„Самым опасным последствием возможного внедрения положений новой политической программы ПСРМ является подрыв социальных позиций самой уважаемой некоммерческой организации в стране - Православной церкви Молдовы...”
---
Полуправда - настоящая ложь
Несмотря на бедность, в которой оказалась Республика Молдова, государственный бюджет выделяет десятки миллионов леев на финансирование политических партий, представленных в выборных органах государства. Опросы общественного мнения показывают, что партии являются учреждениями с самым низким рейтингом доверия, который составляет примерно 10%. Из наивности считается, что в Республике Молдова финансируемые из бюджета партии могут способствовать зарождению, выражению и реализации политической воли граждан. К сожалению, все обстоит как раз наоборот - партии и их ведущие члены являются основным источником неопределенности и беззаконий в обществе.
В настоящее время главным источником неопределенности среди граждан является крупнейшая партия в стране - Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ). После публичного обращения против секретомании, существующей в ПСРМ, аффилированная ей пресса обнародовала в спешке противоречивую информацию о новой политической программе формирования. Таким образом, в одном случае утверждалось, что ПСРМ обязуется продвигать прозападный вектор во внешней политике, а в других случаях - провосточный вектор (см. и здесь) и др. Путаница стала еще более выраженной из-за утверждения о том, что новая программа ПСРМ была последовательно принята двумя партийными форумами - съездом и Республиканским советом формирования, 30 декабря 2020 года и, соответственно, через месяц, 30 января 2021 года. Невероятно, но вопреки Уставу, который является основным документом, определяющим деятельность формирования - политическая программа, принятая высшим форумом формирования - съездом, впоследствии была утверждена низшим органом - Республиканским советом. Странным является и то, что лидер ПСРМ Игорь Додон рассказал 21 января 2021 года, то есть между работами съезда и совета, послу Китайской Народной Республики (КНР) о намерении принять новую политическую программу, не сообщив ему, что она уже была принята съездом. Вывод заключается в том, что ПСРМ дезинформировала своих членов о двойном принятии новой политической программы для того, чтобы скрыть нарушения уставных положений.
Можно подумать, что вышеуказанные детали являются незначительными и могут быть проигнорированы. Но это не так, поскольку принятие программных документов требует прозрачности и дебатов по ним, тем более что ПСРМ получает десятки миллионов леев из публичного бюджета. Тем не менее, мы видим, что лидеры формирования склонны нарушать уставные нормы и дезинформировать членов партии, а также граждан всей страны, когда принимают программные документы и делают предвыборные обещания, которых легко игнорируют. В настоящее время дела идут все хуже, поскольку новая программа ПСРМ может вызвать хаос на политической сцене и дестабилизировать ситуацию в стране.
Правая рука не знает, что делает левая
Те, кто заинтригован перипетиями принятия новой политической программы ПСРМ, и, в частности, ее содержанием, будут удивлены, узнав, что текст документа нелегко найти на официальном веб-сайте ПСРМ, где опубликована только старая программа, принятая в 2014 году. Новая программа может быть найдена с помощью некоего веб-сайта, опубликованная в большой спешке спустя более чем через месяц после ее принятия, якобы на съезде 30 декабря 2020 года. В новой программе ПСРМ повторяются большинство старых программных тезисов, но она содержит и несколько оригинальных моментов, указанных ниже:
- ПСРМ отказывается от доктрины демократического социализма в пользу идеологии социального консерватизма. Таким образом, ПСРМ покинула политический левый фланг в пользу правого фланга. Метаморфоза, безусловно, произошла под влиянием соглашения между ПСРМ и правящей партией России - „Единой Россией”, разделяющей идеологию русского социального консерватизма. Данная идеология периодически подвергается ревизии, чтобы поддержать политический курс президента Владимира Путина. Последняя корректировка социального консерватизма, разделяемого „Единой Россией”, произошла под влиянием пандемии COVID-19. Можно предположить, что изменение идеологии ПСРМ имеет ту же причину, что объяснило бы выступление лидера ПСРМ в пользу вакцинации исключительно российским препаратом Sputnik-V;
