|
|
Анатол Цэрану | |
В недавнем интервью для TF-1, частично процитированном РИА Новости, министр иностранных дел России Сергей Лавров озвучил официальную версию Кремля о причинах войны в Украине: „Мы делаем то, что обязаны делать: мы защищаем людей и защищаем русский язык, подвергшийся прямой дискриминации и агрессии со стороны режимов из Украины при Петре Порошенко и при Владимире Зеленском. Защищаем Украину от нацификации, которая продолжается уже много лет, при прямом соучастии Запада. Вот почему наша военная операция была неизбежна”.
Более чем мрачный прогноз для Республики Молдова
Из заявлений Лаврова следует, что Россия вправе по своему усмотрению атаковать любую страну, которую произвольно подозревает в дискриминации русского языка и интересов русскоязычных. В этих условиях, следуя логике российского высокопоставленного лица, любое государство, в котором проживает маломальская община русскоязычных, автоматически становится потенциальной жертвой российской военной агрессии. Естественно, что эта воинственная логика охватывает, прежде всего, постсоветское пространство, пространство, которое нынешние хозяева Кремля идентифицируют общим термином „русский мир”. Это более чем мрачная перспектива для Республики Молдова, в которой существует относительно большая группа русскоязычных, лингвистически и культурно не интегрированных в атмосферу национального языка и культуры большинства населения, ностальгирующих по привилегиям бывшей имперской нации, доминирующей в умершем СССР.
Сегодня самым верным фактором военной безопасности Республики Молдова является география, которая благодаря территории Украины отделяет нас от вторгшейся российской армии. Но эта естественная защита может исчезнуть в случае падения на Одессу и соединения российских вооруженных сил с сепаратистским Приднестровьем. Тридцать лет молдавские власти преступно игнорировали меры по обеспечению безопасности молдавского государства и его граждан. Кардинальные решения для отрыва от бывшего колониального мегаполиса были упущены из-за его растущих реваншистских претензий. Серьезные проблемы, с которыми столкнулось молодое молдавское государство на протяжении всей своей истории, в первую очередь, были вызваны искаженной национальной идентичностью, которая, в свою очередь, увековечила в обществе устаревший менталитет терпимости к бывшему репрессивному колониальному режиму. Румынофобия, сопряженная с вульгарным молдавинизмом, является основным идеологическим столпом русского колониализма в Молдове и продолжает оставаться наиболее эффективным инструментом сохранения неоколониальной зависимости Республики Молдова, а так же главным препятствием для модернизации посредством румынской и европейской интеграции молдавского государства.
Республика Молдова: Центральная Европа или Восточная Европа?
Согласно историческим традициям, язык и культура большинства населения Республика Молдова является неотъемлемой частью румынского этнокультурного пространства и, следовательно, Центральной Европы, с чертами, отличными от восточноевропейского пространства, в котором сильны евразийские культурные тенденции. Политическая формализация принадлежности Республики Молдова к европейскому пространству, отличному от Евразийского, естественнее всего может быть достигнута за счет многосторонней гомогенизации различных сфер жизни с Румынией. Среди первых шагов в этом направлении были попытки политических деятелей Бухареста внедрить в политический диалог между двумя государствами с двух берегов Прута формулы „два румынских государства”. Но пророссийские власти Молдовы негласно саботировали эту инициативу, и она оставалась только в медиа-пространстве и в области неформальной политики.
В апреле 2000 года, в рамках доработки текста межгосударственного Договора о привилегированном партнерстве и сотрудничестве между Румынией и Республикой Молдова было предложено представить его в виде особого договора между двумя государствами, в отличие от традиционных договоров, придав ему характер „привилегированного и братского”. Но Кишинев снова заблокировал эту перспективу. Позже, в 2002 году, политическая программа Партии единства румынской нации содержала инициативу придания Содружеству румынских государств статус юридического лица, признанного на европейском уровне. Рассматривалось сотрудничество между двумя государствами в области внешней политики, экономической, культурной и других направлений, которые могли бы обеспечить их совместимость для интеграции в ЕС, если не одновременной, то, по крайней мере последовательной, но успешной. Это предложение имело только статус политической инициативы без практического применения.
Межгосударственный союз как альтернатива „меморандуму Козака”
Попытка Москвы восстановить колониальную зависимость Республики Молдова от России путем федерализации молдавского государства в соответствии с положениями так называемого „меморандума Козака” вызвала широкую протестную реакцию внутри молдавского общества. Для все большего числа молдавских граждан гарантирование цивилизованного будущего определялся только усилением многомерной панрумынской солидарности. Перед лицом постоянного хронического кризиса, который затронул Республику Молдова на фоне российских экономических эмбарго, в 2006 году на платформе недавно воссозданной Национал-либеральной партии Молдовы был сформулирован специальный политический, социально-экономический и культурный проект под названием Межгосударственный союз Румыния – Республика Молдова.
