logo

„Саммит ЕПС в общедоступных формулах”. Интервью IPN с комментатором Игорем Боцан


https://www.ipn.md/index.php/ru/sammit-eps-v-obshchedostupnykh-formulakh-intervyu-ipn-s-kommentatorom-igorem-bot-8004_1097385.html

Что такое ЕПС и его Саммит? Почему он состоялся в Молдове? Почему его называют „историческим событием”? Почему на нем не приняли итоговый документ с изложением позиции, какие важные сигналы он направил в отсутствие такого документа, и кому? Какие важные результаты можно выделить для государств и народов Европы? Каких результатов добились в результате Саммита Молдова и молдаване? Как был организован Саммит, и почему он важен для граждан Республики Молдова? Ответ на эти и другие вопросы - в нижеприведённом интервью, которое дал комментатор Игорь Боцан.
---

- Господин Боцан, что собой представляет Европейское политическое сообщество и что такое Саммит этого Сообщества?

- Европейское политическое сообщество - это инициатива президента Франции Эммануэля Макрона, которая является реакцией на агрессию Российской Федерации против Украины. Европа, кропотливо восстановленная после Второй мировой войны, после краха коммунистической системы в Европе, снова оказалась перед очень серьезной дилеммой. Первой идеей ответа на этот вызов было создание платформы с участием всех европейских стран, а не только Европейского Союза. Все европейские страны, поскольку тесно сотрудничают друг с другом, имеют общую историческую судьбу, и им приходится разделять одни и те же вызовы. Европейское политическое сообщество никоим образом не заменяет какой-либо институт европейского сообщества, но предоставляет эту платформу для открытого диалога, чтобы все страны могли собраться вместе на высоком уровне и обсудить эти вызовы.

- Почему это состоялось в Республике Молдова? Кто принял такое решение?

- Это была инициатива президента Макрона, чтобы второй саммит состоялся именно в Республике Молдова, и эту инициативу поддержал председатель Совета Европы Шарль Мишель. Я думаю, что для Республики Молдова это оказалась очень хорошая возможность продемонстрировать свой потенциал. Тем более, что наша страна претендует на участие в длительном процессе европейской интеграции. Второй очень важный фактор заключается в том, что с самого начала было установлено, что саммиты будут проходить два раза в году с чередованием принимающих его стран: страна-член ЕС и страна, не входящая в ЕС. Кроме того, идея заключалась в том, что этот саммит должен проходить в одной из стран Восточного партнерства. Этого не может быть в Украине, потому что Украина вовлечена в войну сопротивления российской агрессии. Беларусь практически ассоциируется с Россией, у стран Южного Кавказа тоже есть проблемы, так что Молдова была более очевидным кандидатом. Власти Республики Молдова приняли это приглашение и, судя по всему, по всем откликам, которые мы слышали, справилась.

- Кто участвовал и кто не участвовал из тех, кто мог принять участие, и почему?

- Из всех государств, территориально находящихся в Европе, участвовали практически все государства, за исключением России и Белоруссии. Таким образом, Россия - агрессор, а Беларусь - союзник России в этой войне, которая предоставила свою территорию для ударов по Украине, а теперь предоставляет свою территорию для размещения тактического ядерного оружия. Турция не участвовала, я не знаю, почему президент Турции в последний момент отказался участвовать в этом саммите, были всевозможные предположения. Наверное, логично предположить, что президент Турции в суете подготовки к инаугурации своего правления предпочел не участвовать в этом саммите.

- Какие основные вопросы обсуждались на Саммите и почему?

- Безопасность, взаимосвязь, вопросы, связанные с энергетической инфраструктурой, коммуникационной инфраструктурой, которая должна противостоять гибридным атакам, вопрос продовольственной безопасности. Эти проблемы являются наиболее актуальными для всего европейского континента. И еще один очень важный момент, который отметил президент Зеленский, касался неурегулированных конфликтов на европейском пространстве, таких как Приднестровье, какой была проблема Карабаха, какими являются сепаратистские проблемы, стоящие перед Грузией, и не следует забывать, что и сам конфликт в Украине - это проблема, связанная с сепаратизмом, сначала в Крыму, затем в так называемых народных республиках Донбасса. Эти проблемы и сейчас активны, а остальные заморожены, но есть риск, что в любой момент они могут быть разморожены, и мы убедились, что они представляют большую опасность. Это проблемы, которые нужно обсуждать, чтобы найти решения, а также другой, более удачный формат, чем возможность встречи глав государств и правительств в неформальной обстановке, где они могут беседовать в группах, трудно себе представить в этой сложной обстановке.

