„Перестановки в высшем руководстве политформирования, а также изменение некоторых программных положений, затрагивающих очень деликатные политические темы, вероятнее всего, призваны убедить примара муниципия Кишинёв Иона Чебана не отделяться окончательно от ПСРМ…”
---
Мутируют не только вирусы
В последний период времени, начиная с 2020 года, мы живём в условиях непрерывных мутаций в разных сферах. Вирус COVID-19 претерпел десятки мутаций, и некоторые из возникших штаммов стали доминирующими, породив волны распространения инфекции. Мутирует не только упомянутый вирус, но и политический класс Республики Молдова. Так, порядка пяти политических партий на длительные периоды остались без лидеров, это касается и правящей Партии действия и солидарности (ПДС). Это убеждает нас в том, что существуют и тормозящие мутации.
Среди политических партий наибольшее количество мутаций претерпела Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ). За период примерно в один год ПСРМ несколько раз меняла свои идеологические предпочтения, сменив демократический социализм на социальный консерватизм, а недавно, в новой редакции своей политической программы, ПСРМ оповестила сторонников о намерении построить молдавский социализм, навеянный либо скандинавской моделью, либо китайской, хотя разница между этими версиями огромна. Согласно Конституции Китайской Народной Республики (КНР):
- КНР является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян;
- Определяющей особенностью социализма с китайским лицом является руководство со стороны Коммунистической партии Китая;
- Подрыв социалистической системы любой организацией или физическим лицом запрещён.
Вероятно, с исторической точки зрения модель китайского социализма подходит не для всех, а для некоторых азиатских стран, где, согласно работе Карла Маркса „Докапиталистические экономические формации” (1858), существовал азиатский способ производства, при котором государственная собственность на землю преобладает, а власть принадлежит деспоту, который правит, опираясь на бюрократию со строгой иерархической структурой.
Модель скандинавского социализма (Дания, Норвегия, Швеция) исключает любую диктатуру и деспотизм со стороны какой-либо политической партии, делая упор на: правовое государство; представительное демократическое правление; политический плюрализм; гражданские права и принципы социального государства. С учётом этих обстоятельств непонятно: как ПСРМ, ссылаясь на молдавские традиции, заблудилась между европейской демократической моделью, путинским консерватизмом и азиатским деспотизмом? Ясно одно: эти блуждания оказали серьёзное влияние на политформирование, которое за последние два года потерпело поражения в ходе основных электоральных состязаний: на президентских, парламентских выборах и на выборах примара муниципия Бэлць. Более того, примар муниципия Кишинёв Ион Чебан, избранный на должность от ПСРМ, недавно предпочёл отойти от партии, объявив о запуске собственного политического проекта.
В этом контексте следует немного рассказать и о мутациях в руководстве ПСРМ, случившихся после партийного съезда от 18 декабря 2021 года. Последствия этого съезда дали о себе знать на недавнем (29 января 2022 года) заседании Республиканского совета социалистов: в высшем руководстве ПСРМ больше нет односельчан из Садова – Игоря Додона и Корнелиу Фуркулицэ. Это интересно в свете склонности ПСРМ копировать чужие модели. В этом плане любопытно, что до недавнего времени ПСРМ следовала, по сути, модели партийного руководства в рамках Демократической партии Молдовы (ДПМ), у руля которой стояли односельчане из Грозешть – Влад Плахотнюк и Константин Ботнарь. Возможно, целью недавних мутаций, осуществлённых Республиканским советом и примаром муниципия Кишинёв, было избавление от пагубного наследия.
Изменения в программе и их последствия
Ряд изменений, внесённых в программу ПСРМ по итогам недавнего съезда, внушают умеренный оптимизм. Хотя ПСРМ настаивает на сбалансированной внешней политике, её акценты существенно сместились. Так, приоритетными стали отношения с близкими соседями – Украиной и Румынией. В любом случае, после избавления от главенства Игоря Додона ПСРМ придётся очень потрудиться, чтобы стереть из партийной истории позорную страницу, связанную с поддержкой экс-председателем политформирования Игорем Додоном аннексии Крыма Россией и приглашением последней внести свой вклад и в отвоевание исторических молдавских территорий. Речь шла о неприкрытом выступлении в поддержку проекта „Новороссия”, со всеми его последствиями для независимости Республики Молдова.
