logo

Сергей Мишин: Непризнание выборов в Кишинёве вызывает озабоченность по поводу проведения выборов в 2019 году


https://www.ipn.md/index.php/ru/sergey-mishin-nepriznanie-vyborov-v-kishineve-vyzyvaet-ozabochennost-po-povodu-p-7978_1045451.html

Признание недействительными местных выборов в Кишинёве сыграло большую роль и вызывает озабоченность по поводу организации и проведения свободных и честных выборов в будущем. Ситуация стала ещё более тревожной вследствие перехода к смешанной избирательной системе. То, что признаёт и Европейский союз, что Республика Молдова – это захваченное государство, и у нас неэффективно работает судебная система, также порождает опасность, что выборы могут быть признаны недействительными. Об этом заявил доктор права Сергей Мишин в ходе публичных дебатов на тему: „Ставка свободных и корректных выборов. Кто их обеспечивает, кто их соблюдает?”, ставших 97-ми в рамках цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемого Информационным агентством IPN и Radio Moldova.

По его мнению, имеется риск того, что в некоторых округах выборы будут сфальсифицированны или признаны недействительными, потому что парламентское большинство, которое находится у власти, самостоятельно эту власть отдавать не хочет и не будет. „Мы даже можем наблюдать сегодня, за четыре месяца до выборов, и у нас уже есть попытка ограничить часть граждан в том, чтобы они были избраны. Я говорю о законопроекте, который зарегистрировала Либеральная партия, где предлагается внести в Избирательный кодекс статью о том, что каждый кандидат должен владеть румынским языком. Во-первых, согласно Конституции, у нас молдавский язык государственный. Во-вторых, что значит, что каждый должен владеть румынским языком? А как же гагаузы, болгары, украинцы, русские?”, - задаётся вопросами Сергей Мишин.

По его словам, использование административного ресурса также входит в число опасностей выборов 2019 года, оно может существенно повлиять на исход выборов в одномандатных округах. В то же время, намерения отменить „день тишины” и разрешить предвыборную агитацию в день выборов вызывают вопросы: „Здесь много неясностей: откуда следует начинать отсчёт тех 100 метров, где запрещена предвыборная агитация? Кто будет определять эти 100 метров? Что считать предвыборной агитацией, какого рода агитация разрешена, а какого рода – запрещена?, и так далее” Сергей Мишин считает, что людей намеренно подготавливают к этим рискам. „Подготавливают население к этим рискам и, как бы их ни обсуждали в обществе, их всё равно пытаются продвигать”, - отмечает доктор права.

Сергей Мишин, считает, что когда речь заходит о рисках, опасениях и угрозе фальсификации или даже отмены предстоящих выборов, необходимо рассматривать и ещё один аспект. „В последние два года мы наблюдаем несоблюдение законодательства, как выборного, так и не только. Как это предусмотрено в нормативных актах, валидацию мандатов будет проводить Конституционный суд, однако сегодня мы можем констатировать, что КС в последнее время выносил решения больше политические, чем юридические. Хотя Суд – это тот орган, который должен стоять на страже Конституции. Поэтому, это первый риск –  когда Конституционный суда различными методами вмешивается в материю Конституции, что может привести к непризнанию выборов”, - пояснил он.

Вместе с тем, по мнению доктора права, самый главный риск заключается в том, что не будет соблюдаться закон, не будет соблюдаться регламент Центральной избирательной комиссии. „Когда нарушается закон, когда нарушаются права представителей кандидатов, местных и международных наблюдателей – это самый главный и первый сигнал о несвободных и нечестных выборах. Превыше всего для нас должен быть закон. Для нас самый главный закон – это Конституция и Кодекс о выборах”, - подытожил Сергей Мишин.

Дебаты „Ставка свободных и корректных выборов. Кто их обеспечивает, кто их соблюдает?” входят в цикл публичных дебатов, проводимых Информационным агентством IPN и Radio Moldova в рамках проекта „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.