logo

Сила диаспоры на выборах в Молдове – между ощущениями и реалиями, OP-ED


https://www.ipn.md/index.php/ru/sila-diaspory-na-vyborakh-v-moldove-mezhdu-oshchushcheniyami-i-realiyami-7978_1046941.html

 

 

Мобилизация диаспоры на Западе имеет решающее значение для повышения качества риторики и действий в отечественной политике, сильно снизившегося после выборов 2014 года...

 

Дионис Ченуша
 

Голосование от 24 февраля 2019 года поставит страну на перепутье, которое выглядит неблагоприятным. Основные поствыборные сценарии пессимистичны, поскольку они указывают либо на дальнейшее сохранение олигархической власти во главе с Демократической партией, либо на переход центра власти к социалистам. При любом из этих раскладов положение оппозиции может, как минимум, нормализоваться. По сравнению с их нынешней маргинальной позицией, после выборов силы, входящие в состав избирательного блока „ACUM”, окажутся включёнными в процесс влияния на политические решения. Они смогут осуществлять надзор за властями изнутри официальных учреждений и сделают качественный скачок в плане оказания давления на власть, по сравнению с уличными протестами, влияние которых было ненадёжным и зачастую лишь временным.

В своей борьбе за отвоевание учреждений у олигархических сил оппозиция в существенной мере рассчитывает на легитимность, предоставляемую голосами молдавской диаспоры на Западе. Способность оппозиции доминировать среди предвыборных предпочтений молдавских мигрантов на Западе раздражает Демократическую партию, которая не имеет возможности ни подчинить себе, ни окончательно заблокировать электоральную волю диаспоры. Поэтому, введя летом 2017 года смешанную избирательную систему, власти не только удвоили свои шансы на выборах, но и „размыли” волеизъявление диаспоры. Так, вместо того, чтобы принимать решение относительно всего состава парламента, как диаспора, так и сторонники оппозиции внутри страны, в основном могут оказывать влияние на имена 50 депутатов, избираемых по партийным спискам, а также на имя кандидата от Западной Европы. За оставшийся 51 мандат, обладателей которых избирают по одномандатным округам, в том числе округам, призванным представлять молдавских граждан, проживающих в Восточной Европе и Северной Америке, ведутся чрезвычайно несхожие друг с другом политические баталии.

Применение административного ресурса в сочетании с обильными финансовыми ресурсами, а также манипулирование избирательным процессом представителями Демократической партии с помощью СМИ, бюрократических и юридических инструментов усложняет нынешнюю предвыборную кампанию для оппозиции. Правящая партия ужесточила правила игры даже для социалистов, которые помогли ей организовать абсолютно неконкурентную электоральную среду – голосование в один тур по смешанной системе. Так, социалисты уже получили предупреждение о том, чтобы не использовать административный ресурс президента Игоря Додона (ЦИК, 9 февраля 2019 г.), очень часто появляющегося в компании Владимира Путина. С другой стороны, пользуясь тем, что правосудие затягивается, Политической партии „Шор” помогают совершать набеги на электорат социалистов, ослабление которых выгодно Демократической партии.

Непредсказуемый характер результатов нынешних парламентских выборов выходит за рамки того, что наблюдалось на президентских выборах 2016 года. Тогда Майя Санду одержала бы победу, если бы Игорю Додону не помогла пропаганда Демократической партии, если бы не масштабный перенос на него Россией своего имиджа, и не будь вмешательства Церкви. На тот момент предвыборным козырем Майи Санду была её связь с диаспорой, продемонстрировавшей исторический уровень политической активности, стимулами для которой послужили незапятнанный имидж Майи Санду и пророссийские призывы Игоря Додона. Это же преимущество должно было быть задействовано и на выборах 2019 года, если бы не вмешалась ДПМ, введя в 2017 году смешанную систему и, недавно, запретив голосование по просроченным паспортам (Конституционный суд, 14 января 2019 г.).

