logo

После провозглашения независимости миграция из Республики Молдова набрала обороты


https://www.ipn.md/index.php/ru/posle-provozglasheniya-nezavisimosti-migratsiya-iz-respubliki-moldova-nabrala-ob-7978_1007053.html

Республика Молдова подошла к 22-му году своей независимости. Агентство IPN планирует отразить в нескольких широких материалах успехи и неудачи в развитии страны. Представители власти, эксперты, бывшие и действующие политики высказывают свои мнения по поводу тех шагов, которые предпринимала Молдова с 27 августа 1991 года и по сей день.
---

Материал №4 из цикла IPN „Молдова-22. Шаги вперед и шаги назад”, приуроченного ко Дню независимости

После провозглашения независимости миграция из Республики Молдова набрала обороты. Переходный период, целями которого были экономическая реструктуризация, стабилизация, либерализация и приватизация, перерос в долгосрочный экономический кризис. Такого мнения придерживается глава Бюро по связям с диаспорой (БСД) Виктор Лутенко, отвечая на просьбу корреспондента IPN охарактеризовать явление миграции за 22 года независимости Республики Молдова. Молдавская диаспора также считает, что в течение 22 лет независимого существования развитие Республики Молдова было минимальным, незначительным по сравнению с тем, что можно было сделать за столь долгий срок и что было сделано в других реформаторских странах после провозглашения независимости. 

Председатель ассоциации „AssoMoldave” (Италия) Татьяна Ногайлык полагает, что 22 года независимости принесли Республике Молдова свободу. "Каждый волен выбирать собственную судьбу, и у нас была возможность предпринять шаги к экономическому благополучию, процветанию и личному развитию, победить голод и выйти с нашими товарами на международный уровень, привлечь иностранные инвестиции в девять свободных экономических зон и быть народом, признанным на мировом уровне. Сегодня у нас есть возможность решать, участвовать в свободных и демократических выборах, верить в благополучное будущее для наших детей, для Республики Молдова и ее народа", - считает Татьяна Ногайлык.  

В свою очередь консультант по сельскому развитию из Великобритании, член-учредитель молдавско-британской ассоциации культуры и развития „Vatra” Тамара Шкепу уверена, что в период независимости самое серьезное развитие пережил менталитет населения: люди стали свободнее выражать свое мнение, получили больше шансов на формирование этого мнения, а у молодого поколения больше и лучше возможности для личностного развития. "В то же время считаю, что еще предстоит предпринять определенные усилия для того, чтобы демократия чувствовала себя в Республике Молдова, "как дома". Информацию же пока очень тяжело достать и распространить. Сегодня в Молдове очень трудно и даже дорого получить необходимую информацию, что бросает тень на многие сферы развития. Ведь без доступной и актуализируемой информации непросто двигаться вперед", - констатировала Тамара Шкепу.  

Председатель ассоциации Pro-diaspora (Франция) Ион Чобану сказал, что за 22 года независимости в Республике Молдова были предприняты шаги лишь в попытке внедрять реформы и проевропейскую ориентацию, "но это пока лишь пустые попытки, к сожалению". "Были совершены шаги назад в результате нестабильности и некомпетентности политического класса, деградации социальной ситуации, достоинства, уровня жизни, качества образования и моральных ценностей. Если где-то общая, уличная коррупция и снизилась, в то же время выросла клановая коррупция, политическое кумовство и конфликты интересов", - подчеркнул председатель французской ассоциации.  

Бедность – причина исхода населения

Виктор Лутенко заключает, что за эти 22 года противоречивый характер экономических, социальных и политических трансформаций отрицательно сказался на многих областях общественной жизни, а бедность повлекла многочисленные проблемы, в том числе и массовый отток экономически активного населения за пределы страны. Хотя Республика Молдова сталкивалась с высоким уровнем эмиграции и в советское время, массовый отток молдавских граждан за границу начался в 1998 году и продолжался до 2007 года. Данный факт был обусловлен комбинацией экономических факторов и внутренними и внешними шоками, полагает Лутенко.  

По официальным данным Национального бюро статистики, количество мигрантов в 2000-2012 годы возросло примерно втрое, помимо приблизительно 100 тысяч человек, покинувших Республику Молдова с момента провозглашения ее независимости, в 1991 году. Виктор Лутенко говорит, что именно эти категории граждан формируют сферу деятельности бюро – молдавская диаспора, включающая в себя молдавских граждан, временно или постоянно проживающие за пределами страны, уроженцы Республики Молдова и их потомки, а также сформированные ими сообщества.  

