logo

Снаговский пакт в Республике Молдова - между намерениями и реальностью. Op-Ed Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/index.php/ru/snagovskiy-pakt-v-respublike-moldova-mezhdu-namereniyami-i-realnostyu-op-7978_1104840.html

 

 

И первым серьезным испытанием для европейского дела станут президентские выборы и европейский референдум в октябре этого года. Результаты этих двух выборов продемонстрируют истинную приверженность большинства граждан Республики Молдова выбору европейской цивилизации, а также искренность подписавших Пакт за Европу партий в отношении их политической преданности европейскому делу...

 

Анатол Цэрану
 

21 июня 1995 года 14 наиболее влиятельных политических партий Румынии совместно с гражданским обществом и Церковью подписали на вилле на берегу озера Снагов декларацию, в которой обязались привести страну в ЕС и НАТО к 2000 году. На тот момент в румынском обществе не было значимых политических сил или слоев общества, которые бы противились этому цивилизационному выбору для недавно освободившейся от коммунизма Румынии. Уже на следующий день после подписания Румыния подала в Брюссель официальную заявку на вступление в Европейский Союз, но даже в этом случае время должно было показать, что оптимизм румынских политиков относительно длительности периода присоединения к европейским структурам был несколько преувеличен. Румыния вступила в НАТО только в 2004 году, а в ЕС - в 2007-м.

Отличия лежат на поверхности

В Республике Молдова Снаговская инициатива стала предметом дебатов уже несколько лет. Но лишь сейчас, 26 мая, в Кишиневе, в Национальном музее истории, 12-ю проевропейскими политическими партиями был подписан претендующий на схожесть с подписанным в Снагове документ, который назвали „Пакт за Европу”. Либерально-демократическая партия Молдовы, хотя и упоминается в качестве подписавшей стороны, не прислала ни одного своего представителя на мероприятие по подписанию.

Пакт за Европу был инициирован блоком „Împreună” („Вместе”), в который входят четыре партии - Платформа „За достоинство и правду”, Коалиция за единство и благосостояние, Партия перемен, Лига городов и коммун - и предложен для поддержки и другим политическим партиям, гражданским организациям и видным деятелям из академической, культурной и других сфер. Подписанный документ, который, по словам инициаторов, представляет собой пакт, аналогичный Снаговскому пакту, охватывает сторонников курса на интеграцию Республики Молдова в Европейский Союз, а также тех, кто осуждает захватнические войны и оккупацию территорий суверенных и независимых государств.

Независимо от желания подписантов Пакта за Европу провести знак равенства в сходстве ценности этого документа и Снаговского пакта, отличия лежат на поверхности. В отличие от Снаговской инициативы, опирающейся на широкий консенсус в румынском обществе, молдавский Пакт за Европу пользуется поддержкой лишь части политического класса и молдавского общества, даже если эта часть и слегка больше половины. Вступление Молдовы в ЕС является главным приоритетом нынешней власти, которая задалась целью добиться этого к 2030 году. Однако необратимость данного процесса не кажется гарантированной, ведь основные оппозиционные партии не разделяют этого желания большинства граждан. По крайней мере, достижение единодушия, подобного Снаговскому в Румынии 1995 года, похоже, по-прежнему невозможно.

Кишиневский Снагов без НАТО

Еще более разительным является отличие инициатив Снагова и Кишинева в отношении НАТО. Европейский курс Румынии включал членство не только в ЕС, но и в НАТО в качестве гарантии безопасности и необратимости европейского курса. Тогда как Пакт за Европу в молдавском варианте исключает даже самое невинное упоминание НАТО, что и стало причиной категорически конфликтного подхода подписантов документа. Некоторые участники молдавского Пакта поставили свои подписи только после того, как текст был отредактирован путём исключения из него любого упоминания евроатлантического пространства, что побудило других потенциальных подписантов отказаться от подписания документа.