- ПСРМ примыкает к концепции „Единая Европа от Лиссабона до Владивостока”, которую неоднократно выдвигали великие государственные чиновники. Естественно, не только политическая идеология, но и внешняя политика ПСРМ приспосабливается к предпочтениям Владимира Путина. ПСРМ признает, что, несмотря на то, что высказывалась против подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, документ сыграл благоприятную роль в углублении отношений между Молдовой и Европейским Союзом и в предоставлении нашей стране безвизового режима со странами ЕС;
- ПСРМ выступает за возвращение к реализации Меморандума 1997 года „О принципах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем” („Меморандум Примакова”). Таким образом, ПСРМ отказывается от идеи федерализации Республики Молдова, которую она постоянно продвигала с 2013 года, в пользу идеи создания общего государства, то есть конфедерации двух субъектов - Республики Молдова и Приднестровья. Следует отметить, что Меморандум Примакова не предусматривает участия ЕС и США в процессе урегулирования, прямо настаивая (Статья 3) на том, что „Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научной, технической и культурной и в других областях - по соглашению сторон”;
- ПСРМ выступает за запрет пропаганды ЛГБТ. Для достижения этой цели возможно потребуется цензура творчества великого русского писателя Александра Пушкина, который написал эпиграмму о нетрадиционной ориентации одного из основателей российского консервативного течения, графа Сергея Уварова, автора триады: Православие, Самодержавие, Народность!;
- ПСРМ выступает за ограничение влияния иностранных агентов на политику страны. Этой программной целью ПСРМ затрагивает престиж самой уважаемой (80% доверия граждан) некоммерческой организаций страны - Православной церкви Молдовы, канонически подчиненной Московскому Патриархату. Существует множество исследований и свидетельств относительно 200-летнего пребывания Русской Церкви под контролем царской администрации, затем 70-летнего нахождения под контролем советских секретных служб, а в настоящее время есть свидетельства о причастности церкви к политическим играм Кремля, с катастрофическими последствиями для единства православных христиан.
Выводы
Нарушение уставных норм, маскировка целей и полуправда резко подрывает доверие граждан к политическим партиям, которые призваны продвигать кадры на наиболее важные государственные должности. Это касается не только ПСРМ, которая в какой-то момент стала дрейфовать после доминирования на политической сцене, но и других политических партий Молдовы.
Объявление об изменении идеологии таит серьезные риски для ПСРМ. Отсутствие публичных дебатов относительно перехода ПСРМ с левого фланга политического спектра на правый, может вызвать серьезную путаницу среди избирателей с левыми видениями, сформированными на протяжении их жизни. Возмущает то, что изменение политической ориентации было сделано непрозрачно, а руководство партии не в состоянии объяснить неоднократные нарушения уставных норм в процессе принятия новой политической программы.
Путаница, созданная руководством ПСРМ путем принятия новой политической программы, оставляет формирование без потенциальных политических партнеров. Любопытно то, что 20 января 2021 года лидер ПСРМ Игорь Додон обратился к левым партиям с призывом: объединим левый фланг и пойдем единым фронтом, а через несколько дней ПСРМ приняла правую политическую идеологию. В таких условиях, было бы очень интересно узнать реакцию Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) во главе с Владимиром Ворониным или Гражданского конгресса, созданного Марком Ткачуком относительно доктринального туризма ПСРМ.
Самым опасным последствием возможного внедрения положений новой политической программы ПСРМ является подрыв социальных позиций самой уважаемой некоммерческой организации в стране - Православной церкви Молдовы. Не верится, что можно было бы избежать серьезных дискуссий об иностранных агентах и не отметить, прежде всего, Митрополию Молдовы, подчиненную Московскому Патриархату. Хорошо известно, что Московский Патриархат находился около 300 лет под контролем государственных структур России, что привело к серьезным политическим последствиям. Такого рода дискуссии могут безвозвратно уничтожить имидж Церкви, о защите которой впустую болтает лидер ПСРМ.