logo

Региональные партии: риск сепаратизма или шанс на оздоровление системы? Op-Ed


https://www.ipn.md/index.php/ru/regionalnye-partii-risk-separatizma-ili-shans-na-ozdorovlenie-sistemy-op-7978_1071864.html

 

 

Если разнообразие новой системы сведётся к тому, что обманом избирателей и примитивными политическими практиками будут заниматься не национальные, а региональные политические деятели, то партийную систему ждёт не развитие, а кризис...

 

Вячеслав Крачун
 

Конституционный суд принял решение, дающее «зелёный свет» появлению в Молдове региональных партий. Этой возможностью может воспользоваться прежде всего Гагаузская автономия, в которой уже не одно десятилетие обсуждают эту тему. Участие местных политических сил в борьбе за власть на национальном уровне могло бы изменить политический ландшафт страны. Насколько качественными могут быть эти изменения, зависит от потенциала и зрелости самой региональной элиты.

Либерализация законодательства

Решение КС было принято 25 февраля на основании обращения инициативной группы, которая два года назад подала в Министерство юстиции документы на регистрацию партии «За людей, природу и животных», но получила отказ из-за невыполнения некоторых требований Закона «О политических партиях». Речь идёт о пунктах, требующих обязательное представительство партии минимум в половине районов и минимальное общее количество членов партии 4 тыс. человек. Собственно, эти требования и были признаны Конституционным судом неконституционными.

В постановлении КС отмечается, что его правовые последствия будут применяться с 31 июля 2020 г. Если Парламент до этого срока не пересмотрит Закон «О политических партиях», внеся в него соответствующие поправки, то компетентное ведомство будет регистрировать новые партии исходя из действующего законодательства, за исключением положений, которые были объявлены неконституционными.

Своим решением КС, по сути, либерализовал законодательство о политических партиях. Несмотря на то, понятие «региональная партия» в законодательстве отсутствует и в решении суда об этом также не сказано ни слова, отсутствие названных выше критериев для создания политического объединения означает, что новые формирования теоретически могут создаваться жителями одного района или даже города. К чему это может привести и стоит ли рассматривать территориальные политические активности, как некую угрозу?

Партии из Бельц, Комрата и Тирасполя - сепаратизм?

Есть мнение, которое, в частности, разделяют авторы материала подписанного «издание Timpul», что региональные партии будут провоцировать сепаратистские процессы в специфических регионах.

«Молдова, будучи страной, которая сталкивается с сепаратизмом, не может себе позволить создание региональных партий. С момента, когда соответствующее ограничение было убрано, мы должны быть готовы, что в следующем Парламенте мы будем иметь региональные партии из Бельц, Комрата и Тирасполя», - отмечает Timpul.

Как факт участия в политической жизни страны формирований из Бельц или Комрата указывает на риск сепаратизма, авторы этой идеи не поясняют. Можно предположить, что в основе таких опасений лежит выраженное региональное самосознание (по крайней мере, в случае с Гагаузией) и электоральная специфика этих регионов. Однако, будет неправильным ставить знак равенства между политической неоднородностью и сепаратизмом.

Аргумент относительно Тирасполя также заслушивает внимания, поскольку при внимательном рассмотрении, он играет, скорее, в пользу региональных партий. Сепаратизм Приднестровья - это данность, а не риск, как его оценивает издание Timpul. И если Приднестровье, будучи сепаратистским регионом, согласится участвовать в политическом процессе Республики Молдова, это будет означать признание местными политиками законов Республики Молдова и интеграцию политических институтов левобережья в молдавскую политическую систему.

В целом, позиции оппонентов регионализации политической жизни довольно зыбкие. На экспертом уровне эта тема не раз подробно обсуждалась и большинство выводов делалось в пользу региональных партий. Речь идёт и о либеральной практике европейских стран и о той же необходимости реинтеграции с Приднестровьем. Более того, на любые умозрительные опасения Гагаузия может привести собственный практический опыт региональных партий, функционирование которых было возможно до изменения Закона о партиях в 1998 году. Так, Народная партия «Ватан» и Народная партия Гагаузии участвовали в политических событиях в регионе и стране и их деятельность не была направлена на какую-либо дезинтеграцию.

Развитие или кризис

Проблема создания региональных партий существует, однако актуальность её в другом. Насколько готовы региональные элиты к созданию подобных структур? Исполнительный директор общественной ассоциации «Пилигрм-демо» Михаил Сиркели отмечает пассивную роль гагаузских политиков в истории с решением КС.

«Очень важное решение КС, которое, надеюсь, оздоровит политический ландшафт. Жаль, конечно, что это решение КС было принято не по инициативе из Гагаузии. Хотя, на его важность это никак не влияет. Просто демонстрирует отсутствие политического класса в Гагаузии», - написал он в своём аккаунте в Facebook.

Сама возможность легальной деятельности региональных политформирований мало что значит. Важен запрос общества на эту деятельность, зрелость местных финансовых и политических элит, их способность лоббировать интересы местных сообществ на национальном уровне. Сегодня в Гагаузии, не говоря уже об остальной Молдове (не считая Кишинёва), нет массовых общественных движений, которые могли бы переродиться в региональные партии, и при этом выполнять свои функции на более качественном уровне, чем это делают национальные формирования. Если разнообразие новой системы сведётся к тому, что обманом избирателей и примитивными политическими практиками будут заниматься не национальные, а региональные политические деятели, то партийную систему ждёт не развитие, а кризис, сопровождающийся утратой доверия со стороны населения, помноженной на политическую раздробленность.


 
Вячеслав Крачун
Публицист, окончил мастерантуру Молдавского Университета Европейских Знаний по специальности международное право. Профессиональные интересы: регионализм, политический процесс в АТО Гагауз Ери, проблематика взаимоотношений автономии с центральными властями РМ.

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.