logo

Неизбежный дрейф путинской России: предварительные уроки для Республики Молдова. Op-Ed от Анатола Цэрану


https://www.ipn.md/index.php/ru/neizbezhnyy-dreyf-putinskoy-rossii-predvaritelnye-uroki-dlya-respubliki-moldova--7978_1088169.html

 

 

Наконец, по исторической аналогии, логика новой холодной войны будет диктовать Западу необходимость переиздания нового Плана развития Маршалла, на этот раз для восточноевропейских стран, как средство против агрессивных устремлений России и планов по разделу Европы на зоны влияния...

 

Анатол Цэрану
 

Развязанная война путинской России против такой крупной независимой европейской страны, как Украина, вернула геополитическую конкуренцию между великими державами в сферу конфронтации между свободой и угнетением, демократией и авторитаризмом. К ужасу Путина, его планы по усилению влияния России в мире до уровня бывшего СССР, применяемые на практике в последнее время, привели к обратному эффекту, делая это влияние все меньше и меньше, а его деспотические методы вызвали всеобщее отвращение. Демократическая и миролюбивая Россия, с эффективной экономикой, питаемая и подпитываемая огромными запасами полезных ископаемых страны, создала бы гораздо более устойчивые условия для разделения Запада и тем самым повысила бы уровень безопасности Российского государства. Но Путин, установив в России самодержавный режим, упустил эту возможность, предпочитая служить интересам российской олигархии и оставаться заложником традиционной российской империалистической политической культуры.

Ровно обратный эффект вплоть до нового "железного занавеса"

Российское вторжение в Украину коренным образом изменило геополитическую атмосферу в мире, ввергнув Россию в болото имиджевой катастрофы, с нарастающей международной изоляцией. Уже на данном этапе приостановлено вступление России в Совет Европы, а на Путина, Лаврова, депутатов Госдумы и большое количество российских высокопоставленных лиц наложены персональные санкции. Санкции применены к основным российским банкам. Экспорт западных стран в Россию жестко ограничивается со всеми серьезными экономическими последствиями ограничения доступа к передовым технологиям. Все большее число западных государств перестают выдавать визы россиянам, началось постепенное отключение России от SWIFT и множество других ограничительных мер. Принятие персональных санкций болезненно еще и потому, что эта мера имеет чисто символический эффект, подвергая российских лидеров остракизму на международной арене, а также вызывая довольно сильные последствия для членов ближайшего окружения Путина, которые также попадают под санкции, а это очень неприятный сигнал для российской элиты.

Конечно, Украина рассчитывала на гораздо более сильную и эффективную поддержку Запада. Несмотря на то, что Запад принимает очень серьезные меры — например, отказ от «Северного потока — 2», — сегодня в ЕС все еще есть силы, способные не допустить полномасштабных санкций против Кремля. Главное в этой ситуации то, что Украина не получит военной поддержки от других стран, и логика этого понятна. Речь идет о конфликте с ядерной державой и никто не будет рисковать третьей мировой войной из-за Украины. В то же время очевидно, что политическая и моральная поддержка Украины будет возрастать, а Россия в этом измерении вот-вот станет изгоем международной жизни, поскольку многие эксперты пророчат скорое опускание нового железного занавеса наподобие «холодной войны».

Теперь ясно, что робкая реакция международного сообщества на российскую агрессию против Грузии в 2008 году послужила для Путина стимулом для распространения своей агрессивной политики на других соседей. Верно и то, что после российско-грузинской «пятидневной войны» 2008 г., повлекшей за собой первые экономические санкции против России, усилившиеся после аннексии Крыма в 2014 г., российская экономика не смогла вернуться к «довоенному уровню» первой половины 2008 года, даже спустя 14 лет. Например, по индексу фондового рынка российская компания «Газпром» вошла в пятерку самых дорогих компаний мира — сегодня она так и не вернулась к показателям 2008 года. Да и уровень жизни граждан России пострадал от санкций. Так, например, в 2008 году на среднюю зарплату в России можно было купить 144 кг сливочного масла, в конце 2021 года — только 126 кг. По мнению российских экспертов, в сценарии «мягких» экономических санкций Россия должна потерять в среднесрочной и долгосрочной перспективе от десяти до пятнадцати лет развития. Эти потери стоят примерно столько же, сколько потеря всего того, что Российское государство приобрело, накопило и сберегло за десять лет. Тогда как при жестком санкционном сценарии потери составляют тридцать-сорок лет развития. И все это ограничивается только денежной частью проблемы.

Новый план Маршалла развития для Восточной Европы?