- Саммит не принял окончательный документ с изложением позиции, почему?
- С самого начала было объявлено, что совместного заявления не будет. Насколько я помню, на саммите в Праге тоже не было совместного заявления, были только итоговые заключения по обсуждавшимся вопросам. То же самое должно последовать и сейчас - после саммита в Республике Молдова. Следовательно, обсуждение проблем и поиск решений - вот цель этого саммита, а его символический смысл - продемонстрировать единство государств Европы против злоупотреблений и агрессий.

- Какие важные сигналы подал Саммит в отсутствие общего документа? О чем и для кого?

- Сигналом, причём самым важным, является то, что Европа едина против агрессии. Потенциал одного только Европейского Союза, а это почти половина стран, которые участвовали в саммите, я имею в виду экономический потенциал, почти в десять раз превышает потенциал агрессора - Российской Федерации. Если и остальные государства согласны и понимают, что необходимо проявить единство против агрессии, то мы понимаем, что первый сигнал состоит в том, что любая агрессия столкнется с единством народов Европы, а не только Европейского Союза, и это передано очень ясно. Население Европы как минимум в 5-6 раз превышает население России. Так что и человеческий потенциал в этом противостоянии, если его можно так назвать, когда агрессор напал на страну и бросает вызов ее суверенитету, оспаривает даже само его существование, следовательно, агрессор должен осознавать, что на пути этих его агрессивных планов стоит весь континент и с потенциалом, который несоизмерим с потенциалом России, которая даже при наличии природных богатств и человеческих ресурсов не может освоить эти ресурсы, потому что Россия зависит от технологического потенциала Соединенных Штатов Америки, Европы. Положение дел с этой точки зрения должно быть как можно более ясным. Это несоизмеримые потенциалы, и тем, кто отважился на эту войну, придется заплатить по счетам при условии, что Европа останется консолидированной. И более того, по всем проблемам, которые были заморожены после развала коммунистической системы, а это кризисы и сепаратистские проекты, будут найдены решения, чтобы на европейском континенте больше не было сюрпризов, подобных тому, который связан с агрессий против Украины.

- Какие важные результаты для государств и народов Европы можно выделить?

- По-моему, здесь все предельно ясно. Первое: Европа больше не может допустить такие серые зоны, как Республика Молдова, Украина, речь шла о Грузии. Следовательно, все государства с проевропейскими устремлениями должны осознавать, что они могут, если приложат необходимые усилия и примут к исполнению Копенгагенские критерии, а впоследствии усвоят acquis (лат. - объединение) сообщества, стать членами ЕС и пользоваться его поддержкой. Есть государства, которые полностью интегрированы в экономику ЕС, но не входящие в ЕС. Речь идет о Швейцарии и Норвегии, двух очень развитых государствах. Очень важно и то, что Великобритания, если захотела, вышла из состава ЕС, но у нее наилучшие отношения с ЕС, вопреки такому решению британского народа выйти из ЕС. И в Европейском Союзе никто не ставит проблему так, как ее сформулировал президент Путин применительно к бывшим советским государствам, которые, мол, „вышли из Советского Союза с подарками русского народа”, это несравнимые вещи.

Конечно, это и послание для Российской Федерации и народа Российской Федерации. Агрессия неприемлема в XXI веке после того, как Европа оказалась в очаге двух мировых войн, которые унесли десятки миллионов человеческих жизней. И очень важно, чтобы европейское сообщество было солидарно в сдерживании Российской Федерации. В первую очередь через экономические, коммерческие санкции. Очевидно, очень силен посыл и для государств, которые участвуют в незаконной торговле, если можно так сказать, с параллельным импортом, и помогают Российской Федерации продолжать эту войну. Так что сообщений было несколько, и мы понимаем, что на платформе, отличной от CPE, сложно представить, что все эти сообщения можно упаковать и передать так, чтобы всем было понятно, какие цели преследуются и кому адресованы послания.