Необеспечение права голоса противоречит конституционным положениям (статья 38 Конституции) и порывает с мягкой и инклюзивной практикой отношения к молдавским мигрантам с просроченными документами, которую избирательный орган демонстрировал на выборах в 2010, 2014 и 2016 годах. По подсчётам оппозиции, около 500 тысяч молдавских мигрантов окажутся отстранены от голосования (ACUM, 15 января 2019 г.), что примерно в 10 раз превышает данные, озвученные властями. Максимальный электоральный потенциал, продемонстрированный диаспорой до сих пор, составляет 138,720 проголосовавших во втором туре выборов 2016 года (ОБСЕ, 15 февраля 2017 г.). На февральских выборах 2019 года заявленным приоритетом оппозиции является набрать максимальное количество голосов западной диаспоры. Тем самым оппозиция сможет набрать тот приписываемый ей опросами (IRI, 4 февраля 2019 г.) минимум в 22% от 50 депутатов, избираемых по партийным спискам. Хотя внимание к предвыборному раскладу сил внутри диаспоры отлично заметно в повестке дня оппозиции, она прилагает усилия по привлечению на свою сторону избирателей внутри страны, в частности, проживающих за пределами столицы.

Голосование в диаспоре

Голосование за рубежом пройдёт на 125 избирательных участках, что на 25 участков больше, чем было открыто на президентских выборах. Но и социалисты, и оппозиция оспорили это решение и высказались за увеличение количества избирательных участков в России (ещё 22 участка) и, соответственно, в Италии и других европейских странах (ещё 26 участков). Эти требования счёл необоснованными Конституционный суд (29 января 2019 г.), вновь поддержавший позицию властей, как и в случае с решением о недопустимости голосования по просроченным паспортам.

Кому достанется победа в одномандатных округах, призванных представлять диаспору (3 мандата из 101 в парламенте), можно предугадать, исходя из портретов кандидатов. В странах СНГ и в Азии, где баллотируются 7 человек, за которых будут голосовать на 27 избирательных участках, наиболее предпочтительны шансы кандидата от социалистов Георгия Пара. Исходя из его профессионального портрета, очевидно, что он делает ставку на привлечение молдавских граждан, занятых в строительном секторе. Ещё одно преимущество этого кандидата заключается в широкомасштабных переговорах президента Игоря Додона на тему условий легализации молдавских мигрантов в России (IPN, 28 января 2019 г.).

В государствах ЕС наиболее сильным кандидатом из 13 зарегистрированных является Майя Санду, сопредседатель блока „ACUM”, которая полагается на опыт президентских выборов 2016 года, когда она одержала победу над Игорем Додоном среди молдавских мигрантов в ЕС. Выдвижение Майи Санду в этом округе поддерживающая оппозицию пресса объяснила необходимостью мобилизовать свыше 100 тысяч голосов молдавской диаспоры в Европе. Кроме того, данная стратегия способна увеличить присутствие оппозиции в парламенте на одного человека. Ведь возможная победа Майи Санду по одномандатному округу автоматически освобождает одно место для другого человека по партийному списку Блока „ACUM”.

Самыми неопределёнными являются прогнозы относительно голосования в Северной Америке, где Валериу Гилецки, лидер баптистской церкви Молдовы и активный представитель власти (вице-спикер парламента), участвует в выборах в качестве независимого кандидата. Ему открыто покровительствуют, по сравнению с остальными 12 кандидатами. Так, молдавские власти одобрили открытие 8 из 12 избирательных участков, создаваемых в США, в помещениях баптистских церквей (NewsMaker, 8 февраля 2019 г.), а также привлекают административный ресурс, чтобы облегчить обновление паспортов для молдавских граждан, проживающих в Северной Америке (ACUM, 30 января 2019 г.).

