестровского региона (Socialistii.md, апрель 2021 года). Несмотря на то, что российское пожертвование немного меньше помощи, согласованной с Румынией (200,000 вакцин), популярность российской вакцины среди молдаван вдвое больше, чем вакцин, поступивших из ЕС или через международные платформы (COVAX). Последние опросы показывают, что доверие в Спутник V в три раза выше (31%), чем в Pfizer/BioNTec и AstraZeneca (10%). Несмотря на разные пути, которыми молдавские политические силы обратились за помощью, пожертвование Спутника V подпитывает гордость Москвы. Таким образом, в то время как президент Майя Санду направила запрос Владимиру Путину и 29 другим лидерам стран (25 марта 2021 года), лидер социалистов в парламенте, спикер Зинаида Гречаный обратилась в конце февраля только к России. Оба политических лагеря проводят свою „вакцинную дипломатию”. Президент Санду ищет поддержку во многих странах, в том числе в России, но преобладают западные страны. А Партия социалистов подчеркивает российскую составляющую (далее следуют Китай). Благодаря этому Москва позволила лидеру социалистов, экс-президенту Игорю Додону политизировать российское пожертвование (апрель 2021 года). Однако ни администрация Путина, ни российский производитель не поспешили сразу подтвердить согласие о пожертвованиях. Следовательно, молдавские пророссийские силы могут заработать политические баллы за счет этого события, а, следовательно, и положительный имидж благодаря предстоящему пожертвованию Спутника V.
„Вакцинная дипломатия” России в отношении Молдовы (IPN, март 2021 года) отличается от геополитических коннотаций, преследуемых например в Сербии или Венгрии. В этих странах российский интерес заключается в углублении разрывов внутри ЕС, дискредитации усилий ЕС по поддержке вакцинации в соседних странах или стимулировании евроскептицизма относительно европейской модели правления. Планы России в Молдове основаны на другом наборе стратегических расчетов:
Первое, Россия намерена использовать консенсус, существующий между проевропейскими и пророссийскими силами по утверждению Спутника V. Как президент Санду, так и социалисты во главе с Игорем Додоном нуждаются в российской вакцине. Помимо ускорения процесса вакцинации среди скептически настроенного населения, желаемого Санду и Додоном, социалисты хотят использовать Спутник V для прославления России и придания ей легитимности в молдавской политике. По мнению Москвы, поддержка российской вакцины Майей Санду служит России геополитическим целям регионального масштаба. Связавшись с Москвой, продвигая европейскую интеграцию, президент Санду и ее (недавняя) доброжелательная позиция в отношении Спутника V уже получила оценку в российских СМИ (RIAN, март 2021 года) как „прагматичный” жест, который используется для осуждения сопротивления Украины и Грузии. И Россия сможет использовать „молдавский случай” и „прагматизм проевропейского президента Санду” для стимулирования рекламы Спутника V среди грузин и украинцев.
Второе, поставка российской вакцины в Молдову укрепит позиции пророссийских актеров, т.е. Партии социалистов и руководства двух пророссийских регионов - Гагаузской автономии и приднестровского региона. Их жизнеспособность обеспечивает непрерывность позиции Москвы в Молдове. Пандемия либо уменьшила политическую значимость этих игроков, либо рискует подорвать баланс власти по отношению к проевропейским силам в стране.
Третье, но не последнее. Российская вакцина имеет значительную предвыборную значимость для пророссийских сил. Объявление о российском пожертвовании совпадает с попытками назначения нового правительства. После подтверждения Конституционным судом, возможность роспуска нынешнего парламента создаст условия для начала досрочных выборов после завершения чрезвычайного положения, в июне этого года. В отличие от президентских выборов 2020 года, в которых доминировали дебаты о борьбе с коррупцией, досрочные выборы (скорее всего) 2021 года будут сосредоточены на преодолении пандемического кризиса, в частности, на вкладе политических сил в вакцинацию населения. Естественно, президент Санду поддерживает открытые политические контакты с Партией действия и солидарности (которой по закону не может руководить). Тем не менее, ПДС не сможет широко использовать в свою пользу плоды „вакцинной дипломатии”, проводимой президентом в направлении Румынии или ЕС, и избежать возможных обвинений в использовании административных ресурсов в предвыборных целях. Поэтому социалисты могут извлечь больше пользы, чем другие политические силы в случае досрочных выборов, если им удастся эффективно приписать себе заслуги в поставках российской вакцины.
