|
|
Дионис Ченуша | |
Утверждение смешанной избирательной системы 74 голосами депутатов от Демократической партии, которым ассистировали Партия социалистов и Депутатская группа Европейской народной партии Молдовы, а также другие независимые депутаты, вызвало удивление у европейских партнёров. Как учреждения Европейского союза (IPN, июль 2017 г.), так и общеевропейские партии, представленные в Европейском парламенте, отреагировали на случившееся с недоумением и беспокойством. Позиция озвученная европейскими учреждениями, была скорее спокойной, если сравнивать её с жёсткой реакцией общеевропейских партий.
От Европейской народной партии (PPE) последовало два резких заявления. Первое было сделано в индивидуальном порядке, прямо в день утверждения новой избирательной системы (20 июля). Согласно ему, введение смешанной системы равносильно „удару по демократии”. Второе заявление появилось почти через неделю после первого, 26 июля, и было обнародовано совместно с Альянсом либералов и демократов за Европу (ALDE). По мнению двух этих политформирований, поступок Демократической партии и Партии социалистов имеет своей целью укрепление „автократии”. Таким образом, спустя всего шесть дней PPE, поддерживаемая ALDE, назвала смешанную избирательную систему не только регрессом молдавской демократии, но и шагом к автократии.
В совместном обращении ALDE и PPE также упоминается избирательное правосудие, применяемое альянсом ДПМ–ПСРМ в отношении молдавских либералов, а конкретно – Дорина Киртоакэ. Хотя и не выразив публично удовлетворения по поводу политического поведения ЛП, державшейся вместе с ДПМ на протяжении 2016–2017 годов, европейские либералы решили выразить солидарность со своими молдавскими коллегами и поддержать Киртоакэ в том же заявлении, в котором они осудили смешанную систему.
PPE и ALDE требуют наказать молдавские власти
Помимо оплакивания деградации „правового государства и демократических стандартов” в Молдове, подтверждаемой независимыми отчётами гражданском общества и различных международных организаций, PPE и ALDE призывают Евросоюз предпринять ряд действий.
Во-первых, они требуют прекратить любое европейское финансирование, а не только предоставление макрофинансовой помощи в размере 100 миллионов евро, которое уже сорвано из-за невыполнения предварительных политических условий вследствие утверждения смешанной избирательной системы. Полное прекращение финансирования причинит ущерб целому ряду отраслевых реформ (развитию сельских районов и сельского хозяйства, профессиональному обучению, энергетическому сектору и т.д.), а также усилиям ЕС по популяризации преимуществ Углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Этот шаг повредит и поддержке обязательств, касающихся безвизового режима с ЕС (управление границами). Возможное принятие такого решения будет означать, что Соглашение об ассоциации переведено в режим ожидания (stand-by). Такой подход чрезвычайно радикален и может причинить ущерб интересам Евросоюза в Молдове. Как бы то ни было, очевидно, что у ЕС есть достаточные основания для того, чтобы отложить выделение макрофинансовой помощи до момента выполнения предварительных политических условий, служащих косвенным напоминанием о смене избирательной системы.
Второе требование PPE–ALDE состоит в том, что Евросоюз должен ставить более жёсткие при каждом последующем выделении средств Молдове. Этот процесс уже идёт, ряд условий даже был предан через представителей гражданского общества. Но список условий согласовывается с Кишинёвом, который вовсе не стремится сковать себя цепями новых политических обязательств. Чтобы подкрепить предъявляемые требования, ЕС должен расширить свои дипломатические возможности в Молдове и сделать своё присутствие в публичной сфере страны ещё больше активным.
Наконец, два общеевропейских политформирования требуют провести срочную „переоценку” Соглашения об ассоциации, не уточняя, идёт ли речь о пересмотре двустороннего соглашения, о проведении его аудита с целью выявления недостатков правового характера или об иных мерах. Выполнение этого требования сопряжено с целым рядом рисков, так как оно подвергает двустороннюю правовую базу и процесс европейской интеграции страны воздействию большой политической неопределённости, которая подпитывается ощутимой геополитической поляризацией общества и укреплением пророссийских сил перед выборами 2018 года.
При каких условиях Соглашение об ассоциации может быть пересмотрено?
В своей реакции на смену избирательной системы PPE и ALDE требуют провести „переоценку” Соглашения об ассоциации. На самом деле, только Совет Ассоциации уполномочен вносить изменения в Соглашение, и лишь с целью обновления или корректировки более чем трёх десятков приложений, сопровождающих этот документ.
Вмешательство в основной текст Соглашения требует соблюдения сложных процедур, дополнительных переговоров и новой ратификации документа национальными правительствами государств-членов ЕС. Поэтому, если предложенная PPE и ALDE переоценка Соглашения означает его пересмотр, то европейская интеграция Молдовы окажется, как минимум, парализована до тех пор, пока новый текст не будет утверждён и ратифицирован.
Тем не менее, Соглашение об ассоциации уже предусматривает две конкретные ситуации, способные повлечь за собой возникновение условий для приостановки действия Соглашения (CEPS, 2016 г.).
В первом случае действие некоторых элементов Соглашения может быть приостановлено Молдовой или Евросоюзом, в обход торгового компонента (УВЗСТ), если по итогам применения механизма разрешения споров (статьи 454–455) стороны не смогли прийти к компромиссу. В случае такого частичного приостановления будет отобраны те аспекты, которые не нарушают функционирование Соглашения об ассоциации.
Во втором случае приостановка Соглашения является немедленной и всеобъемлющей. Она происходит в том случае, когда имеет место нарушение „ключевых элементов” Соглашения об ассоциации (ст. 455), связанных с соблюдением демократических принципов, прав человека и основных свобод (ст. 2). Это положение является настоящей „атомной бомбой” для двусторонних отношений Молдовы и ЕС, которой Евросоюз может воспользоваться в любой момент в качестве наказания за серьёзные нарушения европейских принципов и ценностей. Несмотря на масштабы негативных последствий введения смешанной системы для надлежащего функционирования многопартийной демократии в Молдове, приостановка действия Соглашения на основании этого положения была бы несоразмерной и породила бы больше неопределённости, чем предоставила решений.
Вместо заключения...
Если под переоценкой Соглашения PPE и ALDE подразумевают пересмотр Соглашения об ассоциации, то это может стать источником серьёзных катаклизмов для процесса европейской интеграции Молдовы. Мишенью пересмотра будет ДПМ, но в числе его сопутствующих жертв может оказаться европейский вектор страны.
Полное прекращение финансовой помощи со стороны ЕС стало бы серьёзным ударом как для легитимности Демпартии, так и для всего процесса реформ, что оказалось бы пагубно для целей Евросоюза в Молдове. Поэтому среди имеющихся у ЕС вариантов на первых местах должны стоять ужесточение предъявляемых условий и замораживание макрофинансовой помощи.
Так или иначе, введение смешанной системы нельзя оставить безнаказанным, и ЕС ощущает себя обязанным найти оптимальные способы, чтобы дать соразмерный ответ на действия ДПМ. Но эти шаги ЕС должны обеспечить максимальную эффективность предъявляемых условий и выделяемой финансовой помощи. Подрыв этих элементов расстроит имеющиеся у Брюсселя рычаги влияния на реформы в Молдове.
IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.