logo

Профессиональная армия: причины, преимущества, риски – дебаты в IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/professionalnaya-armiya-prichiny-preimushchestva-riski-debaty-v-ipn-7978_1040820.html

Неделю назад Демократическая партия, в качестве партии, ответственной за управление страной, приняла политическое решение отказаться от воинской обязанности, при этом место призывников должны будут занять профессиональные военнослужащие-контрактники. Из опубликованного сообщения для прессы следуют две основные причины, по которым предлагается кардинально реформировать Национальную армию. Первая из них заключается в том, что армия не в состоянии обеспечить молодым новобранцам условия для основательной подготовки и достойной жизни. А вторая причина состоит в том, что коррупция глубоко проникла в призывную систему, вызвав большие проблемы нравственного, социального и этического характера. Эти и другие причины, а также преимущества и риски данной инициативы обсудили участники публичных дебатов на тему: „Профессиональная армия: причины, преимущества, риски”, организованных Информационным агентством IPN и Radio Moldova.

Исполнительный директор ADEPT и постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что проведение такой реформы за два года выглядит интересной, но крайне сложной в плане реализации инициативой. По его мнению, для проведения таких решений в жизнь в двухлетний срок нужно иметь под рукой целый ряд уже подготовленных вещей, в том числе Стратегию национальной безопасности, которая представляет собой всеобъемлющий документ, а также Стратегию национальной обороны и Военную доктрину. Ведь, что касается Стратегии национальной безопасности, существуют проблемы в отношениях между высшим армейским командованием, президентом и властями страны, так как глава государства решил отказаться от Стратегии, разработанной под эгидой своих предшественников, и это настораживает, считает эксперт.

В то же время, в минувшем году правительство утвердило Оборонную стратегию Республики Молдова – документ, сопровождаемый планом действий, который охватывает примерно десятилетний период, однако в нём не упоминается об отказе от воинской обязанности. И это, отмечает эксперт, вызывает вопросы. Что касается Военной доктрины, которая была принята в 1995 году, то с тех пор многое изменилось. И одним из этих изменений стало решение Конституционного суда от 2 мая 2017 года, в котором говорится, что Республика Молдова является оккупированной территорией, но с тех пор не было принято какого-либо закона, который учитывал бы эти реалии. В этих условиях отсутствия ключевых документов, адаптированных к сегодняшнему дню, говорит Игорь Боцан, возникает много вопросов, на которые нет ответов. По мнению экспертов, есть ещё одна проблема, а именно конституционные положения, очень чётко гласящие, что оборона страны является долгом и обязанностью каждого её гражданина, и эти положения нужно было учесть. „Таким образом, есть множество вещей, которые не связаны между собой. Кроме того, есть статья о верховном главнокомандующем, которая, каким-то образом, полностью выведена из этого процесса”, - отметил Боцан.

Председатель Экологической партии Зелёных и кадровый военный Анатолие Прохницки считает инициативу Демократической партии запоздалой, половинчатой, популистской и малореальной. По его мнению, в вопросах обороны сохраняется больше политики, нежели профессионализма. „У нас нет ни стратегии, ни концепции – что нам делать, как воевать, чем воевать, с кем? И сегодня это – анахронизм, когда мы призываем 18-летнего мальчика на один год и должны сделать из него защитника. Это невозможно, говорю, исходя из практики. Он только начинает осваиваться, как должен уходить. Он участвует в военных учениях, но неизвестно, кто из них выстоит на поле боя”, - пояснил Прохницки, который является кадровым военным.

Лидер ЭПЗМ назвал эту инициативу половинчатой и популистской, связанной с тем, что в конце 2018 года должны состояться парламентские выборы. По его словам, инициатива была представлена, но не известно, кто победит на выборах, и какова будет судьба этой инициативы. Часто стратегии разрабатываются отдельной партией, но нет национальной стратегии, которую все бы уважали и выполняли. „Что касается профессиональной армии, то её нужно было создать давно, потому что это показывают нам и события на востоке Украины, оккупация Россией Крымского полуострова, пребывание российской оккупационной армии в Республике Молдова без каких-либо оснований”, - считает Прохницки.

Как отметил экс-министр обороны Виктор Гайчук, для всех очевидно, что профессиональная армия подразумевает более высокие расходы, чем армия смешанного типа или армия, формируемая на основе призыва. С одной стороны, заявляется о нехватке денег для нынешней армию, а с другой стороны – что будет создана другая армия, которая является более дорогостоящей. По его мнению, либо имеет место обман, либо действительно присутствует желание создать современную, хорошо подготовленную, оптимальную по численности армию, отвечающую требованиям, которые в настоящее время выглядят более тревожными, учитывая увеличившиеся угрозы. „Я хотел бы получить ответы: как будет профинансирована эта реформа? Из каких источников? Позволит ли себе это государственный бюджет, если, например, сегодня расходы составляют 0,3% (0,3% от ВВП на Национальную армию, – прим.ред.), в следующем году они увеличатся до 0,6%, а ещё через год они составят 1%, как во всех европейских странах?”, - задаётся вопросами экс-министр обороны.

По его мнению, также не ясно и то, как планируется готовить резерв. „Говорю Вам как военный, что, когда идут боевые действия, они подразумевают потери. Задаюсь вопросом – за счёт кого мы будем их восполнять? И, если речь идёт о боевых действиях, то они предусматривают увеличение численности армии. Во-первых – финансирование, во-вторых – резервисты, в-третьих – несовместимость законодательства, Конституции и всех законов, которые в настоящее время предусматривают, что каждый гражданин должен защищать свою Родину”, - отметил Виктор Гайчук. Экс-министр также отметил, что Молдова является нейтральным государством, и отличный примером служит Швейцария, где каждый гражданин должен проходить военную службу.

Бывший министр обороны Виорел Чиботару считает, что мы имеем дело с классическим примером, когда партия, которая имеет полное право инициировать политические проекты, объявила о политическом решении, которое недостаточно обсуждалось в обществе. Кроме того, по его мнению, это решение, относительно которого отсутствует какое-либо прозрачное технико-экономическое обоснование, которое позволило бы сделать определённые выводы. „Это предложение популистское, и оно не будет реализовано, потому что оно не может быть реализовано так, как оно было представлено в предвыборный год, в канун избирательной кампании. У него было ровно две цели – матери солдат, которые беспокоятся о состоянии своих мальчиков, проходящих военную службу, и вторая – те молодые люди, которые по разным причинам не хотят служить в Национальной армии, хотят уклониться и не понести за это ответственность”, - сказал Чиботару.

Экс-министр обороны указал на важность предварительной военной подготовки молодых людей, достигающих 16-летнего возраста. Столь же важно, по мнению Чиботару, ставить граждан на воинский учёт, переводить их в резерв. По словам экс-министра, это объективный и предусмотренный заранее процесс, а попытка некоторых сил представить его наследием Советского Союза просто-напросто опасна, потому что большинство стран сохраняет воинскую повинность. В то же время те государства, которые столкнулись с социальными проблемами, на которые указывает ДПМ, решили их другими способами. Например, они диверсифицировали способы призыва.

Своё участие в дебатах подтвердил и генеральный госсекретарь при Министерстве обороны Раду Бурдужа, но в среду утром он сообщил, что не сможет в них участвовать по причине болезни.

Публичные дебаты „Профессиональная армия: причины, преимущества, риски” стали 88-ми в цикле „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, реализуемом при поддержке Немецкого фонда Ханнса Зайделя.