На прошлой неделе произошли два важных события в сфере безопасности и обороны Республики Молдова. Они произошли почти одновременно, и это могло повысить их заметность и значимость. С одной стороны, правительство приняло решение, которым заявило о намерении Республики Молдова приостановить участие страны в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанном 34 года назад в Париже. С другой стороны, также в Париже, также на прошлой неделе, Молдова подписала Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны с Францией. Примерно за неделю, прошедшую с тех пор, зафиксированы самые разные реакции по отношению к этим событиям: от решительного одобрения до столь же решительного осуждения, от волнения относительно того, что может произойти до беспокойства и даже страха в связи с последствиями этих действий. Что предполагают, какие возможные выгоды и риски для молдавского общества могут породить данные действия и почему общественное мнение так разделено обсудили участники публичных дебатов: „Почему приостанавливается действие Договора об обычных вооруженных силах?”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что обычное вооружение - это оружие, которое не запрещено международными конвенциями, то есть это оружие, которое не использует ядерную, химическую или биологическую энергию. Вместо этого оно использует механические, электрические или химические средства для достижения своего эффекта. Этот термин используется с 1949 года, когда в Женеве была подписана первая международная конвенция на этот счет. „Оружие на новых физических принципах - это то оружие, которое находится в списке оружия, подпадающего под действие конвенций, то есть запрещенного конвенциями, - например, разрывные пули, химическое/бактериологическое оружие и т. д. Обычные вооруженные силы включают в себя пять основных категорий вооружения и техники, называемых обычными, - боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и истребители”, - пояснил эксперт.
По его словам, гонка вооружений представляет собой одну из самых серьезных угроз человечеству из-за развития все более совершенных возможностей разрушения. Хотя оно должно служить гарантией безопасности мира, оружие и различная военная техника, находящиеся в „руках” иррациональных лидеров или субъектов, продолжают оставаться фактором глубокой нестабильности.
Что касается международных договоров, Игорь Боцан подчеркнул, что большинство из них касаются нераспространения ядерного, баллистического и обычного оружия. Таких договоров 10, некоторые из них уже не действуют. „Договор о нераспространении ядерного оружия был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года, открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. 26 мая 1972 года в Москве был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а 26 мая 1972 года также в Москве - Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-I). Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) был подписан 18 июня 1979 года в Вене, а Договор о ядерных силах средней дальности - 8 декабря 1987 года в Вашингтоне. Затем последовал Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был подписан 19 ноября 1990 года в Париже, а также Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, затем СНВ-2, СНВ-3 и т. д.
При этом, говорит эксперт, в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле была подписана обновленная версия договора ДОВСЕ с учетом новых условий (роспуска Варшавского договора и расширения НАТО). Но последующие тенденции были таковыми, что, например, в 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ „о приостановлении действия Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров”, а в мае 2023 года президент РФ подписала закон „о денонсации Договора об обычных вооруженных силах в Европе”, добавил Игорь Боцан.
Бывший министр обороны Виталие Маринуца отметил, что то, что касается Договора 1990 года, возможность его подписания появилась начиная с 1985 года, когда отношения между Советским Союзом и возглавляемым США Североатлантическим блоком начали смягчаться. Тогда американский президент Джордж Буш заявил, что может наступить новая эра, более склонная к миру.
„Контекст заключался в том, что и социалистический лагерь, и НАТО были склонны работать над прекращением гонки вооружений. Было решено ограничить обычные вооружения, чтобы не было возможности быстрого вторжения и чтобы под рукой не было необходимых технологий. Предполагалось, что соотношение сил будет равным. Тем более, что Советский Союз тогда располагал в этой части Европы гораздо более крупными силами, чем страны НАТО в Европе. Было решено создать запретную зону - от Атлантического океана до Уральских гор и Каспийского моря. Также стороны договорились работать над пятью основными видами вооружения - танками, бронетехникой, тяжелой артиллерией, истребителями и вертолетами”, - пояснил бывший министр обороны.
