|
|
Дионис Ченуша | |
Спустя практически три месяца после утверждения результатов парламентских выборов (9 марта 2019 г.) политическая ситуация в Молдове быстро обретает новые очертания, отдаляющие разговоры о досрочных выборах, не отменяя их. Внезапное потепление отношений между Блоком ACUM и социалистами является временным и обусловлено боязнью досрочных выборов в условиях смешанной избирательной системы и при сохранении у власти Демократической партии.
Несмотря на то, что Игорь Додон предупреждал, что он может распустить парламент уже 10 июня (Europa Liberă, 7 июня 2019 г.), он сыграл главную роль в продвижении Майи Санду на пост премьер-министра. Геополитические расхождения утратили свое значение, по крайней мере, на данный момент, и вся энергия социалистов и ACUM сосредоточилась на принятии в быстром темпе пакета решений, направленных на изменение статуса-кво, установленного и контролируемого Демократической партией и её лидером – олигархом Владимиром Плахотнюком.
Сближение социалистов и ACUM встретило поддержку у ЕС, США и России (IPN, 8 июня 2019 г.), для которых две этих силы выглядят совместимыми с точки зрения создания жизнеспособной коалиции. Благожелательная позиция внешних игроков в отношении коалиции ПСРМ–ACUM оформилась незадолго до окончания трехмесячного срока, когда Европейский комиссар по вопросам политики соседства Йоханнес Хан, российский вице-премьер Дмитрий Козак и представитель Госдепартамента США Брэдли А. Фрэден призвали два политформирования прийти к общему знаменателю. Основные риски в связи с досрочными выборами, которые подчеркнул Йоханнес Хан, заключались в снижении макрофинансовой стабильности страны в результате последовательного прекращения финансирования Молдовы Международным валютным фондом и, соответственно, Евросоюзом (Europa Liberă, 3 июня 2019 г.). Имеется множество доказательств того, что российский фактор, сознательно и непроизвольно, сыграл существенную роль, убедив президента Игоря Додона и социалистов принять практически все условия ACUM, хотя ранее они отвергали половину из них, и досрочные выборы казались наиболее предпочтительным сценарием.
В итоге, временное партнёрство между ПСРМ и ACUM заработало совершенно беспрепятственно, действуя на основе 61 голоса, с помощью которых была намечена амбициозная повестка дня, целью которой являлось скорейшее освобождение государственных учреждений от влияния демократов. Первый день работы парламента после первого и последнего заседания от 21 марта 2019 года, заблокированного по решению социалистов, прошёл в экстремальных условиях. Что касается технического аспекта, то отсутствовал секретариат законодательного собрания, а зал заседаний был отключён от электросети (Privesc.eu, 8 июня 2019 г.). В политическом плане законодательный орган подвергся обвинениям в неконституционности (Конституционный суд, 8 июня 2019 г., в ответ на запросы Демократической партии от 7 и 8 июня (110b, 111а, 112а)). Давление, оказываемое на легитимность новой власти, огромно. Депутаты от ACUM и ПСРМ планируют использовать парламентское большинство (61 из 101 голоса) для принудительного изменения состава Конституционного суда, они осудили судей КС за „попытку узурпации власти” в интересах Демократической партии и призвали их немедленно уйти в отставку. Вероятность смены состава Суда крайне мала, учитывая тот факт, что в конце 2018 года три из шести судейских должностей были обновлены на 6-летний срок, с процессуальными отклонениями, за счёт людей, приближённых к Демократической партии (Конституционный суд, 14 декабря 2018 г.). Находясь в лишённом чётких границ конституционном поле, если она хочет выжить, новая власть должна срочно решить четыре задачи: 1) укрепление легитимности; 2) привлечение симпатий госучреждений; 3) чистота репутации внутри страны и за её пределами; 4) расширение внешней легитимности.
Влияние российского фактора на политический кризис в Молдове – сознательное и непроизвольное
Поворотным пунктом, позволившим предотвратить досрочные выборы, стал последний визит Игоря Додона в Россию (6 июня), когда он встретился с Дмитрием Козаком на заседании Молдо-российского экономического совета, организованном в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге (Presedinte.md, 6 июня 2019 г.). Ранее, 3 июня, Козак высказался в пользу жизнеспособной, пусть даже и временной коалиции между ПСРМ и ACUM, с целью „проведения честных и прозрачных выборов” (Radio Chisinau, 3 июня 2019 г.) и борьбы с Владимиром Плахотнюком.