Руководитель Бюро по связям с диаспорой отмечает, что эмиграция в Республике Молдова носит общий характер и отражается на обществе в целом, а подход к проблемам молдавских эмигрантов – комплексный и многосторонний. Отсюда и необходимость более активной политики правительства, которая позволяла бы минимизировать отрицательные последствия миграции и увеличить преимущества для развития страны и благосостояния граждан Республики Молдова, где бы они ни находились.   

Создание БСД: „Самый большой шаг вперед”

Виктор Лутенко полагает, что 2001-2009 годы характеризовались сопротивлением властей проблеме диаспоры. "Отсутствие подхода со стороны государства к мигранту и сотрудничеству с диаспорой объясняется отсутствием политической воли со стороны властей к построению эффективной институциональной системы поддержки диаспоры. Вместе с тем уехавшие в тот период ассоциировали свою эмиграцию с неэффективной политикой государства, что проявлялось на всех выборах. Хотя с 2004 года организовывались конгрессы диаспоры, а в 2005 году был учрежден Координационный совет молдавской диаспоры, только после июня 2009 года публичные власти и посольства начали активно участвовать в совместных мероприятиях с и для диаспоры, а участие в IV (2010) и V (2012) конгрессах диаспоры было расценено как самое демократичное и представительное", - утверждает руководитель профильного ведомства.   

В результате, говорит Виктор Лутенко, самым главным шагом вперед стало создание Бюро по связям с диаспорой, поскольку до тех пор не было эффективной институциональной системы по поддержке диаспоры, а институциональные рамки были неоднородными. БСД призвано координировать процесс реализации государственной политики в области связей с диаспорой, содействуя сохранению и утверждению этнической, культурной и языковой идентичности молдаван за рубежом, освоению человеческого и материального потенциала диаспоры и т.д.  

По словам руководителя Бюро по связям с диаспорой, данное ведомство является консолидированной государственной структурой, располагающей всеми необходимыми ресурсами для обеспечения профильных прав всех граждан Республики Молдова, вне зависимости от места их пребывания.   

„Хотим заметных перемен”

Председатель ассоциации Pro-diaspora (Франция) Ион Чобану полагает, что наиболее значимым событием за все 22 года независимости Республики Молдова стали выборы в ноябре 2010 года и приход к власти проевропейского формирования. "Это событие дало диаспоре и местному населению новые надежды на лучшую жизнь", - утверждает Чобану.  

В то же время врач Игорь Мокану из Португалии полагает, что за 22 года независимости в Республике Молдова произошли положительные перемены, однако темп этих перемен оставляет желать лучшего. "У меня складывается впечатление, что у всех отвращение к работе, что все уверены, будто ситуация может развиваться и так, как сейчас... Хотели бы заметных перемен, от обещаний мы устали. Хотим хороших дорог, а не заявлений в прессе о километрах и миллионных кредитах из-за рубежа. Хотим канализационные системы. Хотим, чтобы закупались необходимые медикаменты. Хотим, чтобы продавщица на углу не лузгала семечки, и список можно продолжать", - говорит Игорь Мокану.  

Три периода явления миграции

Виктор Лутенко проанализировал явление миграции, разделив 22-летний период независимости Республики Молдова на три волны. Первая волна – миграция от отчаяния (1994-2004 годы), в основном после экономического кризиса в Российской Федерации в октябре 1994 года и Черного августа 1998 года. Массовая эмиграция рабочей силы в этот период приобрела угрожающий масштаб и была обусловлена политической и социальной нестабильностью, невозможностью обеспечения прожиточного минимума в Республике Молдова. Данные изменения безоговорочно имели и последствия в стране происхождения (разрушенные семьи, брошенные дети и старики, невозможность реального контакта), и эффекты в стране назначения (нерегулярные поездки и проживание, дискриминация и злоупотребления, отсутствие социальной и медицинской защиты, информационная изоляция).  

Вторая волна, по мнению Виктора Лутенко, характеризуется миграцией, обусловленной возможностями (2005-2009), экономическим развитием в США и Европейским союзом - возможностями развития, меньшей коррупцией при открытии бизнеса, лучшим качеством и стандартами жизни. Эта волна повлекла последствия в стране происхождения: отток "мозгов", количество трудовых мигрантов 15 лет и старше возросло почти вдвое, неосваиваемые денежные поступления из-за рубежа (23 процента от ВВП), разрушение связей и каналов информирование), а также в стране происхождения: трудности при трудоустройстве, трудоустройство мигрантов на неквалифицированные работы, готовность вернуться после ухода на пенсию.  

