logo

Россия использует „Газпром” для достижения своих геополитических целей, мнения


https://www.ipn.md/index.php/ru/rossiya-ispolzuet-gazprom-dlya-dostizheniya-svoikh-geopoliticheskikh-tseley-mnen-7965_1085246.html

Последствие безответственности прежних властей и попытка России использовать энергетические ресурсы для достижения своих геополитических целей. Такую оценку дают бывшие депутаты и политические комментаторы решению правительства о введении чрезвычайного положения в энергетическом секторе. По словам представителей власти, если правительство не предпримет оперативных шагов по закупке природного газа из альтернативных источников, то существует риск того, что бытовые потребители и крупные предприятия останутся без газа, отмечает IPN.

Представители власти заявляют, что решение властей ввести чрезвычайное положение является совершенно необходимым в условиях снижения давления газа в трубопроводах. По словам депутатов от ПДС, несмотря на то, что в октябре Республика Молдова платит по цене в 790 долларов за тысячу кубометров, Россия не поставляет ей необходимый объём природного газа.

„Это техническое решение, которое позволит правительству, через компанию „Energocom”, напрямую закупать газ из альтернативных источников, чтобы восполнить нынешнюю 33%-ную нехватку газа в трубопроводах. В октябре из 80 миллионов кубометров, которые должны были быть поставлены, было поставлено лишь 67%, а давление в магистральном газопроводе находится сейчас на нижнем пределе. Существует прямая угроза того, что если давление не повысится, то бытовые потребители и предприятия останутся без газа”, - рассказал депутат от ПДС Александру Трубка в эфире передачи „Întreabă Ghețu” на телеканале TV8.

В то же время некоторые бывшие депутаты считают запоздалым решение властей заняться поисками альтернативных источников поставок газа, поскольку возможный провал переговоров с Россией был предсказуем ещё с момента прихода к власти большинства, контролируемого ПДС.

„Сразу же нужно было заняться поисками альтернативных источников, потому что подход России могли легко спрогнозировать те, кто понимает политику кнута, проводимую за ширмой российского газа. Политическая дубинка – вот настоящее лицо российского газа, поэтому нам нужно было двигаться гораздо быстрее. Мы должны брать пример с прибалтийских стран, которые также пережили подобные ситуации, но преодолели их за счёт солидарности и понимания того, что зависимость от одного-единственного источника представляет опасность для государства. Мы пожинаем плоды безответственности прежних властей”, - считает экс-депутат Юрие Реницэ.

„Много времени упущено. Надеюсь, власти быстро его наверстают, и зимой в домах будет тепло, но затем нужно будет провести расследование, чтобы понять, каким образом дело дошло до этой ситуации. Проблема нынешнего правительства и парламентского большинства заключается в отсутствии сильной и заслуживающей доверия оппозиции”, - отметил бывший депутат Ливиу Вовк.

Политолог Анатол Цэрану убеждён в том, что в ходе переговоров между Кишинёвом и Москвой на первом плане стояли политические и геополитические аспекты, а не технические и финансовые детали.

„На встрече Игоря Гросу с Матвиенко нам было совершенно недвусмысленно сказано, что Россия недовольна участием Майи Санду в саммите „Крымской платформы”. Россия использует „газпромовский” рычаг для достижения своих геополитических целей. У нас слабые позиции на переговорах с Россией, хотя есть и некоторые пункты, по которым мы могли бы проявить настойчивость, я имею в виду Приднестровье. Кроме того, Республика Молдова всё ещё входит в СНГ, а Россия заинтересована в сохранении СНГ. Любые неполадки в механизме СНГ наносят ущерб России. Возникает вопрос: почему мы этим не пользуемся?”, - задаётся вопросом Цэрану.

По информации российских СМИ, переговоры в Москве, в которых принимали участие вице-премьеры Кульминский и Спыну, не увенчались успехом. Достичь консенсуса не удалось в условиях, когда российская сторона, как утверждается, потребовала от Кишинёва в трёхлетний срок вернуть исторический долг, накопленный Республикой Молдова перед российским концерном „Газпром”, а молдавская сторона запросила вдвое меньшую цену на газ, чем рыночная.