Этот проект мог быть реализован лучше всего путем подписания между Румынией и Республикой Молдова межгосударственного договора о братстве и привилегированном европейском партнерстве, который должен был быть направлен на полную интеграцию двух румынских государств в ЕС. Это был проект европеизации, максимально рационального использования ресурсов, которые могли исходить от Европейского союза, с целью быстрой модернизации и восстановления Республики Молдова. Планировалось повторение опыта экономического роста и реформ, продвигаемых Румынией, ставшей в 2007 году членом ЕС, для укрепления способности молдавского государства соблюдать европейские стандарты. Следуя примеру Румынии, ожидалось, что Республика Молдова в 2008-2018 годах поднимется до уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни государства ЕС.
Межгосударственный союз на основе паритета
Согласно НЛП Молдовы, концепция Межгосударственного союза Румыния-Республика Молдова могла включать поэтапное формирование органов по координации политики этой структуры, в том числе Парламентской ассамблеи, состоящей из равного числа депутатов из обоих государств, которые должны были собираться на периодических сессиях в Бухаресте и Кишиневе и которые должны были заботиться о гармонизации и гомогенизации законодательства Республики Молдова с законодательством Румынии, утверждении специального бюджета Межгосударственного союза. В то же время межгосударственная исполнительная комиссия, с центральным офисом в Яссах, состоящим из равного числа представителей правительств Румынии и Республики Молдова, должна была координировать выполнение специального бюджета, политику сближения Республики Молдова с ЕС путем гомогенизации экономической, политической, социальной, культурной сферы, а так же сферы безопасности и обороны двух румынских государств, получить и реализовать международный мини-Плана Маршалла по урегулированию приднестровского конфликта и постконфликтной социально-экономической реабилитации Республики Молдова, выявить проекты финансовой помощи для общего пенсионного фонда румынского межгосударственного союза. Через Межгосударственную социальную кассу планировалось содействовать поэтапному объединению пенсионных систем двух государств и управлять общими социальными пенсионными фондами.
Накануне парламентских выборов, состоявшихся в апреле 2009 года, были проведены переговоры об участии НЛП в выборах по избирательным спискам ЛДПМ, в то время с реальными шансами попасть в парламент. Ожидалось, что члены НЛП, ставшие депутатами по спискам ЛДПМ, составят отдельную парламентскую группу в рамках будущей Либерально-демократической парламентской фракции с миссией продвигать на парламентском уровне концепцию Межгосударственного союза Румыния – Республика Молдова. Но эгоистичные групповые интересы внутри НЛП помешали создать избирательный альянс с ЛДПМ, что лишило возможности выдвинуть идею панрумынского межгосударственного союза с трибуны парламента и, как следствие, привело к расколу НЛП Молдовы и хроническому внепарламентскому партийному состоянию.
Межгосударственный союз как альтернатива „русскому миру” и как короткий путь в ЕС
Сегодня Республика Молдова находится в поиске мер по повышению ее устойчивости перед лицом эскалации гегемонистских претензий Москвы на так называемое пространство „русского мира”, последним наиболее ярким проявлением этих агрессивных претензий является война в Украине. Радикальная политико-дипломатическая формула отделения Республики Молдова от „русского мира” и, следовательно, от пространства, на которое Россия претендует как на область своего исключительного геополитического влияния, - это объявление Парламентом Республики Молдова румынского характера молдавского государства и подтверждение этого статуса идентичности путем создания панрумынского межгосударственного союза с Румынией. Воплощение в жизнь такого геополитического проекта румынской солидарности не только способствовало бы повышению устойчивости Республики Молдова перед лицом опасности российской военной агрессии, но и послужило бы прочной основой для переговоров об отдельном пути европейской интеграции для молдавского государства.
„Tertium non datur”?
По крайней мере, возможность реализации такого проекта может стать предметом обсуждения запланированного на ближайшее время совместного заседания парламентов двух румынских государств в Кишиневе. В период глубокого кризиса, спровоцированного российской военной агрессией против нашей соседки Украины, необходимы чрезвычайные меры для защиты государства и народа перед лицом военной опасности. Так же, как Финляндия и Швеция, нейтральные государства, которые для обеспечения своей безопасности в ответ на агрессию России против Украины прибегли к чрезвычайным мерам путем вступления в НАТО, так и Республика Молдова должна прибегнуть к кардинальным решениям в области безопасности путем реализации проекта по инициированию и укреплению румынского национального единства. Затягивание и половинчатость мер могут быть фатальными для Республики Молдова и ее народа. В трудные времена наиболее полно должны проявляться дальновидность, мудрость и политическая решимость государственных деятелей. В нынешней геополитической ситуации латинское выражение tertium non datur как нельзя лучше подходит для описания оптимального решения для безопасности Республики Молдова. Будем надеяться, что нынешняя проевропейская власть в Республике Молдова будет на высоте и не упустит исторический шанс ускорить процесс европейской интеграции путем реализации проекта румынского национального единства.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.