„Развитие внешних отношений будет зависеть от внутренней ситуации” – интервью Info-Prim Neo исполнительного директора Ассоциации внешней политики Виктора Кирилэ
https://www.ipn.md/index.php/ru/razvitie-vneshnikh-otnosheniy-budet-zaviset-ot-vnutrenney-situatsii-intervyu-inf-7965_979877.html
[Республика Молдова на пересечении годов – опрос Info-Prim Neo]
[ - Как сложился ушедший год для Республики Молдова в плане отношений с западными партнерами, соседями и Российской Федерацией?]
- Общий вывод – год был трудным. В первую очередь потому, что внутренние события, в частности избирательная кампания, отрицательно сказались на развитии нашей внешней политики, в частности в первой половине 2009 года. Из-за политической нестабильности [отношения Республики Молдова с ЕС] были практически близки к заморозке. Например, переговоры по Соглашению об ассоциировании с Европейским союзом постоянно откладывались европейскими представителями, до прояснения ситуации. И это прояснение наступило только после досрочных парламентских выборов 29 июля, когда к власти пришли демократические партии, сформировавшие правящий альянс. Только после этих событий Европейский союз пересмотрел свое отношение к нашей стране, и небезосновательно, потому что июльские выборы привели к власти новое поколение политиков, поставивших перед собой задачу и имеющих амбиции максимально возможно сблизить Республику Молдова с Европейским союзом.
В отношениях с соседями также можем говорить о двух разных этапах. Первый этап, до 29 июля, был напряженным. Отношения Республики Молдова с Румынией и Украиной переживали практически один из труднейших периодов в истории нашей страны. Очень многие двусторонние проблемы оказались в подвешенном состоянии, а их накопление отрицательно сказывалось на качестве отношений с двумя этими чрезвычайно важными для нас государствами, как в экономическом, так и в политическом плане.
После досрочных парламентских выборов 29 июля к власти пришли силы, понимающие реальный смысл хороших отношений с государствами-соседями. В [отношениях с Румынией] был снят тот дискриминационный визовый режим для румынских граждан, возобновился политический диалог на разных уровнях, было подписано Соглашение о малом трафике на границе между Румынией и Республикой Молдова, был реализован, таким образом, целый ряд обещаний, сделанных в ходе избирательной кампании демократическими партиями, находящимися сейчас у власти.
В [отношениях с Украиной] произошла активизация политического диалога как на уровне глав государств и премьер-министров, так и на уровне внешнеполитических ведомств. Открылись новые возможности для завершения демаркации государственной границы между Республикой Молдова и Украиной, в частности на приднестровском участке. Существует даже готовность Европейского союза, посредством его миссии EUBAM, принять участие в соответствующем процессе.
В [отношениях с Российской Федерацией] наблюдается определенное потепление, существуют определенные начала взвешенного политического диалога между Кишинэу и Москвой. Думаю, что дискуссии, проведенные премьер-министром Республики Молдова Владом Филатом с российским коллегой Владимиром Путиным осенью прошлого года дают определенные предпосылки для построения стабильного, искреннего и предсказуемого диалога между Кишинэу и Москвой. Все же считаю, что еще есть проблемы, нуждающиеся в решении, Республике Молдова будет не так просто построить отношения взаимного доверия и уважения с Москвой. Имеется множество внутренних вопросов, которые могут помешать нашему диалогу с Российской Федерацией. И здесь я имею в виду тему нейтралитета, приднестровский конфликт, партнерство с НАТО, углубление отношений с Румынией, на все это российские политики смотрят с подозрением. Здесь же отмечу и активность некоторых молдавских политических лидеров в области создания политического "ажиотажа" вокруг некоторых ложных проблем, таких как гонения на русскоязычные средства массовой информации, принижение статуса русского языка или нарушение прав русскоговорящих меньшинств и др. Мы видели, что Россия чрезвычайно чувствительна, когда подобные проблемы доводятся до ее сведения ложными друзьями из Кишинэу.
[ - В 2009 году эксперты утверждали, что Республика Молдова не должна "упустить поезд" и "воспользоваться" шведским председательством, поскольку Испания, страна, которая приняла мандат председателя Европейского союза с 1 января 2010 года, в меньшей степени заинтересована в восточном пространстве, в котором находится и Республика Молдова. Какими вы видите отношения Республики Молдова с новым председателем ЕС в наступившем году?]
- Шведский поезд не был упущен, и это благодаря переменам после 29 июля. Республика Молдова получила от шведского председательства в Европейским союзом обещание начать переговоры по Соглашению об ассоциировании, добилась согласия Брюсселя начать в 2010 году диалог по либерализации визового режима и начать переговоры по будущему соглашению о создании всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли с Европейским союзом. Плюс ко всему, Кишинэу добился от Европейской комиссии и обещания о значительной финансовой помощи в объеме более 100 миллионов евро для преодоления экономического кризиса, однако эта помощь будет выделена не раньше, чем Республика Молдова подпишет соглашение о финансировании с Международным валютным фондом.
