logo

Риск проникновения криминала на этапе выдвижения кадидата в президенты Республики Молдова


https://www.ipn.md/index.php/ru/risk-proniknoveniya-kriminala-na-etape-vydvizheniya-kadidata-v-prezidenty-respub-7542_1064834.html

 

Риск проникновения криминала на этапе выдвижения кадидата в президенты Республики Молдова

(пресс-досье представленное на пресс-конференции от 2 ноября 2011 г.)

Сложная политическая ситуация, вызванная политическим и конституционным кризисом, усугубилась перспективой появления кандидата в президенты, который является наихудшим выбором для народа, - как якобы "компромиссную" фигуру Владимир Воронин собирается поддержать кандидатуру Думитру.Дьякова.

Дьяков представляет собой эталон, беспринципности и коррумпированности в молдавской политике, постоянно обманывая и предавая всех, кто ему помогал, – в 1994-ом Сангели и Моцпана, в 1998-ом Лучинского, в 2005-ом Урекяну

Путь Дьякова – это классический путь коррупционера, который использовал нахождение во власти для своего обогащения, не стесняясь нарушать закон. Придя в политику без копейки в кармане, в старом обшарпанном костюме, имея старую красную автомашину ВАЗ-2105 семилетней давности, в 1998-ом году, когда он стал председателем парламента, то в течении полугода Дьяков приобрёл два Мерседес-600 и БМВ-7, а также  особняк в районе Валя Морилор стоимостью за 350 тысяч долларов, а обеим дочерям по автомашине джип. Контрабанда сигарет стала семейным бизнесом Дьякова, его дочери неоднократно задерживались полицией и Департаментом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Будучи председателем парламента, Дьяков использовал власть в корыстных интересах, –  использовал деньги из бюджетных фондов заработной платы, а также Пенсионного и Социального фондов, – для использования в криминальных схемы по поставкам и реализации электроэнергии и газа через систему взаимозачётов.

В 1998-2000-ом году именно по вине Дьякова бюджетники и пенсионеры по несколько месяцев не получали зарплаты и пенсии. 

Одним из первых решений Дьякова на посту председателя парламента стало лишение воинов-«афганцев» и участников приднестровского конфликта положенных им льгот. Льготы являлись большой статьёй расходов в Социальном фонде, и Дьяков отменил эту статью расходов для того, чтобы присваивать эти бюджетные средства через криминальные схемы по поставкам и реализации электроэнергии и газа через «Молдтрансэлектро», для чего он назначил директором Молдтрансэлектро своего близкого приятеля по комсомолу И. Гончар. и «Молдова-газ».

С приходом к власти в 1998-ом году люди Д. Дьякова заключили договор с украинской компанией «Энергоальянс» и импортировал электроэнергию из Украины через контролируемые и принадлежащие ему  посреднические фирмы SRL "Ferren-M"  (учредитель Наталья Дьяков), SRL "Energomontaj" и оффшорная компания "Derimen Propertiеs Ltd" (соргласно материалам Счётной палаты от 4 июля 2002 года)

Всего было импортировано электроэнергию на сотни миллионов долларов, но часть денег, предназначенных для расчётов с украинской компанией, Дьяков присвоил и не рассчитался. Компании Дьякова были посредниками между «Энергоальянсом», с одной стороны, и «Молдтрансэлектро» и RED NORD, – с другой. По указанию Дьякова контракты были составлены таким образом, что ГП Молдтрансэлектро и RED NORD гарантировали, что посреднические фирмы Дьякова рассчитаются с «Энергоальянсом»,  и по этой причине украинская компания подала в суд на государственные предприятия Республики Молдова. Таким образом, ГП Молдтрансэлектро и RED NORD должны подать в суд на дьяковские фирмы и потребовать, чтобы они рассчитались с «Энергоальянсом» или с государством, а владельцы этих фирм Д. Дьякова и Наталью Дьякову привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в особо крупных размерах.

На данный момент согласно решению Киевского хозяйственного суда сумма долга вместе со штрафом, которую Республику Молдова должна «Энергоальянсу», составляет 116 миллионов долларов или 1,4 миллиарда леев.

И председатель парламента Лупу М. и экс-президент Воронин В. знают, что этот ущерб государству нанёс Дьяков, но молчат об этом.



Для того, чтобы не вернуть украденные деньги,  Д. Дьяков умышленно обанкротил все его посреднические фирмы. Чтобы не осложнять отношения с руководством «Энергоальянса», с которым он не рассчитался, и присвоил его деньги, Дьяков обещал, что он поможет добиться, что государство рассчитается по всем претензиям «Энергоальянса». Пока у власти был Воронин, Дьяков не мог выполнить своё обещание. После прихода Дьякова к власти в 2009-ом году «Энергоальянс» напомнил Дьякову о долге в размере 1,4 миллиарда леев и попросили ускорить решение о возврате долга,  и напомнили, что 50% от суммы принадлежит ему.  

