|
|
Дионис Ченуша, Старший обозреватель | |
Нормализация диалога с Россией вновь вышла на первый план на Мюнхенской конференции по безопасности 2020 года. Французский лидер Эммануэль Макрон желает улучшить отношения с Россией. Повторный призыв возобновить стратегический диалог с восточным гигантом не игнорирует российскую агрессию в отношении Украины, а рассматривает её в качестве единственного отклонения от нормы.
Такой подход несёт в себе выгоды для национальных правительств и лидеров, известных своими явными пророссийскими симпатиями, из стран Евросоюза и, преимущественно, из стран-соседей ЕС. Как следствие, толерантные политические взгляды в отношении преступной деятельности России на международной арене приобретают публичную узнаваемость, получают бесплатную политическую рекламу и обретают электоральный потенциал, благоприятный для пророссийских сил, как в случае с Молдовой.
Макронизация подхода к России
Невосприимчивость Макрона к повсеместным российским гибридным атакам, в рамках украинской ситуации и европейских дел в целом, очерчивает опасные перспективы для солидарности процесса европеизации и чистоты его репутации. В результате, признаётся допустимым политическое сближение с Россией, пусть даже ценой игнорирования критики в адрес автократического режима во главе с Владимиром Путиным.
Поощряемый ярко выраженной пассивностью Германии, которая вызвана предстоящим политическим транзитом после Меркель, французский лидер продвигает перспективу компромисса с Москвой. В условиях международной обстановки, находящейся под влиянием односторонних действий США в торговой сфере и инвестиционного неоимпериализма Китая, Макрон оправдывает необходимость сосуществования с Россией, хотя и называет его „неудобным” (Euronews, февраль 2020 г.).
Таким образом, политические последствия популяризации риторики об объединении „пространства от Лиссабона до Владивостока” резко сокращаются. В разных странах получает распространение спорное международное убеждение, согласно которому ЕС, якобы, неполон без партнёрства с Россией. Намерение Макрона заключается скорее в том, чтобы направить политическую и дипломатическую энергию на координацию действий с Россией в регионах общих интересов, а не безуспешно действовать на опережение.
Европейская интеграция с русским акцентом
Реалистичное позиционирование в отношении структурных угроз, вызванных российским фактором, отодвигают в тень обманчивые суждения о способности и внутреннем желании России исправиться. Взгляд на Россию сквозь кривое зеркало не несёт с собой выгод ни для местных оппозиционных сил, ни для демократических элементов в соседствующих с ЕС странах, где российское влияние вознаграждает и проявляет терпимость к пророссийским лидерам, пренебрегающим либеральной демократией.
Открытость навстречу России, без применения критического фильтра, наводит на мысль о том, что европейская интеграция совместима с российским присутствием, даже если последнее выстраивает свою „мягкую силу” как раз на очернении либерального ядра, лежащего в основе европейской идентичности и европейского проекта.
Упразднение европейских опасений по поводу критической ситуации с российской демократией и её влияния на архитектуру региональной и международной безопасности снижает политические стандарты, касающиеся европеизации Молдовы и других стран Восточного партнёрства.
Поэтому европейская интеграция приобретает русский акцент, характеризующийся тремя основными аспектами. Во-первых, отношения с ЕС сведены к просьбам о внешнем финансировании в обмен на технический подход к любой реформе. Второй аспект подразумевает уделение основного внимания экономическим секторам, где преобладают финансовые интересы, а приверженность реализации политических принципов перемещена „в подвал” двустороннего сотрудничества. Не в последнюю очередь, традиционные христианские ценности поставлены на один уровень с либеральными, лежащими в основе правового государства, составной частью которого являются и права человека. Таким образом, социальные сегменты, не охваченные европеизацией, лишены мотивации усваивать либеральные ценности, рассматриваемые как источник тупика.
Вместо заключения...
Макронизация подхода ЕС к России несёт с собой недвусмысленные вызовы в адрес объективного и критического позиционирования относительно преступного поведения режима Владимира Путина по отношению к собственным гражданам, а также в международных делах.
Преимущество европейской интеграции в большей степени заключается в тех политических принципах, которые она подразумевает, нежели в практических аспектах, сопровождающих усвоение европейских правил. Восстановление отношений с Россией без её политической трансформации, которой должно предшествовать освобождение украинской территории, может закончиться сильным русским акцентом европейской интеграции у восточных соседей ЕС.
Области исследований: Европейская политика добрососедства, отношения ЕС–Молдова, внешняя политика ЕС и России, миграция и энергетическая безопасность.
Следите за Дионисом Ченуша в Twitter
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.