|
|
Анатол Цэрану | |
Тридцать лет назад танки элитной Кантемировской дивизии российской армии обстреляли боевыми снарядами роскошное здание российского парламента, прозванное Белым домом, расположенное в центре Москвы. Автор этих строк, будучи аккредитованным в том году послом Республики Молдова в Российской Федерации, был очевидцем и физически находился в непосредственной близости от эпицентра тех событий. Ощущение очевидца этого события для молдавских дипломатов было подчеркнуто также из-за сильной вибрации стёкол в окнах посольства Республики Молдова, расположенного недалеко от Белого дома, которое вызывало дребезжание после каждого орудийного залпа танков, целившихся в здание российского парламента.
Псевдореформа вызвала экономический, социальный и политический кризис
Вооруженное восстание в центре Москвы 3-4 октября 1993 года произошло на фоне экономического и политического кризиса, в который погрузилась постсоветская Россия с самого момента развала СССР. Предполагается, что кризис был вызван программой реформ президента Ельцина, которая вступила в силу уже в январе 1992 года. Реформа, прежде всего экономическая, была задумана ее авторами как радикальная, без учета социальных издержек. В скором времени цены в России стали бесконтрольно расти, государственные расходы были резко сокращены, а руководство пыталось исправить ситуацию введением новых налогов. Разразился серьезный кредитный кризис, который обанкротил множество промышленных и сельскохозяйственных предприятий и привел к длительному экономическому спаду. Произошло стремительное обнищание широких слоев населения. Все большее число российских политиков стало дистанцироваться от принятой программы реформ, а политическое противостояние между Ельциным, с одной стороны, и противниками президентской программы реформ, с другой, стало доминантой политической жизни в России.
На всём протяжении 1992-1993 годов оппозиция реформам Ельцина стала усиливаться, в числе оппонентов был и вице-президент России Александр Руцкой, который осудил экономическую программу президента как „экономический геноцид”. На протяжении всего этого периода Ельцин боролся с Верховным Советом и Съездом народных депутатов (законодательной палатой, из числа которых были депутаты Верховного Совета) за контроль над правительством и государственной политикой. В это время и спикер российского парламента Руслан Хасбулатов открыто выразил свое несогласие с программой реформ, несмотря на выражение поддержки политики Ельцина в общем.
Разгар конфликта сил
Разгар российского политического кризиса был достигнут 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин распустил федеральный законодательный орган, сопротивлявшийся тенденции укрепления президентской власти и непопулярных неолиберальных экономических реформ. Президент своим указом отменил действующую конституцию, заменив ее основным законом, наделявшим президента исключительными исполнительными полномочиями. Ельцин утверждал, что его действия открывают путь быстрого перехода к функциональной рыночной экономике, и этот факт обеспечил ему мощную поддержку западных канцелярий. Одновременно с этим на пропагандистском уровне команда Ельцина упорно предпринимала согласованные действия по прививке общественному мнению идеи ассоциирования оппозиции с реставрацией коммунизма.
Вице-президент Руцкой расценил указ Ельцина как государственный переворот, а на следующий день Конституционный суд постановил, что Ельцин нарушил Конституцию и что президент может быть привлечен к ответственности. В результате чего российский парламент под председательством Руслана Хасбулатова объявил указ президента недействительным, не имеющим законной силы, а Руцкой был провозглашен исполняющим обязанности президента, принесшим присягу на конституции. С этого момента конфликт между исполнительной властью и российским парламентом, между Кремлем и Белым домом стал непримиримым. Ельцин ответил своим оппонентам из Парламента отключением воды, электричества и телефонной связи здания парламента - Белого дома.
Казнь российского парламента
В сентябре российское общественное мнение постепенно сместилось в пользу депутатов, забаррикадированных в здании парламента. В Москве антипрезидентские демонстрации неуклонно нарастали, собирая десятки тысяч человек, которые вышли на улицы столицы и пытались поддержать защитников здания парламента. Зато армия и высшее российское военное командование остались верными президенту Ельцину. К 3 октября полиция потеряла контроль над демонстрантами вокруг Белого дома, а политическая безысходность переросла в вооруженное противостояние.
В ночь с 3 на 4 октября произошла бойня у телецентра в Останкино, где спецназовцы и бронетехника обстреляли из автоматического оружия толпу, собравшуюся возле телецентра. Десятки демонстрантов были убиты, сотни ранены. А 4 октября по указанию министра обороны Грачева 6 танков Кантемировской дивизии открыли огонь по зданию российского парламента, который вскоре капитулировал. Весь мир стал свидетелем расстрела российского парламента из танков благодаря тогдашней прямой трансляции события CNN и ретрансляции российского канала ТВ6.
Тайна следствия
Руководители защиты Белого дома и некоторые участники, в том числе Александр Руцкой и Руслан Хасбулатов, были задержаны и помещены в СИЗО „Лефортово”. По факту массовых беспорядков в Москве 3-4 октября 1993 года было возбуждено уголовное дело, следственные действия по которому проводила Генеральная прокуратура Российской Федерации. Однако уже 23 февраля 1994 г. Государственная дума России объявила политическую амнистию участникам событий. А в сентябре 1995 года уголовный процесс был завершен, дело по нему было отправлено в архив без обнародования результатов следствия. В итоге команда Ельцина вышла победительницей из противостояния со своими политическими соперниками, установив в России жесткую вертикаль президентской власти, которая со временем переросла в нынешний авторитарный политический режим Путина.