Виталие Маринуца уточнил, что Договор 1990 года предусматривал определенные ограничения, такие как 40 тыс. танков, 60 тыс. бронемашин, около 40 тыс. единиц артиллерии. „В Варшавский договор вступили Болгария, Румыния и Союз Советских Социалистических Республик. Со стороны Советского Союза, географически, под действие этого договора практически подпадали Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский и Одесский военные округа, где практически находилась Республика Молдова. Со стороны НАТО географически это были Греция, Исландия, Норвегия и Турция. Для НАТО было разрешено иметь 4700 танков, 5900 бронемашин и около 6000 артиллерийских установок”, - отметил бывший министр.
По его словам, Республика Молдова, став независимой страной, как и другие республики Советского Союза, подписала этот договор. „В результате и у нас была разрешенная квота обычных вооружений, которых мы могли иметь. Технически нам было разрешено иметь около 210 единиц боевых танков. Итак, у нас их нет, но мы имеем право на 210. Это должны знать и те, кто говорит, что Молдова вооружается. Нет, у Молдовы просто не было ничего. Мы, будучи нейтральной страной, имели право, согласно данному договору, иметь 210 танков, 210 бронемашин, 130 боевых машин с тяжелым вооружением, 250 артиллерийских орудий и даже истребителей - максимум 50 единиц”, - уточнил Виталие Маринуца.
Эксперт в области безопасности, Сообщество WatchDog.md Павел Хоря считает, что у Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного 19 ноября 1990 года в Париже, проблемы начались с момента его подписания. Ведь в преамбуле этого соглашения упоминалось, что государства обязуются отказаться от угрозы силой или ее применения по отношению к другим государствам. Но последовали конфликты на постсоветском пространстве, в которых участвовала и РФ - факт, который уже означал нарушение этого договора. Соответственно, недостатки присутствовали с самого начала.
„Поскольку соглашение 1990 года было заключено между двумя блоками, а одно государство внутри одного блока практически распалось, документ пришлось пересмотреть. Соответственно, в 1999 году в Стамбуле было подписано дополнительное соглашение к Договору. Уже были новые подписанты: Российская Федерация как отдельное образование, блок НАТО с присоединившимися государствами. Согласно этим положениям, в выигрыше оказалась именно Российская Федерация, поскольку ей разрешили вернуть часть своей военной техники - самолеты, вертолеты, чтобы вновь передислоцировать их в свои округа к западу от Урала. Однако по соглашению 1990 года значительная часть военной техники должна была быть переброшена за Урал”, - отметил эксперт.
По его словам, после 1999 года были несколько государств, которые подписали дополнительное соглашение, но отказались ратифицировать это соглашение в своих парламентах. „Позже такие государства как Грузия и Украина отказались ратифицировать в парламенте именно это дополнительное соглашение ввиду того, что Россия не выполнила свое соглашение. Это уже политическая игра, в которой Республика Молдова и другие государства, имевшие контакт с Российской Федерацией, пытались использовать это соглашение для получения определенных рычагов влияния на решения. После 1999 года Россия стала оказывать большее давление на государства, которые хотели войти в блок НАТО, особенно на страны Балтии, которые вступили в НАТО и отказались ратифицировать это соглашение. Этот факт дал России возможность начать обсуждение через призму проблемы того, что это соглашение не работает, потому что некоторые государства его не ратифицировали и что оно не соблюдается НАТО и его странами-членами”, - заявил Павел Хоря.
Эксперт добавил, что в 2007 году в результате роста напряженности Россия приостановила действие этого договора. За этим последовало вторжение в Грузию и другие действия, которые по сути разрушили это соглашение, потому что государства увидели, что оно не работает, они подверглись вторжению. Соответственно, у государств больше не было необходимости сокращать количество военной техники, солдат, потому что это не обеспечивало их безопасность. „Можно сказать, что после 2014 года это соглашение больше не функционировало ни в какой форме, даже если некоторые государства его подписали. А после вторжения в Украину в 2022 году это соглашение стало недействительным. Соответственно, другие государства, в том числе и Республика Молдова, не видят смысла быть частью этого Договора, поскольку один из его основных участников нарушил его положения и в одностороннем порядке вышел из него”, - заявил Павел Хоря.
302-е публичные дебаты „Почему приостанавливается действие Договора об обычных вооруженных силах?” из цикла Развитие политической культуры посредством публичных дебатов”, организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайдел.