Подписание пакта Молотова-Риббентропа привело к началу Второй мировой войны. После нападения Германии на Польшу война приобрела действительно глобальный характер, поскольку в нее оказались непосредственно вовлечены две колониальные империи - Франция и Великобритания. Великобритания в то время состояла из крупнейших в истории стран, и сыграла колоссальную роль в достижении окончательной победы. Такое мнение высказал доктор хабилитат исторических наук Павел Морару в ходе публичных дебатов в IPN.
Павел Морару отметил, что пакт Молотова-Риббентропа состоял из двух частей: договора о ненападении и секретного дополнительного протокола. Германия, видя, что Советский Союз вступил в фронтальные переговоры с Великобританией и Францией, выступила с предложением заключить договор о ненападении с Советским Союзом, но при этом советская сторона поставила условие, что договор о ненападении должен включать в себя также секретный дополнительный протокол. По мнению доктора исторических наук, договор о ненападении можно считать незаконным, поскольку протокол касался третьих лиц. Договор о ненападении заключается между двумя, тремя или более сторонами, но он не касается судьбы других стран, сказал Павел Морару.
Пакт Молотова-Риббентропа был дипломатическим и территориальным успехом Советского Союза. К концу его реализации Советскому Союзу удалось достигнуть намеченной цели- включить в свои границы территории бывшей Российской империи. Кроме того, пакт Молотова-Риббентропа нанес удар по германо-японскому союзу. 23 августа 1939 года, когда в Москве был подписан пакт Молотова-Риббентропа, Япония потерпела поражение от Советского Союза на озере Халхин-Гол в Монголии. Для Японии подписание пакта было предательством со стороны германского союзника, и сразу после его подписания Япония заявила, что не будет ввязываться в войну в Европе, отметил доктор хабилитат исторических наук.
Павел Морару добавил, что, подписывая пакт Молотова-Риббентропа, Советский Союз не стремился оттянуть начало войны, что является советским мифом, сформулированным позднее, поскольку у СССР не было причин оттягивать ее, а, наоборот, он хотел как можно скорее начать действовать, стремясь к коммунизации всей Европы. Существует также миф о том, что Советский Союз не был готов к войне и нападение Германии 22 июня 1941 года застало его врасплох. На самом деле Советский Союз интенсивно готовился к наступательной, а не оборонительной войне, пояснил историк.
По словам Павла Морару, после распада Советского Союза советский режим не подвергался чистке, не был осужден на международном уровне, не был организован судебный процесс. Нынешняя Российская Федерация практически унаследовала все, что было сделано в Советском Союзе. Проблема состоит в том, что Российская Федерация в конце существования Советского Союза не прошла через процесс декоммунизации, очищения, и в России был определенный процент граждан, которые стремились к реваншу. После распада Советского Союза Россия стала реваншистским государством, и благодаря пропаганде этот процент, составлявший 20-30%, вырос до более чем 50%. Сегодня российская пропаганда говорит о роли России, Советского Союза в борьбе с нацизмом, пытаясь монополизировать победу союзников над нацистской Германией, заявил Павел Морару.
18-е публичные дебаты на тему „Правда и ложь о начале Второй мировой войны” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.