Согласно российским пропагандистским источникам (Sputnik, 6 июня 2019 г.), в Санкт-Петербурге президент Додон дал понять, что существует вероятность избежать досрочных выборов, которые в противном случае следовало бы инициировать 10 июня (Europa Liberă, 7 июня 2019 г.). В то время отсутствовала какая-либо ясность относительно будущего партнёра социалистов по коалиции, но обязательным условием была выдвинута сбалансированная или, иными словами, многовекторная внешняя политика. Как демократы, так и ACUM были готовы вести переговоры с социалистами уже 31 мая, но поначалу лишь первые открыто предложили ПСРМ пост спикера. Содержание предложения ACUM не было обнародовано, но предложенным крайним сроком было 9 июня (AGORA, 31 мая 2019 г.). Желая предотвратить коалицию ПСРМ–ДПМ, составляющие Блок ACUM партии согласились на кандидатуру Зинаиды Гречаный на должность спикера парламента (AGORA, 6 июня 2019 г.). Позднее Республиканский совет ПСРМ стал решающим фактором, позволившим исключить демократов из уравнения и сделать выбор в пользу сотрудничества с ACUM (ПСРМ, 7 июня 2019 г.). Таким образом, акции протеста против ACUM, организованные ДПМ с целью оказать давление на социалистов, потерпели неудачу (Adevărul, 7 июня 2019 г.).
На этом фоне президент Додон объявил о сокращении своего визита в Россию и возвращении в страну, где он сообщил об отказе от идеи роспуска парламента и проинформировал российского посла, главу Делегации ЕС и представителя посольства США о своём решении проконсультироваться с парламентскими фракциями 10 июня (Presedinte.md, 8 июня 2019 г.) Удивительно, но как только ПСРМ решила начать в диалог с ACUM, Конституционный суд обнародовал своё решение по поводу запроса, поданного президентом Додоном 17 днями ранее (22 мая 2019 г.), постановив, что крайний срок, позволяющий роспуск парламента, составляет 3 месяца (Конституционный суд, 7 июня 2019 г.). Больше того, когда ПСРМ и ACUM договорились встретиться в парламенте в субботу, 8 июня, Конституционный суд уточнил для СМИ, что крайним сроком функционирования парламента является 7 июня (Конституционный суд, 8 июня 2019 г.), используя срок в „90 дней” параллельно с закреплённым в Конституции сроком „три месяца”.
Помимо акций протеста против ACUM, инициированных 7 июня, демократы начали организованную атаку в СМИ на президента Игоря Додона и социалистов, в то самое время, как те, вместе с ACUM, формировали парламент и правительство. Так, подконтрольные Демпартии СМИ опубликовали компрометирующие материалы сомнительного характера, согласно которым Игорь Додон попытался договориться о федерализации страны в рамках соглашения с Россией (Publika.md, 8 июня 2019 г.). Наряду с обвинением в государственной измене, ДПМ обвинила Игоря Додона и социалистов в использовании российского финансирования для избирательной кампании на выборах от 24 февраля 2019 года (ДПМ, 8 июня 2019 г.). Как социалисты, так и Москва, в лице Дмитрия Козака, опровергают версию Демпартии, которую они обвиняют в согласии кардинально поменять внешнюю политику Молдовы в обмен на формирование коалиции с социалистами (РИА-Новости, 9 июня 2019 г.).
Заинтересованность России в коалиции против ДПМ стала сильным аргументом, который способствовал готовности ПСРМ сотрудничать с ACUM и пойти на множество уступок Блоку, в частности, по составу правительства. Ведь ПСРМ получила лишь Министерство обороны и Бюро по реинтеграции, хотя намеревалась укрепить полномочия президента страны, получив контроль над Министерством иностранных дел и европейской интеграции и Министерством внутренних дел. Вместе с тем, обвинения в государственной измене и возможный вотум недоверия президенту Додону за продвижение российской повестки дня (в виде федерализации страны) стали ещё одним, хотя и косвенным и непреднамеренным, влиянием российского фактора на решение социалистов скоординировать все свои шаги с ACUM. Вероятно, за счёт плодотворного сотрудничества с ACUM и сделанных Блоку уступок социалисты планируют уменьшить критику и, соответственно, сократить политические риски в связи с их предполагаемыми обязательствами перед Россией по федерализации Молдовы. Ясно одно: демократы могут атаковать Игоря Додона посредством вотума недоверия в парламенте, и у представителей ACUM может возникнуть соблазн свергнуть Игоря Додона, инициировав, как минимум, досрочные президентские выборы до 2020 года.
Что дальше?
Несмотря на временный характер этого политического партнёрства („временное соглашение”), его считает жизненно важным ACUM, а с недавних пор и социалисты – не только для предотвращения досрочных выборов, но и для начала деолигархизации молдавской политической системы. На первом этапе коалиция ПСРМ–ACUM договорилась об избрании Зинаиды Гречаной спикером парламента, хотя четыре депутата от ACUM при этом воздержались (Deschide.md, 8 июня 2019 года). В свою очередь, социалисты единогласно поддержали смешанное правительство во главе с Майей Санду (IPN, 8 июня 2019 г.), вице-премьером которого и министром внутренних дел является Андрей Нэстасе, лидер Платформы „Достоинство и правда” („DA”). Две должности в составе назначенного правительства уступлены социалистам – Бюро по реинтеграции (Василе Шова) и Министерство обороны (Павел Войку) (TV8, 8 июня 2019 г.). Совместно 61 депутат: от ПСРМ (35 мандатов) и от ACUM (26 мандатов) приняли декларацию, объявляющую Молдову „захваченным государством” и отправили в отставку руководство Службы информации и безопасности (СИБ) и Национального центра по борьбе с коррупцией.
