logo

Последствия принятия в ООН резолюции о выводе иностранной армии с территории Республики Молдова, дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/posledstviya-prinyatiya-v-oon-rezolyutsii-o-vyvode-inostrannoy-armii-s-territori-7978_1042561.html

Генеральная ассамблея ООН утвердила 23 июня Резолюцию о „Полном и безоговорочном выводе иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова”, проект которой был предложен Республикой Молдова и подготовлен в соавторстве с 11 странами мира. В то время как некоторые эксперты сожалеют, что это произошло в отсутствие стратегии по реализации механизма вывода войск и четких сроков, другие расценивает это обращение властей запоздалое. Эксперты считают, что это решение принесет за собой последствия, в том числе экономического характера, хотя и менее жесткие, чем раньше. Мнения были высказаны в ходе публичных дебатов „Последствия (политические, экономические, социальные, международные) обсуждения в ООН проблемы вывода иностранных войск с территории Республики Молдова”, организованных Информационным агентством IPN и Radio Moldova.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что Резолюция генеральной Ассамблеи ООН - это очень важный документ, и впервые в истории эта тема обсуждается в рамках Генеральной ассамблеи ООН. В этом контексте, считает эксперт, очень важно проследить за тем, как формируется общественное международное мнение и отношение государств-членов ООН к присутствию российских войск и приднестровской проблеме. По его словам, для того, чтобы понять эту проблему, необходимо отталкиваться от Конвенции, принятой 21 июля 1992 года, которая лежит в основе некоторых важных документов, которые впоследствии привели к сегодняшней ситуации. Согласно конвенции, Российская Федерация должна была прекратить свое военное присутствие в приднестровском регионе, чего не случалось и, исходя из этого, военное присутствие в регионе считается незаконным.

Эксперт отмечает, что среди наиболее важных документов обязательного характера, в рамках которых Россия обязалась вывести свои войска, числится Резолюция Саммита ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, согласно которой Россия должна была отозвать свое военное присутствие и вооружение до конца 2002 года, чего не произошло. Поэтому, на Саммите в Порто, России удалось внести условие, согласно которому вывод своего военного присутствия из приднестровского региона будет иметь место тогда, когда будут благоприятные условия. С тех пор эти благоприятные условия не наступают. Игорь Боцан добавил, что до принятия Резолюции ООН от 22 июня 2018 года, которая имеет рекомендательный характер, Российская Федерация заранее выразила позицию, согласно которой, эта мера является контрпродуктивной, а тираспольская администрация заявила, что без ее согласия этот вывод не может иметь место.

Эксперт Серджиу Остаф выразил надежду, что этот шаг Правительства Республики Молдова, который является беспрецедентным, вписывается в определенную стратегию, которую имеет правительство для реализации механизма вывода военных иностранных сил с территории Республики Молдова. По его словам, необходимо понять, что речь не идет о составе миротворческих сил, а об Оперативной группе российских войск с левобережья Днестра. „Мы не знаем, есть ли стратегия и, если это решение вписывается в определенные действия или в определенную динамику, которую разрабатывает Правительство Республики Молдова. К сожалению, мы с 1992 года не имели никакой стратегии в этом направлении. И нынешняя власть не имеет пока стратегию в этом направлении”, - сказал эксперт.

Что касается реальности внедрения резолюции и ее последствий, Серджиу Остаф сказал, что речь идет о нескольких аспектах. Первый, по его мнению, относится к изложению позиции относительно регулярной армии Российской Федерации, которая находится в приднестровском регионе, а второй аспект касается позиции, которую хочет иметь власть по отношению к этой армии. Третий аспект относится к попытке форматирования позиционирования нескольких стран в связи с этой проблемой, и благодаря этой резолюции это намерение выполняется успешно. Кроме того, эксперт считает, что речь идет и о внутреннем политическом позиционировании, а так же о возможности сделать некоторые выводы относительно возможного намерения разработать в будущем стратегии в отношении регулярной армии из приднестровского региона.

Эксперт Елена Пахомова сказала, что, прежде всего, следует ответить на вопрос о том, какие решения властей последних лет были направлены на благосостояние народа, потому что, по ее мнению, их не существует. Соответственно, и это решение вписывается в этот логический ряд. По ее словам, логика нынешней власти только одна – личный интерес обогащения через определенные схемы – газ, электричество и др., а другой интерес может быть сохранение у власти.

„Какие будут последствия этого решения ООН – никакие. Почему? Потому что наш народ и раньше не принимал решения касательно того, что происходит в стране, и сейчас не примет. Такая резолюция мола бы иметь результаты, только если будет получен консенсус между двумя берегами Днестра. Что-то кардинальное в этих отношениях имело место? Нет”, - сказала эксперт, отметив, что договоренности, второстепенные документы, которые были подписаны до сих пор, имеют несущественное значение. Елена Пахомова добавила, что хотел бы увидеть механизм осуществления этой резолюции, но ясно, что ее нет в Кишиневе. Зная менталитет жителей региона, отметила эксперт, они не позволят сегодня эвакуацию. Она добавила, что все, что предпринимается в отношении приднестровского региона, носит характер санкций, и нет желания строить те мосты доверия, о которых все говорят.

