„...Необходимо разграничить неприятие дискриминации людей по любым критериям, особенно людей с ограниченными возможностями, и необходимо проявлять полное несогласие с людьми с моральными дефектами, неспособными сделать так, чтобы их слова соответствовали фактам...”.
---
О том, как это должно быть
Президент Республики Молдова Игорь Додон выступил с речью на заседании высокого уровня Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), посвященном 75-летию данного учреждения. Выступление президента Додона не содержало ничего особенного, оно было в духе выступления Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Ссылки главы государства на необходимость конструктивного сотрудничества в будущем, на основе принципа многогранности, были дополнены призывами к добрым делам, против всех зол, отметив необходимость:
- продолжить борьбу с причинами и последствиями изменения климата;
- ликвидировать неравенство, усугублённое пандемией;
- соблюдения международных договоров и обязательств;
- соблюдения прав человека;
- недопущения дискриминации по гендерному признаку, происхождению, расе, религии или инвалидности.
Несмотря на то, что речь президента Додона не отличалась оригинальностью, все же никто не сказал бы, что его выступление не было бы на уровне мировых лидеров. Тем более что проблема изменения климата, например, является потенциальной возможностью превратить любого политика в лауреата Нобелевской премии. Так что президент Додон широко размахнулся, но давайте посмотрим, куда.
О том, что это значит на самом деле
Давным-давно было замечено, что одно дело выступать за что-то отвлеченное, и совсем другое, когда речь идет о собственных поступках, обязательствах и обязанностях. Действительно, очень хорошо, что президент Додон обращает внимание на необходимость международного уничтожения неравенства, усугублённого пандемией. Но совершенно необъяснимо, почему глава государства игнорирует реализацию принципа неравенства в государстве, которое он представляет на международной арене. В этом контексте международному сообществу было бы полезно знать, что в государстве, возглавляемом президентом Додоном, высокопоставленные чиновники могут позволить себе делать то, что запрещают простым гражданам в период пандемии. Местное общественное мнение потрясено тем, что премьер-министр пользуется службой государственной охраны, которая оплачивается из государственных денег, чтобы граждане не узнали, что он игнорирует правила, которых сам навязывает.
Почему премьер-министр позволяет себе так поступать? Потому что он черпает вдохновение из примеров главы государства, который был замечен десятки раз, нарушая противоэпидемические ограничения. Пик был достигнут тогда, когда глава государства пригрозил отставкой министру образования Игорю Шарову, которому хватило смелости напомнить высокопоставленным чиновникам о недопустимости нарушения правовых ограничений, особенно при посещении с политическими кампаниями школ. Любопытно то, что это происходило в момент, когда президент Додон готовил речь для Генеральной Ассамблеи ООН, в которой он рассказывает международному сообществу о необходимости устранения существующего неравенства, усугубленного пандемией.
И ссылка главы государства на необходимость соблюдения международных договоров кажется крайне странной. Не кто иной, как он сам, публично оправдал аннексию Крыма Российской Федерацией, которая нарушила ряд международных и двусторонних соглашений с соседней дружественной страной – Украиной. Более того, год назад, с трибуны ООН, президент Додон оправдывал присутствие российских войск на территории Республики Молдова, несмотря на решение Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года. Еще любопытнее является то, что глава государства отрекся от запроса молдавского премьер-министра Павла Филипа, сделанного с той же трибуны, который в 2018 году потребовал вывода российского военного присутствия с территории страны, и которому удалось добиться в этой связи принятия резолюции самого высокого международного форума. Но любопытные вещи этим не заканчиваются.
В настоящее время два бывших антагониста находятся в гармоничных отношениях, являясь частью власти. Конечно, это менее важно, но зачем говорить о необходимости соблюдения международных договоров с трибуны ООН, когда вы едете несколько раз в месяц в Москву и можете спросить о нарушении международных договоров самого президента Владимира Путина? Например, актуальным является вопрос о соблюдении международных договоров, касающихся запрета на химическое оружие. Для Республики Молдова особенно интересными являются отношения между международными договорами и требованиями о возвращении подарков, которых Россия сделала якобы бывшим советским республикам.
Крайне неуместным было и то, что президент Додон говорил с трибуны ООН о необходимости соблюдения прав человека во всем мире. В связи с этим, на предстоящей встрече с президентом Путиным, Додон мог бы спросить его, действительно ли не-президент Лукашенко соблюдает права человека и заслужил ли он поздравления с так называемым переизбранием. В целом, ссылка президента Додонам на права человека была совсем неуместной на фоне продолжающегося скандала об „осуждении” единственного виновного в экстрадиции 7 турецких учителей в обмен на грант от президента Эрдогана для ремонта здания президентуры. Безусловно, на частых встречах с президентом Путиным целесообразно было бы говорить о правах человека, в том числе о деле Навального. Просто очень интересно узнать, почему Россия выступает против расследования случая отравления российского лидера оппозиции международными институтами.
О необходимости осуждения моральной неполноценности
Конечно, любая дискриминация людей недопустима. Но и на эту тему президенту Додону не стоило бы говорить с трибуны ООН. Говоря о недопустимости дискриминации по признаку пола, происхождения, расы, религии или инвалидности, глава государства упустил недопущение дискриминации в отношении сексуальных меньшинств. Казалось бы, вот, есть один случай совпадения слов и фактов. Известно, что и г-н Игорь Додон, и Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ), неформальным лидером которой он является, проявляют последовательность в своих гомофобных подходах. Но и это они делает хитроумно. Мы помним, как четыре года назад они настаивали на отмене закона о равных возможностях, который касается и сексуальных меньшинств. В настоящее время, однако, когда вся власть находится в их руках, они избегают вопроса о пересмотре данного закона. Предпочитают замалчивать эту тему, затрагивая ее только в предвыборной кампании с целью получения возможной электоральной выгоды.
В вышеперечисленных обстоятельствах необходимо разграничить неприятие дискриминации людей по любым критериям, особенно людей с ограниченными возможностями, и необходимо проявлять полное несогласие с людьми с моральными дефектами, неспособными сделать так, чтобы их слова соответствовали фактам.