В чрезвычайно сложный, даже беспрецедентный период с медицинской, социальной и экономической точки зрения необходимо объединить усилия всего общества, в частности политического класса, которому общество делегировало права, а также обязанности по управлению делами в стране. О необходимости такого консенсуса много говорят в качестве источника для стабилизации ситуации во время пандемии и в период после пандемии, но реалии, по некоторым представлениям, являются совершенно иными. Причины и решения этой ситуации обсудили эксперты, участвующие в публичных дебатах „Пандемия и политика, препятствия и шансы консенсуса”, организованных Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан отметил, что понятие „политика” в узком смысле означает практику управления государством и представляет сферу деятельности политических игроков. По его словам, это „публичные политические актеры”, как отмечено в известном декабрьском постановлении Конституционного суда 2010 года. Постановление относится к учреждениям, представляющим особый общественный интерес, оговаривая, что главным актером является правительство. Эксперт уточняет, что в узком смысле понятно, что политика - это „все формы взаимодействия между людьми, но через это подразумевается и деятельность политических партий”. В то же время понятие „консенсус” означает понимание, соглашение и обмен одними и теми же идеями.
Игорь Боцан напомнил, что 17 марта премьер-министр Ион Кику пришел в парламент и потребовал от имени правительства объявить чрезвычайное положение. Это предусматривало ограничение права на передвижение граждан, ограничение права на собрания и борьбу с фальшивыми новостями - искажением ситуации, связанной с пандемией. По его словам, „последствия обусловлены этими ограничениями, и они проявляются в прекращении экономической деятельности, и не только, для многих учреждений, а консенсус существует именно столько, сколько может предоставить мандат правительства. Однако проблемы, возникающие в этой ситуации, связаны с политической культурой, общей культурой граждан, которые должны соблюдать введенное чрезвычайное положение и эти ограничения”.
Эксперт считает, что среди возникших проблем есть те, которые связаны с тем, как оснащены медицинские учреждения. И это проблема общества в целом, а не только власти. Еще одна обсуждаемая проблема заключается в том, что 1/5 из тех, у кого подтвердился COVID-19, являются врачами, люди, которые борются на переднем крае, и общество должно заботиться об этих людях. Параллельно с пандемией и борьбой с ней есть и другие проблемы. „Консенсус должен быть в борьбе с пандемией, но и другие проблемы должны обсуждаться”, - заявил Игорь Боцан.
Политический комментатор Корнел Чуря заявил, что существует требование со стороны общества к тому, чтобы во время кризиса был создан некий политический консенсус. „И этим подразумевается отсутствие противостояния между властью и оппозицией – определенная стагнация политики в целом. Речь идет не о консенсусе в смысле подписания соглашения, а о консенсусе, который обязывает оппозицию и силы, выступающие против власти, сделать перерыв, потому что считается, что появился гораздо более серьезный враг - кризис, точнее пандемия, которая заставляет все общество мобилизоваться”. „У нас есть определенные условия, которые оправдали бы такой подход, и из-за этого власть очень сильно настаивает на идее некоей остановки конфликтов, отказа на определенный период, на время чрезвычайной ситуации. Отказа от политических конфронтаций. Оппозиция не очень отзывается на эти предложения. В частности, в последнее время оппозиция реанимировала политическую битву, будучи недовольной многими вещами”, - подчеркнул Корнел Чуря.
Политический комментатор утверждает, что, в первую очередь, речь идет об уменьшении роли парламентаризма, что можно назвать депарламентаризацией на время чрезвычайной ситуации. По его словам, вопрос о том, имеет ли власть право ограничивать право парламента контролировать то, как ведется управление кризисом, является под вопросом. „На мой взгляд, правительство имеет это право, потому что в чрезвычайных ситуациях роль парламентаризма должна быть решительно ограничена. Но оппозиция с этим не согласна, и их аргументы ясны”, - сказал он.
Корнел Чуря добавил, что оппозиция бросает вызов власти в период чрезвычайной ситуации, потому что в обществе еще не так остро ощущается опасность пандемии. „Общество довольно легко воспринимает этот кризис. В гораздо более суровых условиях власть и оппозиция нашли бы гораздо быстрее общий знаменатель, и воздержалась бы от политических сражений. Эти сражения видны каждый день, а некоторые преувеличены. Возможно, оппозиция права в желании выявить узкие интересы, но это не главная тема во время кризиса”, - сказал Корнел Чуря.
Менеджер проектов Сообщества WatchDog Валериу Паша отметил, что с самого начала этого кризиса не заметил ни одного политического актера, который занимался бы политикой - „ни внутри власти, ни в оппозиции. Я отношусь к тому, что они делают как к политиканству. То есть, они при деле, они борются за внимание аудитории, они пытаются прижать друг друга. Я не рассматриваю это как политику или политическую борьбу. Это своего рода соревнование - кто более популистский и политиканский. Почему? Потому что власть, с одной стороны, развалила управление этим кризисом, начиная с первых этапов. Я имею в виду стадию предотвращения ее появления и обострения. Они действительно поиздевались над всеми, кто настаивал на принятии определенных мер. Они лгали, подделывали факты и заявления, вещи, которые очень быстро всплыли”, - заявил Валериу Паша.
По его словам, это произошло, начиная с информации об оснащении больниц и заканчивая покупкой защитного снаряжения. „Прошло полтора месяца с момента начала этого кризиса, прошло месяц и два дня с тех пор, как был запущен аукцион по закупке снаряжения, и до сегодняшнего дня оно не было доставлено врачам. Управление кризисом в области общественного здоровья является катастрофическим, с министром, который не знает медицинских процедур и, возможно, является способным менеджером в государственной политике, но не в ситуации, которая сегодня”. Эксперт также раскритиковал деятельность и информацию, представленную руководством Национального агентства общественного здоровья, а также вовлечение главы государства, который, по его словам, вмешивается даже там, где не имеет законных полномочий.
129-е дебаты „Пандемия и политика, препятствия и шансы консенсуса” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.