logo

Передвижение и место граждан Молдовы в Европе во время и после пандемии: возможности и риски. Дебаты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/peredvizhenie-i-mesto-grazhdan-moldovy-v-evrope-vo-vremya-i-8004_1074426.html

В Республике Молдова наблюдается сложная внутренняя ситуация в санитарном аспекте, более сложная, чем в другие периоды и чем в других странах. Восстановление ситуации требует серьезных действий внутреннего и внешнего характера, но чаще всего они находятся в большой или даже полной взаимозависимости. Красноречивым примером этого может послужить возможность, но и необходимость по многим серьезным причинам молдавских граждан пользоваться либерализованным визовым режимом, как и до пандемии. Но для этого молдавское государство должно продемонстрировать способность держать эпидемическую ситуацию под контролем, а молдавское общество и молдавские граждане должны доказать, что они способны соблюдать определенные правила, особенно санитарные, чтобы не представлять угрозу заражения для европейского пространства. Тема обсуждалась в ходе публичных дебатов: „Передвижение и место граждан Молдовы в Европе во время и после пандемии: возможности и риски”, организованные Информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан напомнил, что с апреля 2014 года граждане Республики Молдова имеют возможность въезжать в ЕС без виз и этот режим для них очень важен. С 2011 года Молдова выдает гражданам биометрические паспорта, с которыми они могут въезжать в ЕС и оставаться там в течение 90 дней по гуманитарным, туристическим и образовательным соображениям и т. д. Игорь Боцан утверждает, что от одной четверти до одной трети граждан Республики Молдова являются и гражданами Румынии. Те, у кого есть гражданство Румынии, не страдают в отношении путешествий так, как страдают другие граждане страны из-за пандемии.

Эксперт отмечает, что с точки зрения граждан Республики Молдова, нет никакой разницы между Шенгенским пространством и пространством ЕС. „Есть, по крайней мере, четыре государства, которые не являются частью ЕС, но являются частью Шенгенского пространства, что означает, что они экономически интегрированы и разделяют одни и те же ценности. В основе Шенгенского пространства лежит свобода, безопасность и справедливость, критерии, которые делают по крайней мере три государства ЕС не частью этого пространства, включая Румынию, Болгарию и Хорватию. Однако недавно Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендует Совету рассмотреть возможность решения этой проблемы”, - сказал Игорь Боцан.

Дионис Ченуша, политолог, исследователь в Университете им. Юстуса Либига в Гиссене, Германия, старший обозреватель Информационного Агентства IPN говорит, что „нет очень большой разницы на уровне подхода к молдавским гражданам в ЕС и Шенгенской зоне. Если у молдавского гражданина есть биометрический паспорт, то к нему отношение такое же, как и к другим гражданам. В период пандемии молдавские граждане по-разному вели себя. Некоторые решили вернуться в страну по разным причинам, другие остались в странах, где проживали - странах ЕС или Шенгенской зоны. В этом состояла и самая большая проблема, потому что европейские власти на уровне страны-члена ЕС или Шенгенской зоны должны были обеспечить легальное пребывание молдаван. В конце концов, молдаване, которые остались в этих странах, не имели никаких проблем, потому что Европейская комиссия предложила этим странам обеспечить законность пребывания людей, которые в течение короткого периода оказались в ЕС”, - заявил политолог.

Дионис Ченуша отметил, что в ЕС существуют довольно разные подходы к управлению санитарным кризисом, что привело к определенному результату, но не было разного ярко выраженного подхода к гражданам. „Более высокие результаты страны позволили ей раньше или позже открыть границы, как для граждан других стран ЕС, так и для граждан третьих стран. На данный момент не было введено правило о так называемых „паспортах иммунитета”, которые означали бы, что гражданин, который хочет войти в пространство ЕС, должен представить хотя бы один отрицательный тест на COVID-19. Тем не менее, такое правило обсуждается и может быть применено странами ЕС!”,- сказал политолог.

Генеральный секретарь Министерства иностранных дел и европейской интеграции Еуджен Ревенко говорит, что после 15 марта в Республику Молдова вернулись более 75 тыс. человек. „Было хорошее сотрудничество с румынскими и украинскими властями для организации зеленых коридоров, чтобы обеспечить прибытие граждан в Молдову. Граждане прибывали разными путями: через Румынию больше передвигались с помощью наземного транспорта, был большой транзитный поток и через Кишиневский и Ясский аэропорт. Через Украину люди больше передвигались на наземном транспорте из России, Беларуси и Польши до Республики Молдова. В период чрезвычайного положения были и заявления на выезд граждан из Молдовы. Уезжали люди индивидуально, чтобы вернуться на работу, в семьи или по другим гуманитарным причинам”, - сказал Еуджен Ревенко.

По словам госсекретаря, после того, как чрезвычайное положение в стране было отменено, людям стало легче передвигаться. „Пассажирские перевозки на автобусах не запрещены, для них создаются консульские коридоры в определенные дни и места в Россию, Беларусь или Польшу через Украину. Однако есть и ситуации, когда на внешних границах создаются пробки, когда собираются организованные группы людей на границе без разрешения на транзит. В этом случае посольство вынуждено вмешаться, когда людей уже привозят на пункт пропуска, что неверно, ведь перевозчики знают о необходимости прохождения всех процедур заранее”, - сказал он. Еуджен Ревенко отмечает, что в период чрезвычайного положения был большой спрос со стороны молдавских фирм по трудоустройству, которые пытались организовать транспорт за границу с сезонными работниками. В настоящее время популярны поездки в целях лечения, в частности, в Украину и Румынию, поездки в служебных целях или поездки для воссоединения с семьей.

141-е дебаты „Передвижение и место граждан Молдовы в Европе во время и после пандемии: возможности и риски” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.