logo

Почему COVID-19 не уступает? Кому и что следует делать? Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/pochemu-covid-19-ne-ustupaet-komu-i-chto-sleduet-delat-8004_1074112.html

В области санитарного кризиса в Республике Молдова происходят тревожные вещи, число людей, инфицированных COVID-19, растет постоянно, и это число намного больше по сравнению с количеством случаев, зарегистрированных в странах региона. Этапы кризиса, где власти и население ошиблись в его управлении, а также что следует предпринять сразу, чтобы ситуация не деградировала обсудили приглашённые участники публичных дебатов „Почему COVID-19 не отступает? Кому и что следует делать?”, организованных Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан видит в Молдове четыре этапа пандемического кризиса. Первый начался в январе, когда власти Республики Молдова отреагировали на распространение вируса, после чего эпидемиологическая ситуация была проанализирована Национальной чрезвычайной комиссией общественного здоровья 2 февраля 2020 года. В этот период власти Республики Молдова вступили в контакт с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), с китайскими чиновниками, послом Китая в Республике Молдова, который проинформировал власти страны о некоторых аспектах этой пандемии. Второй этап также был в феврале, когда комиссия последовательно объявила с 24 февраля по 13 марта желтый, оранжевый и красный код предупреждения об опасности. Последний этап был после того, как в стране было подтверждено шесть случаев COVID-19, а ВОЗ объявила 11 марта фазу пандемического распространения вируса. В этот период Национальная чрезвычайная комиссия по общественному здоровью приняла ряд важных решений, таких как приостановление образовательного процесса и воздушного транспорта, прекращение по согласованию деятельности учреждений, временное прекращение коммерческой деятельности и т. д.

Третий этап начался формально 17 марта, когда парламент объявил чрезвычайное положение на всей территории страны на 60 дней. В этот период НЧКОЗ была заменена Комиссией по чрезвычайным ситуациям, которая утвердила около 30 положений в борьбе с COVID-19. Четвертый этап начался, когда истекло чрезвычайное положение, и все полномочия по борьбе с COVID-19 вернулись к НЧКОЗ, которая в общей сложности утвердила 25 постановлений для борьбы с пандемией. По словам эксперта, в настоящее время Молдова находится на четвертом этапе. Игорь Боцан добавил, что третий этап управлялся политиками, которые издали несколько документов и сформировали несколько органов для управления кризисом. В этот же период было решено изменить Кодекс о правонарушениях, дополнив его штрафами для тех, кто способствует распространению инфекции. Сейчас статистика по региону показывает, что Молдова, к сожалению, находится на последних местах среди 16 стран Европы.

Эксперт в области общественного здоровья Алла Токарчук говорит, что любой кризис в области здравоохранения имеет три больших этапа. Этап подготовки, реагирования и восстановления. Этап подготовки в Республике Молдова начался в 2008 году, когда ВОЗ предупредила страны о том, что существует риск возникновения возбудителя и что страны должны иметь аккредитованную лабораторию, эпидемиологов в районах, правила в каждой больнице по управлению возбудителем. Эксперт считает, что в Республике Молдова все эти меры существовали и должны были быть только активированы. Второй этап, ответа, начался в январе, и все действия, которые были предприняты до сих пор, - это ответ страны на пандемию. „Мы все еще находимся на стадии ответа. Мы не вошли в фазу восстановления”, - заявила эксперт.

Алла Токарчук считает, что в Молдове растет число инфицированных из-за того, что определенный этап управления кризисом не был качественно выполнен. „Я предполагаю, что не все моменты были хорошо организованы, видя опыт стран, которые имеют уже небольшое количество новых ежедневных случаев. Это доказывает, что если было бы сделано все вовремя, то удалось бы уменьшить волну, управлять ситуацией. Я думаю, что больше всего было ошибок при отслеживании контактов относительно передачи вируса. Если с идентификацией больных все прошло хорошо, то с отслеживанием контактов я думаю, что здесь власти больше всего потерпели неудачу”. Эксперт в области здравоохранения отмечает, что у больного человека в течение недели есть от 50 до 100 контактов. Когда в день есть 50 больных, если учесть все контакты этих людей, необходимо было бы проверить еще пять тысяч человек и изолировать их обязательно, даже если у них не отмечены симптомы. В Молдове власти пошли по пути закрытия людей в домах, соответственно на этом этапе и произошла самая большая ошибка.

По словам исполнительного директора Expert-Grup Адриана Лупушора, кризис имел очевидные экономические последствия, и есть несколько этапов его развития. Первым этапом было резкое сокращение продаж и доходов фирм в результате административных ограничений, которые также привели к сокращению бюджетных доходов. На другом этапе компании сократили расходы на заработную плату. Компании не спешили увольнять людей, но прибегали к оптимизации расходов, удерживая сотрудников на работе, но с более низкой зарплатой. Это также негативно повлияло на инвестиционную деятельность компаний, что снова повлияло на бюджет. Одной из очевидных причин, почему антикризисная политика в экономическом плане была настолько пассивной, говорит Адриан Лупушор, было существенное ограничение налогового пространства, в котором работает правительство. Третий этап, который существует и в настоящее время, является существенное замедление экономического роста, сокращение инвестиционной активности и доходов.

„Впереди есть четвертый этап, который является довольно сложным, рискованным для экономики, потому что, если правительство не внедрит новый пакет антикризисных мер для эффективной поддержки частного сектора, мы можем ожидать ускорения банкротства в частном секторе. Это в первую очередь приведет к безработице с гораздо более резким воздействием на доходы населения и бюджетные доходы. Это приведет к ухудшению банковских портфелей. Можно ожидать и определенные вызовы для макрофинансовой ситуации в стране”, - считает Адриан Лупушор.

139-е дебаты „Почему COVID-19 не отступает? Кому и что следует делать?” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” реализованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.