Мы видели, что президент Зеленский очень настаивал на безопасности, а безопасность можно обеспечить странам, которые были частью серой зоны, вступлением как в НАТО, так и в ЕС. Позже он подтвердил, что понимает, что сформулированные им требования могут быть истолкованы как несколько преждевременные, но это вектор движения вперед для обеспечения военной, экономической безопасности, безопасности инфраструктуры, безопасности от гибридных угроз, от сепаратистских угроз, которые могут быть решены только при учете всех этих аспектов. Мы видим, что спектр проблем, которые обсуждались, очень широк. Ни одна институциональная структура не может охватить столь широкий спектр проблем, потому что они специализированы, а здесь вызов настолько велик, а последствия настолько разнообразны, что эта платформа необходима.

Народам Европы очень важно понять несколько вещей: без безопасности не может быть процветания, без единства не может быть безопасности. Значит, не может, потому что у агрессора есть ресурсы, у него есть амбиции, у него есть галлюцинаторные цели, но без единства противостоять этому агрессору невозможно. С другой стороны, невозможно бороться с этой агрессией, не посылая очень четкого сообщения и не выступая против нее. Агрессию можно преодолеть только при существовании четких правил и с применением этих норм международного права. Следовательно, для международного сообщества, для государств Европы должно быть совершенно ясно, что существует взаимосвязь между благосостоянием, единством, борьбой с агрессией и соблюдением норм международного права. Это четыре очень ясных вещей, которые должен понять каждый.

- Почему саммит важен для Республики Молдова и что от этого выиграют страна и ее граждане?

- Послание, которое я услышал практически от всех участников, заключается в том, что Республика Молдова не одинока. Республика Молдова, подверженная гибридным рискам, пользуется всевозможной поддержкой. Второе, Республике Молдова необходимо помочь выйти из серой зоны, зоны влияния, которую оспаривает Российская Федерация. Как это произошло в преддверии саммита ЕС 7 мая 2009 года, когда была запущена стратегия Восточного партнерства, и когда Россия возражала, настаивая на том, что постсоветское пространство якобы является или должно быть пространством, входящим исключительно в интересы Российской Федерации. Нет. Потому что на этом пространстве произошли сепаратистские конфликты, была война в Грузии - короткая, в 2008 году, а тут уже горячая война в сердце Европы, агрессия, сначала аннексия Крыма, а затем это прямое вторжение в Украину, чтобы вообще уничтожить страну, чтобы уничтожить украинский народ. Следовательно, послание для Республики Молдова таково: „вы не одиноки, и у вас есть шанс выбраться из этой серой зоны”. Как? При поддержке в первую очередь Европейского Союза, а также с помощью всего европейского сообщества, а это значит, и государств, не входящих в Европейский Союз.

- Насколько правдоподобно утверждение о том, что не только ЕС важен для Молдовы, но и Молдова важна для ЕС?

- Республика Молдова сейчас важна для Европы, прежде всего потому, что Республика Молдова является соседней страной с Украиной, которая подвергается нападению, и все отметили, насколько значительной была Республика Молдова в решении проблем украинских беженцев. Так что та поддержка, которую она оказала, если учесть потенциал Республики Молдова на душу населения, то она оказалась одной из важнейших поддержек для Украины. Второе, очень важное обстоятельство, это то, что на территории Республики Молдова есть неурегулированный конфликт, такой регион, как Приднестровье, который с военной и политической точек зрения контролируется Российской Федерацией. Следовательно, само существование Приднестровья представляет опасность для Украины, что я понял из выступления президента Зеленского, который проявил огромную решимость, когда заявил, что эту проблему придется решить. Я увидел и реакцию президента Майи Санду, которая сказала, что эта проблема должна быть решена в интересах Республики Молдова с соблюдением независимости и суверенитета Республики Молдова мирным путем, но в любом случае это проблема, которая представляет замороженный конфликт. Надо вспомнить месяцы март, апрель, май прошлого года, когда все были просто-напросто крайне обеспокоены после захвата острова Змеиный, после оккупации Херсона и нападения на город Николаев, которые открывали путь оккупационным войскам в направлении Одессы, а из Одессы в Приднестровье. Так что мы должны иметь в виду и это, и пока война не завершена и мы не знаем, как долго она продлится, несомненно, что Республика Молдова, принимая во внимание упомянутые мною проблемы, представляет большой интерес для Европы и Европейского Союза.

- Какие важные для Республики Молдова результаты можно выделить и что от этого могут выиграть страна и ее граждане?