Экс-директор RED NORD Георге Пелин на одной из пресс-конференций сообщал общественности, что и прокуроры и судьи и сотрудники ЦБПЭК, – все действуют в интересах компании «Энергоальянс».     

Также люди Дьякова искусственно создали задолженность по электроэнергии у винзаводов в Яловень и Кожушна, после чего они незаконно были приватизированы в пользу Дьякова. В 2001-ом по указанию президента В. Воронина году эти незаконные сделки были аннулированы.

После того, как Д. Дьяков в 1998-ом году стал председателем парламента, он получил от примарии бесплатно помещения для нужды партии, – для центрального офиса,  по адресу Тигина, 32, для муниципального отделения, – по адресу Когылничану, 11, и для партийной газеты «новое время», – по адресу Кожокарилор, 14 «а». Все дома находятся в центральной части города. В конце 2000-го года Дьяков с помощью криминальной схемы перевёл все партийные офисы на своё имя и в настоящее время сдаёт офисы в аренду своей партии.

Семья депутата Дьякова имеет акции в гипермаркете «Metro» и торгового комплекса Malldova, расположенного на виадукте.

Начиная с 1998-го года контрабанда сигарет стала семейным бизнесом Дьяковых, в которую были вовлечены даже дочери Д.Дьякова. Братья Дьяковых и сейчас держат руку на пульсе в этом бизнесе, получая свою долю. В свое время Республика Молдова опозорилась на весь мир, когда на российском канале НТВ вышел фильм «Букет Молдавии», снятом компанией «Совершенно секретно», в котором были показаны кадры, как дочь Дмитрия Дьякова сопровождала через границу грузы с контрабандными сигаретами, прикрываясь документом, незаконно выданным ей министром внутренних дел под давлением отца.

Оперативными сотрудниками департамента по борьбе с организованной преступностью была задержана фура с контрабандным грузом сигарет и вместе с ней одна из дочерей Дьякова. После этого произошло столкновение между оперативниками и прибывшими на место задержания офицерами из службы охраны Дьякова, которые попытались отбить задержанную контрабанду и дочь Дьякова. Шеф департамента по борьбе с организованной преступностью генерал Николае Алексей сообщил об этом факте президенту Петру Лучински и получил согласие на доведение оперативного мероприятия  до конца. На место конфликта прибыла ещё одна группа оперативников, дело чуть не дошло до перестрелки,  и в результате фура с контрабандой осталась конфискованной, а дочь Дьякова уехала с сотрудниками охраны отца. Был конфискован и джип Дьяковой, который, как оказалось, находился в розыске за угон и был ей подарен со стороны криминалов за содействие в организации контрабанды. Уголовное дело, открытое по этому факту было незаконно закрыто после обращения Д. Дьякова к генеральному прокуратуру Катанэ, которого он сам и назначил. 

Конфискованную контрабанду генерал Алексей был вынужден официально реализовать и полученные средства использовать для погашения задолженности по зарплате своим сотрудникам, которые, как и другие бюджетники, на тот момент уже более полугода не получали зарплату. Часть средств, полученных за реализацию, была направлена на погашение задолженности по зарплате сотрудникам полиции комиссариата Яловень, где находилась конфискованная фура.   

После прихода к власти 28 ноября 2010-го года Д. Дьяков первым делом поручил генеральному прокурору назначить своего брата И. Дьякова на должность муниципального прокурора, а Бориса Фокша, брата Лилии Фокша – жены прокурора Иона Дьякова, назначить министром культуры, невзирая на протесты всех основных творческих союзов республики. В свою очередь Б. Фокша сдал в аренду  четырёхэтажный дом площадью около 3-ёх тысяч квадратных метров по адресу Пушкина, 24, напротив Дома правительства, дочери Д. Дьякова – Наталье Дьяковой. На протяжении десятилетий этот дом сдавался в аренду республиканским творческим союзам и ассоциациям. Н. Дьякова получила от государства дом с символической платой за аренду в 1 евро в месяц, а сама сдаёт в аренду по 25-30 евро в месяц за квадратный метр.  

Назначенный на пост прокурором муниципия Кишинэу Ион Дьяков ранее уже занимал эту должность, в период когда Д. Дьяков в 1998-2000 гг. был председателем парламента. И. Дьяков эту должность, стал терроризировать бизнесменов, вымогая у них крупные суммы денег якобы для ремонта здания. Кроме этого, он за деньги закрывал уголовные дела на криминалов, был связан с организованной преступностью.

