logo

Ситуация в Казахстане: эхо доносящееся до Молдовы. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/situatsiya-v-kazakhstane-ekho-donosyashcheesya-do-moldovy-debaty-ipn-8004_1087042.html

Существует несколько причин, по которым происходящее в эти дни в Казахстане может заинтересовать и жителей Республики Молдова, даже если географически Молдова находится, образно говоря, „на другом конце мира”. События представляют интерес не только потому, что сегодня, 10 января, в Казахстане объявлен День траура в память о десятках, если не о сотнях погибших в результате насилия последних дней. Есть и другие серьезные причины, которые касаются происходящего, а так же будущего, как в мире в целом, так и в географическом регионе, к которому относится Республика Молдова. Возможные последствия или прямую связь казахских событий с Республикой Молдова обсудили участники публичных дебатов „Ситуация в Казахстане: эхо доносящееся до Молдовы?”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан сказал, что Республика Казахстан официально является президентской, светской, унитарной республикой площадью около 2,7 млн. кв. километров. Это последняя бывшая советская республика, которая провозгласила независимость от СССР в декабре 1991 года. Население составляет 19 млн. человек, около двух третей являются этническими казахами, около одной пятой являются этническими русскими, которые живут в основном в северной части страны. „Это страна с одним из самых высоких показателей молодого, очень подвижного, относительно хорошо образованного, урбанизированного населения, что делает казахское общество чрезвычайно чувствительной к социальной несправедливости, особенно к тому, что мы называем „стратификацией”, где 1-2 процента населения страны являются частью чрезвычайно богатых людей, а подавляющее большинство жителей живет в нищете. Президентский режим в Казахстане постепенно соскользнул к авторитарному режиму, сложившемуся по традиционной структуре казахского общества, основав три географически разветвленных клана. Социальные лифты для очень молодого населения Казахстана работают по-разному, в зависимости от принадлежности к одному из этих трех кланов. Советское политическое наследие, по сути, тоталитарное наследие и огромные природные богатства, которыми обладает страна, смоделировали фактически тоталитарный политический режим, основным бенефициаром которого стал клан экс-президента Нурсултана Назарбаева, который руководил страной в течение 30 лет. Достигнув преклонного возраста, он должен был найти способ передачи власти представителям клана, обеспечив себе и членам семьи очень комфортный уровень безопасности и гарантии того, что богатство, которое накопил клан, сохранится”.

По словам эксперта, этот режим показал не один раз свой уязвимый характер. „Очень часто случались восстания населения, особенно молодого из западных регионов, где сосредоточены природные богатства. Так было в 2011 году, когда восстание рабочих из нефтяной промышленности было жестоко подавлено”. Все это, отметил Игорь Боцан, показывает, что в обществе может накапливаться напряженность, а политические механизмы ее решения, когда проводятся дебаты, есть оппозиция и возможность обсуждения, чтобы сбалансировать интересы, отсутствуют. „По этим причинам происходит то, что произошло после 2 января в Казахстане. Тогда повышение цен на газ, используемый для автомобилей, привело к возникновению недовольства, которое распространилось по всей стране. На юге страны, в Алма-Ате, который является перенаселенным, произошли насильственные беспорядки, которых нужно было остановить. В этом контексте президент Токаев обратился к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)”, - сказал он.

„ ОДКБ была создана как структура, которая должна обеспечивать так называемую коллективную безопасность в постсоветских странах. В октябре 2002 года в Кишиневе, на саммите СНГ были подписаны устав и соглашение о статусе этой организации, которая впоследствии была признана международной организацией. В феврале 2009 года были созданы так называемые оперативные силы реагирования, якобы на основе устава организации. Это, якобы, позволило президенту Токаеву пригласить миротворцев этой организации для стабилизации ситуации в Казахстане. Но, согласно уставу организации, такие вмешательства возможно только в том случае, если речь идет о внутренней агрессии. Вчера премьер-министр Китая заявил, что происхождение ситуации в Казахстане является внутренним и не может быть квалифицировано как внешнее, подрывающее суверенитет Казахстана, заявил Игорь Боцан.

По словам директора Европейского института политических исследований, эксперта в области национальной и международной безопасности, экс-министра обороны Виорела Чиботару, формально причиной недовольства людей стал „выход цен из-под контроля”. „Если раньше эти цены устанавливались вручную властями, в условиях энергетического кризиса в евроазиатском пространстве, когда производство сжиженного газа стало контрпродуктивным, цены просто вышли из-под контроля, что привело к двукратному скачку цен. Эксперты говорят о случайном факте возникновения этого экономического явления, но, с другой стороны, говорят о напряженной ситуации в Казахстане, учитывая те кризисы, через которые проходит Казахстан, в том числе кризис смены власти. Произошло накопление и политического недовольства, а не только экономического”, - считает Виорел Чиботару.

„2 января начались мирные протесты. На второй фазе они переросли в насилие из-за того, каким образом действовали организованные, самоорганизованные, специально организованные группы, которые использовали мирные протесты для своих целей. По большей части эти группы связаны с реакцией уволенныхы представителей клана Нурсултана Назарбаева, членов правительства, представителей силовых учреждений. В частности, на первый план выходит имя его племянника, который был первым заместителем председателя Комитета национальной безопасности Казахстана и который якобы имел контроль над группами граждан с криминальной историей, теми так называемыми детективными организациями, спортивными клубами, которые контролировали преступные организованные группы, организованную преступность, который дестабилизировал ситуацию в попытке вернуть свои позиции”, - сказал Виорел Чиботару.

Он говорит, что, несмотря на попытки Нурсултана Назарбаева изолировать себя от прямой агентуры Российской Федерации, он в любом случае никогда не терял информационного контроля и имел структурированное агентство в ряде учреждений Казахстана.

Эксперт в области международных отношений и безопасности, экс-вице-министр иностранных дел Валериу Осталеп утверждает, что Казахстан, как и большинство государств бывшего советского пространства, представляет собой совокупность многолетних нерешенных проблем. „Хотя Казахстан считался в последнее время своеобразным „островом стабильности”, но цену и качество этой стабильности мы видим уже несколько недель. Это очень большая и очень богатая страна с очень большим процентом молодого населения до 30 лет, у которого мало работы, и которое, в основном, если и мигрирует, то делает это в Российскую Федерацию. Экономических и социальных проблем сотни, и любая из этих проблем может быть причиной беспорядков”, - сказал он.

В Казахстане, как и в любой стране постсоветского пространства, причин для таких беспорядков очень много, говорит Валериу Осталеп. „Эта „стабильность” в Казахстане на протяжении многих лет имеет искусственную форму, на фоне многих экономических, социальных проблем и противоречий между религиозными кланами, которые очень хорошо известны, и к которым, с моей точки зрения, были добавлены некоторые основные элементы. К моменту перехода власти от клана Назарбаева к нынешнему руководству, действительно не было ясности, и будет очень сложно определить, кто был заинтересован в перерождение протестов. Протесты, с моей точки зрения, имели реальную причину и дело не в отчаянии, но были довольно серьезные силы, которые заранее подготовились и использовали возможность перерождения протестов в своих интересах”,- сказал эксперт.

Были и геополитические факторы, связанные с безопасностью, считает Валериу Осталеп: „Сейчас мы переживаем бурные события, связанные с европейской безопасностью, затрагивающие всех, и сюда добавляются и события в Казахстане”.

221-е публичные дебаты на тему „Ситуация в Казахстане: эхо доносящееся до Молдовы?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.