Подписанная в Снагове Декларация означала достижение необходимого единодушия между румынскими политическими силами по вопросу интеграции страны в западное цивилизационное пространство. Это привело к тому, чтобы переход власти от сил правого толка к силам левого толка и наоборот перестал рассматриваться как возвращение „восточной опасности”. В то время как подписанный в Кишиневе Пакт за Европу не гарантирует, что приход к власти в Республике Молдова пророссийских левых политических сил будет означать смену и естественную преемственность власти демократических партий без изменения парадигмы развития как цивилизационного выбора. А это значит, что до тех пор, пока существует вероятность прихода к власти в Республике Молдова антиевропейских сил, которые будут строить свою политику на аргументе, что у них есть народный мандат на разворот европейского курса, любые заявления о существовании национального консенсуса по вопросу вступления в ЕС являются ошибкой, способной исказить процесс определения правильного политического решения для продолжения курса на европейскую интеграцию.

Ещё на старте подорванное единодушие

В день подписания Кишиневского пакта в прессе появилось интервью председателя партии ПДС Игоря Гросу, который заклеймил одного из подписантов данного документа, лидера партии MAN Иона Чебана, назвав его „кремлевскими консервами, извлечёнными Партией социалистов из советской истории, упакованными и надушенными европейским, даже прорумынским парфюмом. На самом деле это представитель 5-й колонны, предназначенный для того, чтобы активизироваться, когда это нужно, когда это лучше для них”. Опасность ситуации заключается в том, что обе эти партии подписали Пакт и, следовательно, формально признают друг друга союзниками в деле вступления Республики Молдова в ЕС. Тот факт, что среди подписантов Пакта существуют подозрения в нелояльности к главному делу, заявленному в документе, ощутимо ослабляет принцип сплочённости, которым должны руководствоваться все участники этого действия.

Среди опущений в тексте Пакта выделяется отношение к евроатлантическому фактору как гаранту безопасности и элементу надёжности европейского курса. Известна позиция партии, возглавляемой бывшим премьер-министром Кику, которая на предварительном этапе подготовки текста настояла на исключении любого упоминания евроатлантического пространства. Принятие этого опущения, как и замалчивание тезиса о двух путях вступления Республики Молдова в ЕС - в качестве суверенного государства или путём осуществления проекта объединения с Румынией, - привело к тому, что унионистские партии не стали активно проявлять себя однозначным присоединением к Пакту. Сохранить видимость приличия попыталась НЛП, председатель которой подписал Пакт, отдельно отметив в своей речи, что кратчайшим путём к вступлению в ЕС для Республики Молдова всё же является объединение с Румынией.

Октябрьский тест на искренность

Отдельно следует отметить, что Снаговской декларации от 21 июня 1995 года предшествовала разработка „Национальной стратегии подготовки к вступлению Румынии в Европейский Союз”, которая была разработана Специальной комиссией, созданной для этой цели представителями парламентских политических партий, Правительства, научных кругов и румынского гражданского общества. Таким образом, Снаговская декларация основывалась на детальном плане действий, которые необходимо было предпринять для вступления Румынии в ЕС. В случае кишиневского Пакта за Европу элемент плана действий отсутствует, что придает содержанию документа формальное декларативное значение, характерное для деклараций о намерениях.

Всё же, если на нынешнем этапе в Республике Молдова не может существовать политического единодушия типа достигнутого в Снагове, то ограниченный консенсус внутри проевропейских партий уже является достижением для европейского дела. Наряду с мобилизацией проевропейского политического сегмента, необратимость процесса вступления Республики Молдова в ЕС может быть гарантирована эффективностью политики государственных учреждений и активностью гражданского общества в продвижении реформы. И первым серьезным испытанием для европейского дела станут президентские выборы и европейский референдум в октябре этого года. Результаты этих двух выборов продемонстрируют истинную приверженность большинства граждан Республики Молдова выбору европейской цивилизации, а также искренность подписавших Пакт за Европу партий в отношении их политической преданности европейскому делу...


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.