На внешней арене президент страны намерен оспорить решения Конституционного суда в Европейском суде по правам человека и направить их на оценку Венецианской комиссии (NewsMaker, 8 июня 2019 г.). Однако внешнеполитическая легитимность правительства нуждается в незамедлительном и широком признании, обретение которого из-за отсутствия ясности с конституционностью политических решений, принимаемых парламентом, может затянуться. Пока лишь глава Европейской народной партии приветствовал формирование правительства под руководством Блока ACUM (пресс-релиз от 8 июня 2019 г.), как отправную точку для „возвращения от захваченного государства к демократии”. В то же время социалисты используют послание поддержки, опубликованное председателем Комиссии по иностранным делам Совета Федерации Константином Косачёвым в социальных сетях, в качестве „международного признания” (ПСРМ, 8 июня 2019 г.). Единственным важным международным игроком, который официально высказал свою позицию после решений, принятых 61 депутатом от ПСРМ и ACUM, является Евросоюз, обозначивший пока скорее свою осторожность, нежели поддержку нового правительства во главе с Майей Санду. Вместо этого европейская сторона призвала все политические силы к спокойствию, сдержанности и политическому диалогу (EEAS, 8 июня 2019 г.).
Действия Демпартии указывают на её озабоченность, но не панику, в связи с развитием событий, которое она контролирует не полностью, впервые с 2015 года. В этом плане демократы применяют инструменты запугивания госсектора и манипулирования общественным мнением. Так, ДПМ готовится к массовым акциям протеста против ACUM и ПСРМ, которых она преподносит в подконтрольной ей прессе в качестве „организаторов государственного переворота”. Самые зловещие заговоры „посвящены” социалистам, которые расплачиваются за своё добровольное слияние с российской сферой влияния. Демократы стремятся допустить как можно меньший ущерб для текущего положения вещей в результате временного объединения составляющих Блока ACUM и ПСРМ, которое на этот раз приносит результаты, в отличие от неудачного объединения сил различных оппозиционных партий, выступавших против ДПМ, в 2015–2016 годах. Инициирование досрочных выборов остаётся главной целью ДПМ, но для этого власть ПСРМ–ACUM должна получить слабое признание за рубежом. В настоящее время, даже после выборов, репутация Демпартии за пределами страны по-прежнему остаётся подмоченной. А новая фаза политического кризиса, в которую вступает Молдова из-за решений Конституционного суда, усиливает критику в адрес демократов. Дефицит доверия за рубежом демократы компенсируют за счёт демонстрации своей власти внутри страны.
Существует высокий риск противостояния демонстрантов-сторонников ДПМ, активно сосредотачиваемых вокруг государственных учреждений (Министерства внутренних дел, прокуратуры и др.), с теми, кто поддерживает правление ПСРМ–ACUM. Поэтому внешнее посредничество стало бы гарантией стабильности в течение следующих нескольких дней и даже недель. Но внешние партнёры не смогут решить проблему конституционности Правительства Майи Санду и парламентских органов под руководством Зинаиды Гречаный. Конституционный порядок является одной из тех деликатных сфер, вторгаться в которые избегают, по меньшей мере, европейские партнёры. Политический диалог при внешнем посредничестве может стать конструктивным и мирным решением, позволяющим избежать ухудшения ситуации и обеспечить передачу власти. Но даже такое посредничество не исключает возможности досрочных выборов.
Вместо заключения...
Политический кризис в Молдове находится в шаге от вступления в фазу конституционного кризиса из-за политизированных действий Конституционного суда и подрыва доверия к конституционному порядку в целом. Формирование нового правительства, возглавляемого Майей Санду, оспаривается Демпартией, что порождает уникальную ситуацию, при которой прежнее правительство может отказаться уступить своё место в госучреждениях вновь избранному кабмину.
Если молдавские политические силы не сумеют наладить диалог и избежать деградации политической ситуации, то в роли спасителя придётся выступить внешним посредникам. Досрочные выборы могут оказаться компромиссным решением, предложенным демократами, но отвергнутым ACUM и ПСРМ.
Акцент коалиции ПСРМ–ACUM следует сделать на укреплении внешней легитимности и её расширении внутри общественного мнения страны. Поэтому новая власть ПСРМ и ACUM нуждается в мощном механизме активного информирования, чтобы победить в информационной войне внутри страны и за рубежом, от результатов которой зависят те позиции, с которых Демпартию можно будет вынудить начать переговоры о возможном отступлении.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.