В 2001-ом году в центре «Лукойл» полиция арестовала группу киллеров из «южной группировки» убийц, – Синегур, Гугля, Киоссе, на счету которых было несколько десятков убийств на территории Республики Молдова и Украины. Через несколько дней прокурор И.Дьяков освободил их из-под стражи, за что получил от посредников 300 тысяч долларов. После освобождения эти киллеры совершили еще несколько десятков убийств, включая убийство Петра Димитрова,  Петра Сары и многих других, как на территории Республики Молдова, так и в Украине. В 2007-ом году, один из киллеров Синегур был задержан в Москве и передан в Кишинев, На допросе он рассказал заместителю министра внутренних дел Геннадию Косован, как прокурор Ион Дьяков освободил его, через кого и за какую сумму. Вся информация о связях И. Дьякова с криминальными группировками, включая «южную группировку» есть и в Генеральной прокуратуре, которая проводила внутреннее расследование, есть также в МВД и в СИБ. Вместо того, чтобы в отношении Дьякова открыть уголовные дела и передать их в суд, его не  только допустили к конкурсу на должность прокурора муниципия Chiş, но и утвердили в ноябре 2010-го года на этой должности.

Занимая пост прокурора муниципия Chiş, в 1998-2001 гг. Ион Дьяков занимался шантажом и вымогательством у экономических агентов из числа самых высокодоходных предприятий города, заставляя их перечислять крупные сумм денег на счета демократической партии, председателем которой был его брат. Часть этих денег доставалась самому прокурору И. Дьякову. Кроме того, И. Дьяков был связан с действовавшими тогда в городе криминальными группировками, и получал деньги за закрытие уголовных дел по убийствам, контрабанде и иным криминальным схемам.

И.Дьяков, в период, когда занимал пост муниципального прокурора с 1998-го по 2001-ый год, приобрёл две трёхкомнатные квартиры площадью по 120 кв.м. с гаражами в элитном пятиэтажном доме, находящемся на пересечении ул. 31 Августа и ул. Армянской, построил для себя в районе «Птичьего рынка» особняк площадью 650 кв. м., а рядом  особняк для старшей дочери площадью в 200 кв.м. Также приобрёл дорогие автомобили для каждого из членов семьи и другую дорогостоящую недвижимость по городу. Так, в 10-тиэтажном жилом доме, построенном напротив торгового комплекса Elat компанией «Europa-trast», часть дома принадлежала И. Дьякову.  Всё это было приобретено им за грязные деньги, полученные им с 1998-го по 2001-ый год в результате шантажа, вымогательства, угроз, незаконного закрытия или открытия уголовных дел и прикрывал разнообразные криминальные схемы бизнесменов по расхищению государственного бюджета.

Своими действиями на посту муниципального прокурора Ион Дьяков разлагает прокуратуру, приучает молодых прокуроров к шантажу, вымогательству. Какой пример подаёт молодым прокурорам этот человек, когда отпускает убийц, закрывает уголовные дела за деньги, посылает прокуроров вымогать деньги у бизнесменов якобы для ремонта здания?

С 2003-го года И. Дьяков вышел на пенсию, получая7000 леев в месяц. Но ему не нужна пенсия, ему нужно удостоверение прокурора. Став пенсионером, И. Дьяков зарегистрировал  на имя своей жены Лилии Фокша и старшей дочери Марианны SRL  ”Vazlancom”, в виды деятельности которой  входит ресторанный и торговый бизнес. Эта фирма имеет эксклюзив на импорт товаров  турецкой фирмы «Koton». При завозе товара на суммы в 200 тысяч евро, в таможенных декларациях в кишинёвской таможне указывается сумма в 20 тысяч евро, соответственно, и налоги берутся от суммы в 20 тысяч евро, остальное является контрабандой. Для этого И. Дьякову и нужно удостоверение прокурора.

Осенью 2001-го года И. Дьяков был переведён на должность начальника отдела по надзору над прокурорами в генеральной прокуратуре. И. Дьяков, будучи связанным с мафией, терроризировал начальников отделов прокуратуры по особо важным делам, прокуратуры антикоррупции, прокуратуры по организованной преступности, козыряя своим братом, требовал от них закрывать то или иное уголовное дело. Не имело значение, что это за дело, хищение в особо крупных размерах, контрабанда  или убийство, Дьяков шантажировал прокуроров, угрожая им, что они потеряют работу, если не откажутся закрывать дела. Примером этого, в частности является, случай, как был уволен с работы прокурор антикоррупции Сувейкэ Тудор.

