Юрист Штефан Глигор разъяснил, что значит «нарушения, способные повлиять на итоги выборов. „Если было сфальсифицировано, например, десять голосов, и именно эти десять голосов – разница между проигравшим и выигравшим конкурентами, то нужно доказать фальсификацию. Должны быть представлены факты фальсификации, а соответствующие госорганы должны их расследовать и обеспечить достоверные результаты расследования”, - отметил эксперт, выступая на публичных дебатах в IPN „Фальсификация выборов: как это делается, как с этим бороться”.
Однако в Молдове, отметил Штефан Глигор, этот механизм не работает. „У нас все выглядит так: конкуренты на выборах предоставляют доказательства нарушений МВД, прокуратуре, ЦИК, а они фактов просто не видят. Между тем по закону, прежде чем Конституционный суд начнет рассмотрение результатов выборов, по всем жалобам и протестам должны уже быть решения”, - подчеркнул постоянный эксперт проекта IPN.
Он напомнил, что прокуратура даже не начала рассмотрение нарушений, выявленных на предыдущих выборах. «Были все доказательства, включая фото и видео, действует статья УК 181-прим „Подкуп избирателя”, но государство остается слепым и глухим”, - настаивает Штефан Глигор.
Он также разъяснил, почему нарушений не видят иностранные наблюдатели. „Это люди, как правило, не владеющие языком страны, в которой находятся, им неизвестны родственные связи, непонятно, как работает влияние на уровне районов. Они просто смотрят. При этом не везде, а лишь на некоторых участках. Иностранные наблюдатели просто не способны увидеть нарушения„, - отметил Штефан Глигор.
Между тем он уверен: гражданское общество и журналисты должны документировать и оглашать факты нарушений избирательного процесса, несмотря на безразличие и бездействие государства.
Публичные дебаты „Фальсификация выборов: как это делается, как с этим бороться” прошли в рамках мини-цикла „Мы и президент: кто кого выбирает, кто кого представляет?”, который является частью проекта „Повышение политической культуры через публичные дебаты”. Информационное агентство IPN организует публичные дебаты при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.