Таблица. Данные об одномандатных округах для диаспоры

Одномандатный округ для диаспоры

Число избирательных участков / число стран

Количество кандидатов

Количество кандидатов, заявленных независимыми

Количество женщин

Восточная Европа (№49)

27 участков /11 стран

7

2

1

Западная Европа (№50)

83 участков /23 страны

13

6

6

Северная Америка (№51)

15 участков /2 страны

13

9

2

Источник: Alegeri.md

Роль диаспоры и её ограничения

Для политических партий Молдовы диаспора ассоциируется с важным источником укрепления политической власти и, соответственно, укрепления своей внутренней и внешней легитимности. Миграция обеспечивает рост численности диаспоры, а её масштабы достигают критического момента, для которого характерны два аспекта. Первый из них заключается в скорости, с которой происходит расширение диаспоры, и с тем фактом, что её электоральный потенциал может превысить потенциал населения, оставшегося в стране. Второй аспект подразумевает позитивную дискриминацию в избирательной сфере диаспоры, осевшей на Западе, по сравнению с молдавскими мигрантами, занятыми на сезонных работах в России или проживающими там в течение долгого времени.

Демографические проблемы и миграционные тенденции среди молдавских граждан приближают тот момент, когда политические силы страны станут обсуждать политические права диаспоры или необходимость справедливого отношения к мигрантами, независимо от их географического местонахождения и геополитического позиционирования. Результаты парламентских выборов 2019 года могут сыграть решающую роль для последующего пересмотра допустимой степени участия диаспоры в политической жизни страны. Во многом, на расклад сил в парламенте может повлиять европейская диаспора. Её активное голосование создаст политические возможности для оппозиции, которая не сможет управлять страной, поскольку у неё не будет большинства, и она отвергает какую-либо коалицию с ДПМ, но взамен она может стать сильной парламентской оппозицией.

Ожидания оппозиции от мобилизации диаспоры разбиваются о суровую реальность. С одной стороны, подчинённые Демократической партии учреждения принимают превентивные меры с целью воспрепятствовать участию диаспоры в голосовании – путём отстранения избирателей с пророченными паспортами и сохранения небольшого количества избирательных участков по сравнению с размерами диаспоры (около 1 миллиона человек). С другой же стороны, политическая активность диаспоры на этих выборах кажется более низкой, чем на президентских выборах 2016 года. Введение смешанной избирательной системы объективно уменьшило то влияние, которое диаспора начала осознавать и усваивать с момента президентских выборов 2016 года. В результате намеренного усложнения властями правил игры включение диаспоры в электоральное состязание требует обновления аргументов и изыскания способов творческого привлечения диаспоры, как до, так и после выборов.

Дополнительным стимулом для мобилизации голосов диаспоры на выборах 2019 года может стать повышение осведомлённости диаспоры о геополитических рисках. На самом деле, и искажение европейской интеграции, и переориентация страны на Восток, как весьма вероятные сценарии, породят проигравших, среди которых окажутся и мигранты. Поэтому диаспора должна пользоваться электоральной философией и платформами образца 2016 года при голосовании за рубежом и для мотивирования избирателей внутри страны.

Вместо заключения...

Молдавская диаспора присутствует в предвыборных расчётах как оппозиции, так и власти, но их подходы диаметрально противоположны. Оппозиция ищет способы усилить влияние голосов диаспоры, а действия правящей партии свидетельствуют о её заинтересованности ограничить участие молдавских мигрантов в выборах.

Основной удар по электоральному потенциалу диаспоры был нанесён ещё в 2017 году, путём введения смешанной избирательной системы. В результате молдавские мигранты могут влиять лишь на половину из 101 депутатского мандата, что может иметь демотивирующий эффект.

Хотя все опросы показывают, что у оппозиции нет шансов победить на выборах, у неё имеются реальные возможности для того, чтобы превратиться в сильную оппозицию внутри парламента, навязав там антикоррупционную и реформистскую повестку дня. Поэтому мобилизация диаспоры на Западе имеет решающее значение для повышения качества риторики и действий в отечественной политике, сильно снизившегося после выборов 2014 года.

 
Дионис Ченуша

 


IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.