Эксперт Росиан Василой отметил, что никто не отрицает важность резолюции, принятой ООН, но, к сожалению, она запоздалая. По его словам, прошло практически 27 лет после тех событий, и никто не обязался поднять уровень дискуссий о выводе оккупационных войск с территории Республики Молдова. Росиан Василой отметил несколько аспектов, которые не были включены молдавскими переговорщиками в эту резолюцию, а именно конкретные сроки, которые должны быть учтены в контексте вывода войск. Также, речь идет о признании районов левобережья Днестра как об оккупированной части Республики Молдова, а так же о введении определенных санкций в отношении Российской Федерации за несоблюдение обязательств, указанных в соглашении о прекращении огня от 21 июля 1992 года. „Речь идет о ст. 4, которая автоматически предусматривает, что вопрос вывода контингента 14-й Армии будет обсуждаться между Республикой Молдова и Российской Федерацией, в то же время, 14-я Армия, как называлась тогда, будет иметь нейтральный статус, не будет вовлекаться в определенные действия по дестабилизации ситуации в Республике Молдова. То, что, к сожалению, не происходит. Российская Федерация, на мой взгляд, грубо нарушает это положение”, - отметил Росиан Василой.

Эксперт сказал, что теперь граждане хотят знать, какие будут реакции со стороны властей Республики Молдова относительно реализации этой резолюции. С другой стороны, эксперт считает, что сейчас власти не рассматривают возможное решение приднестровского конфликта военным путем, потому что это невозможно. Росиан Василой хотел бы, чтобы действия в контексте выполнения резолюции шли, в первую очередь, со стороны властей Республики Молдова и чтобы не случилось так же, как и в случае постановления Конституционного суда, который определил, что часть территории Республики Молдова оккупирована. „По моему личному мнению, у нас там нет отдельной Оперативной группы российских войск и отдельных миротворческих сил, у нас там есть оккупационные войска, и мы должны говорить об этом очень четко”, - заявил эксперт.

Эксперт Вячеслав Ионицэ считает, что трудно получить много дивидендов из политической целесообразности и важности резолюции. Исследования показывают, что граждане ставят Российскую Федерацию на второе место среди государств, которые помогают больше всего Республике Молдова. „Сложно сказать, что есть консенсус в том, что касается отношений с Российской Федерацией, однако, с точки зрения измерений, отношения с Россией сильные. В том, что касается экономических последствий резолюции, Россия предпримет определенные меры. Но глубина, с которой она может действовать, будет гораздо меньше, чем это было в прошлом”. Тем не менее, эксперт говорит, что есть чувствительные элементы, и по некоторым товарам Республика Молдова связана с Российской Федерацией на 90% и более. И если в случае экспорта на европейский рынок, который растет, речь идет о нескольких компаниях-экспортерах, то в случае России речь идет о сотнях или даже тысячах фермеров, которые имеют небольшой объем производства и которые могут очень сильно пострадать.

По его мнению, еще один важный элемент относится к денежным переводам из-за рубежа, большая часть из которых поступает из Российской Федерации. По его словам, в целом экономические затраты в краткосрочной перспективе будут, но несравнимо меньше, по сравнению с теми, которые были в 2014 году или даже в 2008 году. Он добавил, что другой аспект касается расходов на содержание российских войск на территории Республики Молдова. Вячеслав Ионицэ считает, что государство, которое не решает проблемы безопасности, является очень уязвимым с точки зрения инвестиций, поэтому Республика Молдова имеет огромные потери в этой связи.

Эксперт Александр Стахурский утверждает, что это длительный процесс и очень важно применять принцип „не навреди!”. По его словам, как говорится и в публичном пространстве, Резолюция Генеральной ассамблеи ООН, в отличие от решений Совета безопасности ООН, не имеет обязательной силы. Считается, что резолюции Генеральной ассамблеи ООН имеют большое значение в нравственном и политическом отношении, со статусом рекомендации. Эксперт отметил визит в Республику Молдова в марте замминистра иностранных дел России Григория Карасина, который назвал проект резолюции контрпродуктивным и провокационным фактом, который может нанести ущерб процессу урегулирования приднестровского конфликта.

По мнению Александра Стахурского, не ясно, как эта резолюция может внести вклад в урегулирование такой сложной ситуации. Он задался вопросу, когда в последний раз состоялась встреча министра обороны Республики Молдова с министром обороны Российской Федерации, потому что именно эти учреждения должны решить вопрос об отзыве этих или других войск, с рассмотрением технических аспектов проблемы.

91-е публичные дебаты „Последствия (политические, экономические, социальные, международные) обсуждения в ООН проблемы вывода иностранных войск с территории Республики Молдова” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованны при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.