- Здесь мы имеем два уровня, которые в некотором роде сходятся, речь идет о Гражданской миссии Европейского Союза, которая вскоре должна начать свою деятельность на территории Республики Молдова, и перед которой стоит очень четкая задача. Основной задачей, наверное, станет борьба с кибератаками. Другие проблемы, связанные с деятельностью этой гражданской миссии, связаны с настойчивыми попытками дестабилизировать Республику Молдова, так что эксперты ЕС должны будут согласовать с властями Республики Молдова, особенно с Министерством внутренних дел, и выявить все риски, которые существуют для безопасности Республики Молдова, атаки с целью дестабилизации страны, и найти решения для их устранения. Второе, что касается безопасности с военной точки зрения, и здесь мы имеем Европейский инструмент мира, посредством которого уже несколько лет происходит переоснащение Национальной армии.

Речь идет о новой поддержке в размере более 80 миллионов евро, это средства, которые Республика Молдова должна будет использовать для приведения своих вооруженных сил в состояние готовности противостоять существующим вызовам. Это инвестиции в обеспечение безопасности Республики Молдова, но в то же время и обучение персонала, чтобы Республика Молдова, в свою очередь, участвовала в международных миротворческих миссиях.

Конкретную пользу для гражданина мы смогли ощутить за день до открытия форума, когда президент Майя Санду встретилась с председателем Европейской комиссии, которая говорила о поддержке, которую Республика Молдова получила в прошлом году, чтобы противостоять нападению и угрозам, шантажу против Республики Молдова, и узнал, что госпожа председатель Европейской Комиссии говорила о пяти важных вещах, которыми Европейский Союз хочет помочь Республике Молдова. С увеличенной поддержкой, которая достигает одного миллиарда 600 миллионов евро на пяти уровнях. Очень важно то, что все мы знаем, что почти треть наших голосующих граждан старше 18 лет, находится за границей, в ЕС, и проблема роуминга, общения с близкими очень важная вещь. Итак, эта проблема решена. Второй очень важный вопрос, на котором настаивала госпожа председатель Европейской комиссии, касается экономического развития, и часть этих ресурсов будет использована для экономического развития Республики Молдова, повышения потенциала нашей страны, чтобы в конечном счёте ассимилировать инвестиции и развивать экономику, экспортную мощность, поскольку основным экспортным рынком для Республики Молдова является рынок ЕС. Более двух третей продукции, произведенной в Республике Молдова, экспортируется в ЕС.

Еще одна область - это инфраструктура, и до саммита, несколько недель назад, мы помним, что здесь, в Кишиневе, с визитом побывал комиссар ЕС по вопросам инфраструктуры и говорил об инфраструктурных проектах, железных дорогах, мостах, на которые есть финансирование. Еще одним очень важным направлением, о котором упоминала и госпожа председатель Европейской Комиссии, является поддержка повышения административного потенциала Республики Молдова. Республика Молдова находится накануне начала переговоров с ЕС. Мы очень надеемся, и все мы видели, что усилия, принятые нашей страной, и достижения получили достойную оценку, но у нас, конечно, было и много скептицизма, но мы видели, что весной этого года были приняты меры по преодолению блокады в судебной системе, создание нового Высшего совета магистратуры, после чего последует проверка в этой системе, борьба с олигархами, возвращение в управление и государственную собственность Кишиневского международного аэропорта.

Я видел послания поддержки того, что переговорный процесс начнется, самый важный пункт политической повестки дня для Республики Молдова. Послание для граждан заключается в том, что наша страна, если она добьется успеха, получит еще большую поддержку и, поскольку возможности Республики Молдова все же ограничены, здесь мы слышали, что Представительство ЕС в Молдове будет расширено, чтобы европейские эксперты могли работать вместе с экспертами из Республики Молдова, скорее всего, для того, чтобы ассимиляция acquis (лат. - объединение) сообщества происходила как можно быстрее. Все это приносит пользу гражданам Республики Молдова. Но самая большая выгода для граждан Республики Молдова заключается в том, что в результате этих усилий Республика Молдова окажется в семье стран ЕС, где наша страна сможет легко найти свою экономическую нишу для развития. Вот эта надежда, я считаю, которая питает и интерес граждан, и желание протянуть руку помощи, внести свой вклад в преодоление этого пути.

Интервью, озаглавленное „Саммит Европейского Политического Сообщества в общедоступных формулах”, осуществлено Информационным агентством IPN в рамках проекта „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.

Видео-интервью можно посмотреть здесь.