logo

Реальная ситуация и полезная реакция молдавского общества на вызовы вокруг приднестровского региона. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/realnaya-situatsiya-i-poleznaya-reaktsiya-moldavskogo-obshchestva-na-vyzovy-vokr-7967_1089474.html

В последние дни из приднестровского региона Республики Молдова приходили тревожные сигналы, связанные с взрывами, произошедшими в разных населенных пунктах региона. Об их причинах, участниках, режиссерах и возможных последствиях, об опасности участия Республики Молдова в войне, которая происходит в соседней стране, а также об отношении общества ко всему этому обсудили участники публичных дебатов на тему „Реальная ситуация и полезная реакция молдавского общества на вызовы вокруг приднестровского региона”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что 21 апреля в приднестровском регионе был издан указ о созыве мужчин в возрасте до 55 лет на военную подготовку, и утверждалось, что те, кто будет отобран, пополнят ряды миротворческих сил региона. „Некоторые говорят, что это мобилизация, другие говорят, что это обычная вещь, которая происходит в Приднестровье четыре раза в год. 25 апреля произошёл гранатометный обстрел здания так называемого местного министерства безопасности (МГБ) в центре Тирасполя, а на следующий день были уничтожены две мощные антенны в поселке Маяк, а затем сообщалось, что якобы были обстреляны воинская часть в селе Парканы и аэропорт Тирасполя. Примечательно, что во вторник, 26 апреля, российские войска начали ракетную атаку на Одесскую область, и в результате был частично разрушен железнодорожный мост, соединяющий Одессу с южной частью Бессарабии”, - напомнил он.

По словам эксперта, для всех этих инцидентов существует три объяснения: „Есть украинская версия, согласно которой российский спецназ провоцирует напряженность в западной части Украины для того, чтобы заблокировать украинские вооруженные силы в этом регионе с целью „распыления украинских сил”. Существует российская версия, поддерживаемая Приднестровьем, согласно которой Украина хочет вовлечь и Молдову в конфликт. Есть и молдавская версия, согласно которой, речь идет о конфликтах между группами внутри Приднестровья. Инциденты спровоцировали много эмоциональных реакций у граждан Молдовы, и, политически говоря, люди понимают, что у нас нестабильная политическая ситуация, авторитарные режимы, которые стремятся стать диктаторскими, защищая свои интересы”.

По мнению Игоря Боцана, люди понимают, что все, что происходит вокруг Республики Молдова, представляет очень большую опасность. Эксперт считает, что в настоящее время эмоциональный и рациональный фактор, с учетом ситуации, должны быть объединены, „потому что без эмоций люди не смогут активизировать защиту своей Родины, а рациональность нужна для того, чтобы понять, какие интересы есть у тех, кто инициировал войну”.

Заместитель директора Бюро политик по реинтеграции Николай Цвятков заявил, что мнения, созданные в последнее время в отношении деятельности Бюро, возможно, превышают имеющиеся у него обязанности и полномочия. По его словам, компетенции бюро не связаны с военными рисками или с национальной безопасностью, для этого есть другие учреждения. „Но, учитывая, что речь идет о Приднестровском регионе, который находится в процессе реинтеграции с Республикой Молдова, бюро отмечает повышенный интерес к своей деятельности. Бюро является подразделением Государственной канцелярии, бюрократического учреждения, которое занимается поддержанием и координацией элементов, связанных с политикой реинтеграции, включая поддержание диалога с фактическими представителями приднестровских властей. Но не все события, происходящие в приднестровском регионе, особенно связанные с дислоцированными там частями российских вооруженных сил, относятся к компетенции бюро. В регионе находятся вооруженные силы, которые имеют отношение к молдавско-российским отношениям, но не имеют непосредственного отношения к приднестровскому урегулированию. Эти два процесса должны быть разделены”, - пояснил он.

Что касается последних событий в приднестровском регионе, заместитель директора бюро подчеркивает, что ведомство находится в постоянной связи с другими учреждениями, пытается выяснить более подробную информацию, но у бюро нет полномочий говорить о том, что там происходит, потому что у него нет объективных возможностей для проведения расследований на местах. Все, что известно бюро, получено по неофициальным путям, которые не дают возможности точно прокомментировать, что конкретно произошло в населенных пунктах региона. В этом контексте он напомнил позицию, которую бюро обнародовало в первые часы после первых взрывов: „Бюро политик по реинтеграции выражает обеспокоенность по поводу инцидента, произошедшего в Тирасполе. Целью сегодняшнего инцидента является создание предлогов для обострения ситуации в приднестровском регионе, не контролируемого конституционными властями. В этом контексте Бюро политик по реинтеграции призывает сохранять спокойствие и вместе с компетентными национальными институтами следит за развитием указанного дела”.

Исполнительный директор Института стратегических политики и инициатив, социолог Вадим Пистринчук выделил три группы позиций по отношению к ситуации в приднестровском регионе. „Речь идет об украинской позиции, согласно которой, Приднестровье является источником дестабилизации и что, возможно, оттуда могут начаться определенные атаки со стороны российских войск. Это не ново, Молдова постоянно заявляла, что присутствие российских войск в регионе - это скорее не безопасность, чем безопасность. Втора группа реакций принадлежит Российской Федерации, характеризующаяся более дипломатической реакцией и другими видами более крайних заявлений, но которая в любом случае пытается убедить всех, что она не собирается использовать войска из Приднестровья. Третья группа реакций - это реакции европейских институтов, которые приветствуют позицию Республики Молдова, которая, с одной стороны, говорит, что она нейтральная, а с другой стороны, заметны сдвиги в риторике и президента, и Высшего совета безопасности, которые говорят, что Молдова готова противостоять проблемам безопасности”, - сказал он.

Вадим Пистринчук считает, что Украина находится в ситуации, когда она спасает свой дом и рассматривает Приднестровье как нестабильную зону, и хотела бы, чтобы эта зона каким-то образом была нейтрализована, „но я не думаю, что украинцы заинтересованы в том, чтобы что-то спровоцировать в Приднестровье, возможно только передать некоторые сигналы. В противном случае это означало бы большое распыление войск. Что на самом деле происходит в Приднестровье, даже приднестровцы не знают толком, и я думаю, что приднестровское руководство не имеет значительных военных возможностей, чтобы оказать какое-либо влияние на войну. Фактически, приднестровские руководящие структуры не хотят участвовать в вооруженном конфликте, потому что это повлечет за собой разрушение региона, который и так имеет очень большие экономические или демографические трудности”.

Вадим Пистринчук квалифицирует войну как катастрофу и говорит, что это первая война, которую человечество переживает имея большой доступ к информации и дезинформации, когда миллионы людей наблюдают за тем, что там происходит.

241-е публичные дебаты на тему „Реальная ситуация и полезная реакция молдавского общества на вызовы вокруг приднестровского региона” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.