Запад уже активировал сценарий жестких санкций, последствия которых со временем будут усиливаться. Чем дольше будет продолжаться война в Украине, тем больше потеряет Россия. Запад согласится возобновить диалог с Путиным только в том случае, если Кремль помирится с Зеленским. Такой шанс остается, хоть и не вернутся ни к минским соглашениям, ни к нормандскому формату. Главный политический результат российской агрессии таков: если путинский режим переживет эту войну, то самые важные игроки в мире перестанут доверять Путину и его окружению. Путин допустил большую оплошность, когда напал на Украину военным путем.

Но это не означает немедленного ухода Путина от руля России. Процесс, как показывает исторический опыт, может растянуться во времени. И мир подстроится под существующие политические реалии. Что произошло после 1945 года, когда все территории Центральной и Восточной Европы были оккупированы Красной Армией, а западный блок ответил на сталинскую агрессию Планом Маршалла и созданием НАТО, чтобы спасти остальную Европу, разрушенную войной и которой грозила пятая колонна коммунистов - прямым или косвенным включением в советскую империю. Так началась холодная война, закончившаяся крахом советской системы в Европе и самороспуском СССР.

Сегодня агрессивная политика путинской России провоцирует перспективу новой холодной войны. Понятно, что Путин ошибся, когда делал ставку на военное вторжение в Украину как на фактор раскола Запада. Результат был противоположным: мы наблюдаем возрождение хорошего сотрудничества между НАТО и ЕС, поддерживаемое увеличением военного присутствия НАТО в Восточной Европе. Политика Путина превратила в вирусные кошмары советских и российских лидеров, которые всегда боялись войск НАТО у границ России. Точно так же, как уверенность Путина в зависимости Европы от российского газа после эскалации новой холодной войны между Западом и Россией неизбежно будет подорвана поставками американского сжиженного газа из других источников, что в противном случае произошло бы медленнее, если бы Путин проводил умеренную политику. Наконец, по исторической аналогии, логика новой холодной войны будет диктовать Западу необходимость переиздания нового Плана развития Маршалла, на этот раз для восточноевропейских стран, как средство против агрессивных устремлений России и планов по разделу Европы на зоны влияния.

Изменение модели решения приднестровского конфликта

Для Республики Молдова такая перспектива жизненно важна, она приведет к окончательному отделению от геополитически доминируемого пространства Кремля, пространства, в котором мы остаемся обрамленными колониальным прошлым, ментальной традицией значительной части молдавского общества, которая сохраняется за счет доминирования российского информационного фактора, экономической, в основном энергетической зависимости от России. Особое значение в этом направлении имеет моделирование решения приднестровского конфликта. Попытка остаться в старой парадигме разрешения конфликта обрекает Республику Молдова на зависимость от интересов Российской Федерации, которая на протяжении тридцати лет использует приднестровский сепаратизм против европейских устремлений развития Кишинева. Война в Украине красноречиво продемонстрировала опасность замороженного сепаратистского конфликта, который в любой момент может быть реактивирован против принимающего государства. Отсюда необходимость разработки и реализации решения конфликта, предусматривающего временное отделение сепаратистской зоны от парадигмы европеизации Республики Молдова в границах полностью контролируемых конституционными органами государства.

Молдавско-румынский оборонительный союз по российско-белорусской модели

Война в Украине выдвинула на первый план вопрос военно-политической безопасности Республики Молдова, особенно в отношении вооруженных сил, дислоцированных в Приднестровье. Уязвимость Кишинева перед фактором российско-приднестровского военного союза максимальна. Противовес этой опасности легче всего обеспечить за счет молдавско-румынского оборонительного союза, результатом которого станет межгосударственный договор (Межгосударственный союз) о многоплановом сотрудничестве Республики Молдова с Румынией по образцу союзного государства Россия-Белоруссия. Такой договор мог бы предусматривать по образцу объединения Германии нерасширение военной инфраструктуры НАТО существующей в Румынии на территорию Республики Молдова, чтобы смягчить агрессивную реакцию Москвы. Такой молдавско-румынский договор послужил бы сдерживающим фактором для любого возможного акта военной агрессии против Республики Молдова, в значительной мере способствовал бы европеизации всех сфер жизни молдавского общества, в том числе преодолению, в крайнем случае, многих исторических российско-румынских проявлений недружелюбия.


 
Анатол Цэрану
доктор исторических наук, политический коментатор

IPN публикует в рубрике Op-Ed материалы авторов извне редакции. Высказанные ими мнения не обязательно совпадают с мнениями редакции.