Между тем правительство приняло верное решение об открытии посольства в Мадриде (столице Испании, наше примечание). Думаю, что это целесообразное решение, вероятно, его следовало принять намного раньше еще предыдущему правительству. Надеемся, что команда, которая отправится в Мадрид, справится с логистическими проблемами, связанными с открытием посольства, равно как и со стоящими перед ней дипломатическими задачами, а именно – задачей обеспечения стабильного и эффективного диалога с Мадридом.
[ - Каковы ожидания на 2010 год в плане отношений Республики Молдова с другими партнерами?]
- Во второй половине прошлого года были созданы предпосылки для того, чтобы в этом году добиться определенных качественных изменений в отношениях с большинством наших партнеров. Однако это не означает, что предпосылки обязательно материализуются. Все зависит и от внутренней ситуации.
Развитие переговоров и качество диалога с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки будет в значительной степени зависеть от реформ, которые молдавские власти обязались реализовать.
Поездка молдавского премьер-министра Влада Филата в [Вашингтон] в этом месяце предполагает и другую цель, помимо подписания соглашения о финансировании в рамках программы "Вызовы тысячелетия". Первоочередная цель этого визита в Вашингтон – послать сигнал американским властям о том, что Республика Молдова желает другого рода отношений с США, отношений, основанных на стратегическом партнерстве.
Реализовать это намерение будет нелегко по ряду причин. В первую очередь, Республика Молдова не представляет для Соединенных Штатов Америки стратегической ценности, это маленькая страна, бедная важными для любой экономики природными ресурсами (нефть и газ), не располагающаяся в важной для США географической зоне. Это, однако, не означает, что США совершенно не заинтересованы в политических процессах и переменах, происходящих в Республике Молдова. Напротив, США заинтересованы, чтобы в нашей стране и в регионе продвигались демократические ценности, была политическая и экономическая стабильности, поэтому Соединенные Штаты Америки поддержат правительство Республики Молдова в реализации задач, совпадающих с задачами американского правительства.
Не стоит ожидать, что стратегическое партнерство Республики Молдова с США начнется сразу после визита Влада Филата в Вашингтон. Это станет возможным только в случае существования общего взгляда, взаимодействия наших национальных интересов с интересами США в нашем регионе. Этот взгляд ясно изложил американский вице-президент Джо Байден во время своего визита в Бухарест в прошлом году. Байден заявил, что Соединенные Штаты Америки поддержат Республику Молдова в реализации реформ, которые будут сближать ее с евроатлантическим миром. Более ясного и понятного послания и быть не могло.
В отношениях с [Российской Федерацией] существует целый ряд субъективных проблем, которые могут иметь отрицательный эффект. Очень многое будет зависеть от диалога, который будут продолжать власти Республики Молдова с властями Российской Федерации, и от качества информирования российских властей о реалиях и событиях в Молдове. Вместе с тем мы не должны пренебрегать и программой Российской Федерации в нашей стране, которая не всегда ясна. В условиях, когда досрочные парламентские выборы в Республике Молдова будут очевидны, вероятно, Россия может пожелать поддержать определенные силы в ущерб другим силам. А такая игра может разрушить хрупкое политическое равновесие в Кишинэу. В отношениях с Россией пока ничего не ясно. Имеются определенные факторы, которые могут или обеспечить последовательный диалог, или дестабилизировать его.
Думаю, что 2010 год станет благоприятным для нашего сотрудничества с [Румынией]. Пока будет существовать Альянс за европейскую интеграцию и будет удаваться избегать проблем внутри него, полагаю, в наших отношениях с Бухарестом будет сохраняться стабильный прогресс. Таким образом, возможно, удастся решить две трудные проблемы: подписание соглашения об европейском партнерстве с Румынией, которое отражало бы истинную суть наших исторических, этнических, политических, экономических и культурных отношений, а также решение проблемы соглашения о пограничном режиме, которое должно стать чисто техническим документом, без политического подтекста.
В отношениях с [Украиной], думаю, все прояснится после президентских выборах в этой стране. Вне зависимости от того, кто на них победит, думаю, европейская интеграция по-прежнему будет оставаться для Украины приоритетом. Власти Киева желают как можно скорее подписать Соглашение об ассоциировании и либерализовать визовый режим с Европейским союзом, а Кишинэу должен воспользоваться этой благоприятной конъюнктурой, чтобы отыскать компромиссные решения для проблем, связанных с демаркацией молдавско-украинской границы на приднестровском участке, все в большей степени привлекая к этому процессу Европейский союз. Естественно, помощью Европейского союза можно будет воспользоваться в полной мере только в том случае, если власти Республики Молдова и Украины смогут по-прежнему проявлять необходимую политическую волю для совместного решения проблем, накопившихся в двусторонних отношениях.