Продвижение российской вакцины - „дипломатия” или „соперничество”
Используя один из немногих, если не единственный эффективный инструмент мягкой силы („soft power”), Россия продвигает вакцину Спутник V по всем политическим и дипломатическим каналам. Утвержденная уже в 59 государствах (по состоянию на 1 апреля 2021 года), Спутник V имеет приоритет по отношению к другим разработанным позже российским вакцинам - EpiVacCorona и CoviVak. Российская сторона тщательно изучает западную риторику в отношении Спутника V. Заявления министра иностранных дел Франции Ле Дриана о российской вакцине, используемой в качестве „пропагандистского инструмента” или замечания председателя Европейского совета Шарля Мишеля об „ограниченном количестве вакцин, вопреки массовой рекламе”, вызвали резкие реакции со стороны Москвы (MID.ru, апрель 2021 года). Глава российской дипломатии Сергей Лавров отметил, что против российской вакцины применяется „дискриминация” и „пропаганда”.
На самом деле неблагосклонность европейских институтов продиктована не только законными вопросами о целесообразности производства или эффективности вакцины, но и пропорциями недоверия к геополитическим намерениям России. Помимо прямого общения с государствами-членами - Германия, Франция или Италия – Россия прилагает огромные усилия для популяризации Спутника V. Последним актом пропаганды является публикация опроса Yougov в 9 странах (Индия, Бразилия, Мексика, Филиппины, Вьетнам, Аргентина, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты и Сербия). Правдивость этого опроса является частичной, поскольку выбранные страны либо одобрили российскую вакцину, либо находятся в тесных отношениях с Россией. Согласно результатам опроса, Спутник V популярнее (73.6%), чем Pfizer/BioNTec или AstraZeneca, и занимает второе место в предпочтениях опрошенных (33.2%) после Pfizer/BioNTec. Другие опросы Yougov, охватывающие более широкий спектр стран, включая западных, свидетельствуют о недоверии к производству вакцин в России, которая колеблется в пределах 12% в Испании, и 60% в Дании (Yougov, январь 2021 года).
Соперничество между „вакцинной стратегией”, реализуемой ЕС и российской „вакцинной дипломатией” демонстрирует противоречивые цели двух геополитических игроков. Брюссель уделяет приоритетное внимание безопасной и быстрой вакцинации своего населения и расширению вакцинации за рубежом. Для России важно не столько скорость вакцинации, сколько распространение российской вакцины. Поэтому акцент европейцев направлен на обеспечение достаточного производства, а в случае Москвы важна география утверждения и использования Спутника V. В любом случае, в обоих случаях гуманитарная помощь с вакцинами является выражением мягкой силы, используемой для безусловной помощи (ЕС) или с некоторыми скрытыми затратами (Россия).
Вместо выводов…
Российская вакцина имеет пока восходящий путь, и ей удается быть видимой и востребованной, в том числе среди (про-)западных политиков внутри ЕС и в его соседстве. Именно поэтому обращение президента Молдовы Майи Санду относительно вакцины Спутник V получил геополитический смысл для России. Таким образом, российская сторона попытается ослабить отказ от российской вакцины в странах, возглавляемых проевропейскими силами, такими как Украина или Грузия.
Соперничество между ЕС и Россией в области вакцинации продлится и усилится, особенно если Спутник V не одобрен на европейском уровне, но продолжает расширяться на национальном уровне. Эффективным способом борьбы с российскими действиями было бы определение Брюсселем собственной „вакцинной дипломатии”, исходя из огромных инвестиций в производство вакцин и, соответственно, их глобального экспорта. „Вакцинная дипломатия” не должна рассматриваться строго негативно, а должна применяться в соответствии с европейскими ценностями и приоритетами ЕС в области внешних действий. Использование вакцины для продвижения европейских ценностей, таких как солидарность, может быть столь же полезным, как использование финансовой помощи и условия в пользу реформ.
---
Анализ подготовлен для немецкого Фонда Ханнса Зайделя и Информационного агентства IPN.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность.
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.