|
|
Дорина Балтаг | |
В июне 2022 года Европейская комиссия определила девять важнейших этапов реформ для Молдовы, предоставив ей статус кандидата. Прогресс на пути к европейской интеграции обусловлен наращиванием потенциала для эффективного проведения реформ, включая активизацию усилий по внедрению реформы государственного управления. Молдове было предложено провести оценку и пересмотр стратегии реформирования государственного управления, чтобы убедиться в том, что она остается актуальной и эффективной для удовлетворения потребностей страны. В отчете отмечаются продолжающиеся с 2012 года процессы децентрализации, в связи с чем подчеркивается, что территориальная реформа должна быть направлена на обеспечение местных органов власти достаточными финансовыми ресурсами, позволяющими предоставлять населению услуги на устойчивой основе. В ноябре 2023 года был опубликован отчет об оценке ситуации в стране, в котором признается прогресс, достигнутый Молдовой в этом направлении.
Однако последние результаты местных выборов заставляют пересмотреть так называемый прогресс на пути к региональной демократии. Более того, крупнейшие информационные агентства и исследовательские центры обратили внимание на поражения, понесенные нынешними прозападными властями на выборах, в частности, на потерю мест мэров в ключевых городах. Таким образом, энтузиазм властей вызывает ощущение двусмысленности. Действительно, правящая Партия действия и солидарности (ПДС), по итогам прошедших выборов, контролирует чуть более трети из почти 900 советов. Из 895 мэров, избранных в обоих турах, 32,5% принадлежат к правящей партии. Однако ПДС не имеет большинства в этих советах, что требует переговоров с другими партиями для управления. Фактически ПДС понесла значительные потери в ключевых городах, включая столицу, где свои позиции укрепили члены таких противоречивых политических партий, как Национальное альтернативное движение (MAN), Партия социалистов Молдовы (ПСРМ) и „Наша партия”. Этот факт диктует сложный сценарий для правящей партии, особенно в плане влияния на процессы реформ. Кроме того, ПСРМ является второй по величине партией по представительству на уровне мэров.
Такие результаты вызывают множество вопросов относительно реализации европейских реформ и, соответственно, эволюции региональной демократии в Молдове. Похоже, в Молдове отсутствует понимание того, что в то время как реформа государственного управления направлена на совершенствование структур управления и предоставление услуг, местные выборы служат демократическим механизмом, позволяющим гражданам избирать лидеров, соответствующих целям реформы, и тем самым влиять на траекторию движения администрации к изменениям на местном уровне. И вот каким образом:
Во-первых, через ответственность и прозрачность
Местные выборы служат механизмом, с помощью которого граждане могут привлекать к ответственности своих избранных представителей. Реформа государственного управления направлена на повышение ответственности и прозрачности государственных институтов, что позволяет им лучше реагировать на потребности граждан. Прозрачные местные выборы подкрепляют эти реформы, обеспечивая ответственность избранных должностных лиц.
Каких реформ можно ожидать, если во втором ключевом городе Молдовы Бельцах избиратели выбрали представителя „Нашей партии” - политической партии, основанной Ренато Усатым, скандально известным бизнесменом, обвиняемым в различных коррупционных деяниях? Или от 41 мэра ПСРМ, лидер которой Игорь Додон имеет проблемы с законом и обвиняется молдавскими властями в коррупции? Кроме того, эти партии выступают за развитие благоприятных отношений со всеми соседними странами, уделяя особое внимание отношениям с Российской Федерацией. Каких европейских реформ на местном уровне можно ожидать от Иона Чебана, который был переизбран мэром Кишинева в первом туре, возглавив партию MAN, созданную в оппозиции к ПДС? Ион Чебан - бывший коммунист, бывший член ПСРМ, до войны в Украине он занимал стойкую пророссийскую позицию. Хотя его партия отстаивает социал-демократическую идеологию западного образца, сам Чебан придерживается пророссийских настроений, что отражается в нюансах его идеологической позиции. Поэтому напряженность в отношениях между мэром Чебаном и членами правящей партии, вызванная разногласиями по вопросам энергетической политики или свободы собраний, особенно для ЛГБТ+ сообщества, никого не должно удивлять.
По данным Transparency International, в 2022 году Молдова получила 39 баллов из 100 по индексу восприятия коррупции (ИВК), заняв 91 место из 180 оцениваемых стран. А лучший результат в регионе показала Грузия, набравшая по ИВК 56 баллов. Успех Грузии объясняется ее прошлыми достижениями в искоренении мелкого взяточничества, что позиционирует ее как страну, за которой необходимо следить в контексте местных антикоррупционных мер. Кроме того, в отчете ИВК подчеркивается необходимость сильной поддержки со стороны организаций гражданского общества для оказания давления на политическую элиту. Это касается и местных элит, особенно недавно избранных мэров. Правительство должно выполнить свои обязательства для вступления в ЕС и сосредоточиться на улучшении состояния региональной демократии, включая обязательства по деполитизации антикоррупционных структур. Результаты отчета Freedom House Нации в переходный период 2023года говорят сами за себя: Молдова получила самый низкий балл за демократическое управление на местном уровне, набрав 2,50 из 7,00. Эта оценка свидетельствует об отсутствии прогресса в области децентрализации власти, функций и возможностей органов местного самоуправления, а также прозрачности и ответственности местных органов власти.