Третья волна – миграция, обусловленная открытостью (с 2010 года по сей день), охватившая преимущественно людей, уезжающих продолжать учебу и желающих утвердиться за границей. Эти мигранты, надеется руководитель профильного ведомства, могут стать носителями перемен, "послами" Республики Молдова в странах своего проживания.  

Виктор Лутенко указал и на основные вызовы явления миграции за последнее десятилетие. Один из них – отсутствие двусторонних соглашений о трудовой миграции и социальной защите мигрантов в странах назначения, где проживает большое количество молдаван, в частности в Российской Федерации и Италии. Второй – ограничение возможностей по снижению разницы в доходах по сравнению со странами ЕС стимулирует трудовую миграцию. Кроме того, Виктор Лутенко указал и на утрату человеческого капитала, в который были произведены значительные инвестиции, из-за отсутствия возможностей реализовать себя в стране, в качестве источника устойчивого экономического роста (в частности в здравоохранении и образовании).   

22 года не без упущений

Важнейшими упущениями, по мнению Виктора Лутенко, являются недостаточная защита и информирование мигрантов со стороны государства в плане законных путей миграции; отсутствие доверия к государственным структурам со стороны мигрантов (лишь небольшое количество граждан, находящихся за пределами страны, устанавливают связи с дипломатическими миссиями Республики Молдова или обращаются за консульской регистрацией); незнание диаспорой/мигрантами намерений, проектов, льгот, программ, законодательства, которые проводятся молдавским государством. Другой недоработкой является низкий уровень участия и отсутствие интереса диаспоры к избирательному процессу. Так, на последних парламентских выборах 2010 года в голосовании приняло участие только 65 тысяч граждан, что составляет лишь 10 процентов от ориентировочного числа молдавских мигрантов.  

К недостаткам руководитель БСД отнес и утрату идентичности  гражданами Республики Молдова (потеря связей с родиной, получение гражданства страны проживания, воссоединение семьи в этой стране, отсутствие интереса к происходящему в Республике Молдова, образование детей исключительно на языке страны проживания и т.д.).  

Виктор Лутенко утверждает также, что именно слабые связи между мигрантами и государственными властями привели к нынешней ситуации, которая характеризуется отсутствием совместных действий в жизни диаспоры. 

Председатель ассоциации Pro-diaspora (Франция) Ион Чобану констатирует, что у Республики Молдова отставания в плане профессионализма, экспертизы, компетентности, способностей политического класса, во внедрении социальной политики, а также политики на уровне образования и культуры.  

Между тем председатель Лиссабонской медийной ассоциации „Pro-Diaspora moldavă” Олеся Танасюк полагает, что не следует возлагать вину за все проблемы, наводнившие общество, на политиков и власть. "Каждый отдельный гражданин должен осознавать, что все начинается с семьи, образования, порядочности, честности, здравого смысла. Некоторые аспекты можно улучшить без каких-либо финансовых затрат. Надо брать пример и заимствовать положительный опыт других стран, потому что часто лучше всего ситуация воспринимается в сравнении. Перед тем, как кого-то критиковать, следует задаться вопросом: А что я делаю для своей страны? Легко высказывать мнение вместо того, чтобы подставить плечо и помочь", - утверждает председатель Лиссабонской медийной ассоциации „Pro-Diaspora moldavă”.   

По данным Бюро по связям с диаспорой, в настоящее время за пределами Республики Молдова находится около 600-700 тысяч человек, что составляет примерно 25-27 процентов от общей численной национальной рабочей силы. Среди мигрантов две трети мужчин, почти половина – квалифицированные работники, которые перечислили в Молдову в прошлом году полтора миллиарда долларов США. Согласно последним профильным исследованиям, домохозяйство мигранта за рубежом сформировано из 1-3 человек, его среднегодовой доход составляет около 17,3 тысячи евро. 42 процента этих расходов идет на проживание в стране назначения, четверть отправляется домой, а оставшаяся треть – не осваивается.  

Из Молдовы люди мигрируют преимущественно в Европейский союз (Италия, Испания, Португалия) и Содружество Независимых Государств (Москва и Санкт-Петербург в Российской Федерации и Украина). Как правило, мужчины из сельской местности едут в СНГ, а женщины из городов – в страны ЕС. 

Ирина Цуркану, IPN
август 2013 года