Позже бывший руководитель следственной группы, прокурор Леонид Прошкин заявил, что администрация Ельцина оказывала давление на Генеральную прокуратуру и скрыла доказательства следователей. Из 1350 страниц постановления, составленного следователями по завершению дела, около 300 были отозваны. До сих пор число погибших в событиях 3-4 октября 1993 года не уточняется и колеблется от 200 до 1500 человек.
Позиция Кишинева, отмеченная существованием приднестровского сепаратизма
Все то время дипломатическая миссия Республики Молдова в Москве внимательно следила за событиями, информируя центральные власти в Кишиневе о развитии событий на российской политической сцене. Позиция официального Кишинева по отношению к политическим противостояниям в Москве в то время склонялась к проявлению симпатии к президенту Ельцину. Так, в рамках своего рабочего визита в Москву 1 сентября 1993 года президент Снегур встретился с Ельциным в Кремле, но уклонился от запланированной встречи с Хасбулатовым, политическим соперником российского президента, и эта протокольная миссия выпала на долю посла Молдовы в Москве. Явно раздраженный отменой визита президента Снегура в Белый дом, Хасбулатов прокомментировал ситуацию с той естественной солидарностью, которая характеризует бывших представителей коммунистической номенклатуры.
В действительности, отношение президента Снегура к противникам Ельцина было глубоко отмечено приднестровским конфликтом, ведь среди ярых сторонников тираспольских сепаратистов был вице-президент России Александр Руцкой. В отличие от Кишинева, лидеры тираспольских сепаратистов почти открыто поддержали лагерь Руцкого-Хасбулатова, делегировав в российскую столицу для защиты Белого дома боевиков из Приднестровья. 4 октября посол Молдовы в Москве дал интервью российской прессе, в котором указал на присутствие среди защитников Белого дома представителей военизированных отрядов приднестровских сепаратистов.
Сепаратистские военизированные формирования - часть конфликта в России
Через несколько дней, когда победа Ельцина уже не вызывала сомнений, приднестровское лобби в МИД России в ультимативной форме потребовало от посла Цэрану документальные доказательства участия вооруженных приднестровских сепаратистов в событиях в Белом доме, иначе обвинят его в нарушении дипломатического статуса. Лишь после ссылки на интервью министра внутренних дел России Ерина, который 3 октября говорил на Радио Москвы о присутствии вооруженных приднестровских боевиков в Белом доме, российское дипломатическое ведомство сняло свои претензии к молдавскому послу.
Об участии представителей отряда КГБ „Днестр” самопровозглашённой ПМР в защите Белого дома рассказал Леонид Прошкин, бывший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры России, один из руководителей следственной группы событий 3-4 октября в Москве. Отметив участие приднестровских боевиков в событиях в Москве, он заметил, что это были опытные бойцы, прошедшие через серьёзную войну в своем регионе. 4 октября, когда бронетехника атаковала Белый дом, и стало ясно, что у защитников Парламента нет никаких шансов, приднестровцы, как установило следствие, покинули помещение и исчезли. Никто из них не был задержан. Они прибыли в Москву со своим оружием и с ним же сумели вернуться в Приднестровье. Более того, были сообщения, что им удалось вывезти на свою родину большую часть погибших.
И Александр Коржаков, глава службы безопасности Бориса Ельцина, в своих мемуарах „От рассвета до заката” свидетельствовал, что среди снайперов, стрелявших по толпе, собравшейся у Белого дома, были выявлены и боевики из Приднестровья. Следовательно, у московских официальных лиц не было сомнений в роли тираспольских сепаратистов в событиях 3-4 октября, на короткое время наблюдалось даже недовольство президентской команды по отношению к тираспольским лидерам. Но этот гнев быстро померк на фоне геополитических рассуждений кремлевского руководства об использовании приднестровского сепаратизма в качестве рычага империалистического влияния Москвы на Республику Молдова.
Демократия в России была расстреляна еще в 1993 году
Октябрьские события 1993 года в Москве рассматривались тогда официальными лицами в Кишиневе сквозь призму их влияния на приднестровский конфликт. Считалось, что победа команды Ельцина была наиболее выгодным вариантом для интересов Республики Молдова с точки зрения политического урегулирования в Приднестровье и демократического будущего России. В действительности же политический триумф Ельцина лишь внешне представлял собой победу партии либеральных реформ в России. В конечном счёте действия команды Ельцина имели эффект подавления гусеницами танков хрупких ростков демократии в едва вышедшем из коммунистического режима российском обществе. Результат событий октября 1993 года в Москве материализовался в установлении в России системы неограниченной президентской власти, которая очень быстро переродилась в олигархический режим с ярко выраженными империалистическими реваншистскими тенденциями. То, как был разрешен политический кризис в России в 1993 году, определило эволюцию кремлёвского политического режима в направлении вопиющего авторитаризма, ориентированного на империалистический реванш и который, в конце концов, перерос в войну против Украины. Надежда на демократическую Россию была расстреляна танками еще в 1993 году, даже если международное сообщество осознало эту истину лишь по прошествии многих лет.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.