Во-вторых, эффективная реализация политик
Местные выборные должностные лица играют ключевую роль в реализации политик и управлении местными делами. Реформа государственного управления направлена на повышение качества управления на всех уровнях, а выборы в местные органы власти служат каналом для отбора лидеров, готовых продвигать эти реформы в своих сообществах.
Решение Молдовы об укреплении местного самоуправления входит в число обязательств, взятых в Плане действий Совета Европы для Молдовы (2021-2024 гг.), который поддерживает Молдову на пути европейской интеграции. В рамках Конгресса местных и региональных властей Совета Европы реформа местного публичного управления Молдовы была одним из центральных пунктов дискуссий. Дискуссии были посвящены децентрализации, реформе публичного управления и видимым пробелам в общении между центральными властями и Конгрессом местных властей Молдовы (CALM). Вопросы, связанные с налоговой политикой, оплатой труда и более широкими реформами, не были основаны на стремлении к сотрудничеству с членами CALM. Таким образом, пренебрежение местной демократией стало серьезной проблемой, влияющей на эффективность местного публичного управления. Финансовая децентрализация также остается серьезной проблемой, ограничивающей доступность ресурсов для важнейших местных проектов. Члены CALM подчеркивают настоятельную необходимость расширения местных финансовых возможностей и отмечают внепартийный характер местных проблем, подчеркивая их важность, не связанные с политическими разногласиями.
Тот факт, что сомнительные политические силы занимают высшие посты в ключевых городах, а также места в советах, в сочетании с внезапным появлением неизвестных кандидатов, побеждающих на местных выборах, представляет собой риск для региональной демократии. В реальности, как пояснил директор CALM Виорел Фурдуй, нехватка ресурсов часто приводит к перерастанию жизненно важных местных проблем в политические споры, что ставит под угрозу демократические принципы. Более того, как следует из отчета по стране по децентрализации и местному государственному управлению, правящая ПДС не продемонстрировала никаких реальных намерений по реформированию децентрализации и не учла ее в правительственной программе. Недавно была принята новая Стратегия, в марте 2023 года, следовательно действия правительства в этом направлении покажут, есть ли политическая воля к проведению этой реформы. В этом отношении признание и исправление недостатка финансовой автономии, обеспечение достаточных ресурсов и определение приоритетов развития местной инфраструктуры являются важными шагами для вовлечения граждан в процессы принятия решений на местах и поддержки здоровой демократической системы. На практике это означает дороги, водоснабжение, канализация или лучшее уличное освещение, что крайне важно для благосостояния граждан.
А граждане?
Учитывая результаты нынешних выборов, можно утверждать, что они отражают предпочтения тех граждан, которые являются сторонниками иных идеологических взглядов, нежели ПДС, таких как ПСРМ, Наша партия и, совсем недавно созданная MAN. Некоторые из этих избирателей ранее принимали участие в акциях протеста 2022 года, организованных пророссийской фракцией и выражавших недовольство действующим правительством на протяжении более месяца. Их требования включали отстранение проевропейского президента Майи Санду и привлечение президента Украины Владимира Зеленского к ответственности за войну в Украине. Предполагается, что за участие в акциях протеста эти граждане получали примерно 20 евро в день и 80 евро за ночь. Молдавские журналисты опубликовали множество видеозаписей, на которых пьяные протестующие открыто обсуждают эти выплаты. Кроме того, некоторые граждане поддержали лидеров объявленной неконституционной Партии ШОР, в отношении которой государственные антикоррупционные органы начали расследование за незаконное финансирование, а 24 члена партии были задержаны по обвинению в содействии незаконной финансовой деятельности.
Возможно ли, что эти избиратели выбрали таких кандидатов потому, что они предлагали более совершенные структуры управления, более эффективные услуги и прогресс в местном самоуправлении? Или же дело в том, что нынешняя и прошлые администрации не уделяли должного внимания реформе государственного управления и реформе образования, не поощряли вовлечение граждан в процесс принятия решений, не просвещали их о функциональности этого процесса и не подчеркивали важность выбора представителей, совместно вырабатывающих решения для местных сообществ? Поэтому неудивительно, что Молдова получила самый низкий балл (4,5) в оценке индекса участия граждан и оперативности местных органов власти, проведенной Региональной обсерваторией по децентрализации. Эта оценка включает в себя четыре ключевых показателя: а) участие граждан, б) открытость местных органов власти, в) прозрачность местных органов власти и г) ответственность местных органов власти. Для сравнения: Грузия получила более высокий балл (6,4), что ставит ее в один ряд с соседними странами Юго-Восточной Европы.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.