В начале 2011-го года в ряде масс-медиа были опубликованы интервью с назначенным на пост муниципального прокурора пенсионером И. Дьяковым, в которых он рассказывает, как сделал ремонт здания муниципальной прокуратуры. Прокурор-пенсионер рассказал, что государство не выделило денег на ремонт, а деньги выделили его друзья-бизнесмены.  В действительности И. Дьяков, сразу как только был утверждён в должности муниципального прокурора, стал терроризировать и вымогать деньги у частных экономических агентов, якобы для ремонта здания муниципальной прокуратуры, козыряя именем своего брата депутата парламента Думитру Дьякова. Большая часть из собранных сумм Дьяков присвоил себе, а незначительную часть использовал для косметического ремонта. И. Дьяков пользуется тем, что никто не будет жаловаться на него в Центр по борьбе с экономическими преступлениями,  так как само руководство ЦБПЭК назначено Демократической партией, почётным председателем которой является его брат Д. Дьяков.   

Примеров, когда Дьяков шантажировал предприятия, много, но случай с крупнейшим производителей молочной продукции в республике международной компании с германским капиталом JLC стал достоянием общественности.  Руководство JLC просто отказалось заплатить вымогателю-прокурору, за что И. Дьяков в начале сентября 2011-го года организовал вторжение группы прокуроров совместно с полицейскими в масках и с автоматами на территорию кишинёвского молочного комбината, подвергнув руководство и работников предприятия психологическому террору.

В том же интервью И. Дьяков жалуется, что его отказался принять генеральный примар муниципия Дорин Киртоакэ. Пенсионер, видно, утратил чувство реальности, так как в городе все знают, что он собой представляет как человек и как «профессионал». Как может генеральный примар города встречаться с вымогателем, мошенником и крайне аморальным человеком, каким является И. Дьяков.  Неужели среди сотрудников прокуратуры нет молодых и компетентных, порядочных прокуроров, которые с честью могли бы справиться с работой на должности муниципального прокурора?

Беспринципные братья Дьяковы во всём окружающем их видят лишь свою личную выгоду. Даже собственных дочерей они выдали замуж по соображениям материальной выгоды. Став в 1998-ом году председателем парламента, Д. Дьяков выдал младшую дочь Олесю за гражданина Ливана Махмуда Хамуда, экс-резидента шиитской террористической организации "Хезболла" в Румынии. Власти Румынии выгнали его из страны за связи с террористами, торговлю наркотиками и "живым товаром". Перебравшись в Республику Молдова, Махмуд Хамуд нашел крышу для себя и своей организации в лице Дьякова, женившись на его дочери. Дьяков сделал эмиссару «Хезболлы» гражданство РМ, и тот стал "почетным консулом Ливана в РМ". Этот представитель террористической организации стал и в Кишиневе заниматься торговлей наркотиками и "курировать" проституцию, о чем было сделано заявление Службы информации и безопасности РМ. Было установлено, что Махмуд Хаммуд получил от террористической организации "Хезболла" 400 тысяч долларов на "ведение дел". Впоследствии, по представлению директора СИБ РМ В. Пасат он был лишен гражданства и выдворен за пределы республики. Махмуд Хамуд, резидент "Хезболла", имел  планы развернуть в республике свою сеть. Д. Дьяков вместе с зятем Махмудом Хамудом собирался приватизировать ТЭЦ-2 и только заявление СИБ РМ, разоблачившего афёру Дьякова-Хамуда и то, что к приватизации  должны были быть привлечены деньги террористической организации «Хезболла», сорвало эту сделку по захвату объекта. Впоследствии Д. Дьяков смог уговорить В. Воронина снова вернуть гражданство эмиссару «Хезболлы». После повторного получения гражданства Махмуд Хамуд сменил имя и фамилию на Михай Дьяков с целью избежать ареста Интерполом, который разыскивает его до сих пор.

Учитывая связи Дьякова с шиитской террористической организацией "Хезболла" нахождение Дьякова на высоком государственном посту представляет собой угрозу национальной безопасности Республики Молдова.

Ассоциация "Pro Europa" обращает внимание на недопустимость того, чтобы на пост президента рассматривался человек, который может угрозу национальной безопасности и который многократно нарушал законодательство Республики Молдова и обращается к В. Воронину с требованием не продвигать кандидатуру Дьякова на пост президента РМ.

Ассоциация "Pro Europa" требует от правоохранительных органов проведения расследования деятельности Д. Дьякова по хищению средств из государственного бюджета при расчётах за электроэнергию.

Ассоциация "Pro Europa" обращается к Генеральной прокуратуре с требованием о снятии И.Дьякова с поста мунипального прокурора и с требованием о проведении расследования действий И. Дьякова на посту муниципального прокурора с последующим расжалованием в офицерском звании.

Ассоциация "Pro Europa"