Важно отметить, что в иерархии её приоритетов новая редакция программы ПСРМ ставит многостороннее сотрудничество с Европейским Союзом и входящими в него странами, а также с Соединёнными Штатами Америки, выше улучшения стратегических отношений с Российской Федерацией. Предпочтения ПСРМ в области внешней политике больше не включают в себя вступление Республики Молдова в Таможенный союз или Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Можно предположить, что таковы последствия адекватной реакции ПСРМ на явления, происходящие в последние два года в России, Беларуси и Казахстане, где дают о себе знать последствия авторитарного, олигархического и клептократического правления.
Столь же важно и изменение отношения ПСРМ к приднестровскому урегулированию. Новая редакция политической программы исключила положение о разрешении конфликта на основе так называемого меморандума Примакова, подписанного в мае 1997 года, который предусматривал создание общего государства с Приднестровьем, то есть, в том числе, на федеративных или конфедеративных началах. Это большой прогресс. Однако наивность нового высшего руководства ПСРМ не менее опасна, чем намерения её предыдущего руководства. Так, согласно новой политической программе, фундаментом для урегулирования приднестровского вопроса должны стать общие ценности, которые характеризуют молдавское общество на обоих берегах Днестра: молдавская идентичность, взаимоуважение, общий языковой и культурный код, а также ценности и цели, заключённые в стремлении к благополучию всего общества. Опыт последних лет показывает, что общие ценности на самом деле не имеют никакой ценности. В украинском Донбассе присутствовал весь набор ценностей, на которые ссылается ПСРМ, но организовавшие восстание российские граждане разделяют совершенно другие взгляды. Для них Россия без Киева – это Московия (на 2:00 мин.), поэтому независимое украинское государство должно быть уничтожено. Это единственный способ восстановить империю.
Ещё одно серьёзное изменение в политической программе ПСРМ заключается в борьбе с коррупцией: ПСРМ убеждена, что коррупция – это широко распространённое явление, которое подрывает эффективное управление, разрушает законность, препятствует экономическому росту и попыткам ликвидировать нищету, а также извращает условия конкуренции при ведении деловых операций. Почему изменение взглядов ПСРМ на феномен коррупции столь важно? Потому что до недавнего съезда ПСРМ в рядах партии было распространено мнение, настойчиво продвигаемое её главным пропагандистом, согласно которому борьба с коррупцией – это большая сказка „соросят” и Запада, призванная способствовать колонизации постсоветского пространства. Теперь любопытно будет посмотреть, как проимперский пропагандист ПСРМ будет соблюдать антикоррупционные положения новой редакции партийной программы. В новой версии программы ПСРМ есть и другие достойные внимания вещи. Важно, что в отличие от политических партий европейской ориентации, которые, по-видимому, впали в спячку, ПСРМ хотя бы пытается возродиться.
Выводы
Изменения, произошедшие в политической программе ПСРМ после недавнего съезда политформирования, в любом случае являются добрым предзнаменованием. Идеологические блуждания, хотя они и продолжаются, гораздо менее масштабны, чем в тот период, когда партией руководили односельчане из Садова. Перестановки в высшем руководстве политформирования, а также изменение некоторых программных положений, затрагивающих очень деликатные политические темы, вероятнее всего, призваны убедить примара муниципия Кишинёв Иона Чебана не отделяться окончательно от ПСРМ. Это умозаключение основывается на подтверждаемом соцопросами факте, согласно которому Ион Чебан в настоящее время является единственным политиком в Молдове, чей рейтинг доверия растёт. В этой связи можно предположить, что заявления примара Кишинёва о запуске собственного политического проекта были сделаны с целью побудить ПСРМ к очищению от сомнительных программных целей и токсичных лиц.