logo

Николае Енчу: В Бессарабии после 1940 года была предпринята попытка свести на нет все достижения межвоенного периода


https://www.ipn.md/index.php/ru/nikolae-enchu-v-bessarabii-posle-1940-goda-byla-predprinyata-popytka-8004_1103858.html

После Объединения 1918 года в Бессарабии наблюдался мощный экономический, культурный и социально-политический прогресс. Об этом заявил историк Николае Енчу в ходе публичных дебатов на тему „Последствия Объединения и „Воссоединения”. Сравнительный анализ”, часть I”, организованных Информационным агентством IPN. В частности, по словам историка, после Великого объединения бессарабцам была предоставлена возможность участвовать в выборах представительных органов и началась аграрная реформа.

Историк Николае Енчу говорит, что за короткий период в 22 года, пока Бессарабия была частью Румынского государства, территория между Прутом и Днестром была защищена от красного террора и пережила сильный экономический, социальный и культурный подъем. Бессарабия развивалась в европейском духе, пропагандируя демократические ценности, отметил историк.

„Существует два типа модернизации, в том числе социально-экономическая модернизация. Есть модернизация западного типа, либеральная модернизация. Такой тип модернизации происходит естественно, примерами тому являются Великобритания, Франция, все страны Западной Европы, где государство вмешивается, но не решительно. Государство вмешивается только для обеспечения стратегических целей. В рамках модернизации советского типа государство вмешивается решительно, а частная инициатива не только игнорируется, но даже наказывается. В Бессарабии, входившей в состав Румынии, в 1918-1940 годах была предпринята попытка модернизации в западном стиле. За очень ограниченный отрезок времени Бессарабия и Румыния в целом развивались не изолированно, а развивались в европейском контексте. Экономические и социальные процессы, происходившие в то время в Европе, повлияли на Румынию и, в том числе, на Бессарабию”, - заявил доктор хабилитат исторических наук Николае Енчу.

По словам историка, аграрная реформа в Бессарабии представляла собой важнейший элемент модернизации европейского образца. Наделенные землей крестьяне получили возможность улучшить способы обработки земли, увеличить сельскохозяйственное производство, экспортировать свою продукцию и адаптироваться к европейскому рынку.

„Важным примером была радикальная аграрная реформа, провозглашенная Сфатул цэрий (парламент) еще в период его работы, который позже перешел в румынский парламент. Аграрная реформа привела к воспитанию у части населения предпринимательского духа в аграрной сфере. Бессарабские крестьяне сумели улучшить средства обработки земли, начали появляться средства обработки земли, импортированные Румынским государством из Европы. Можно было встретить тракторы, жатки, молотилки, с помощью которых крестьянам удавалось увеличить урожайность с гектара. В межвоенный период благодаря аграрной реформе Бессарабия сохранила первые места в Румынии по объему сельскохозяйственного производства”, - пояснил историк.

По его словам, все реформы, проводившиеся в межвоенный период, были аннулированы после 1940 года, когда в результате тайных соглашений между Сталиным и Гитлером Бессарабия перешла в сферу советского влияния.

„В Бессарабии лишь после 1918 года начала осуществляться социальная и экономическая политика. К сожалению, 1940 год внезапно прервал это начало процесса, чтобы навязать другой тип современности - советский. Уже во время первой советской переписи населения, состоявшейся во времена Хрущева, в 1959 году, было парадоксально то, что в новой Молдавской Советской Социалистической Республике возникла новая социальная структура, основанная на рабочем классе, крестьянстве и интеллигенции. После 1940 года была предпринята попытка полного уничтожения достижений межвоенного периода”, - добавил Николае Енчу.

33-и публичные дебаты на тему „Последствия Объединения и „Воссоединения”. Сравнительный анализ”, часть I” из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира” организованы Агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.