logo

Наталья Албу о нежелании молдаван сотрудничать с НАТО


https://www.ipn.md/index.php/ru/natalya-albu-o-nezhelanii-moldavan-sotrudnichat-s-nato-8004_1093888.html

С момента установления двусторонних отношений с Североатлантическим альянсом в 1994 году, в Республике Молдова в полголоса говорили о партнерстве с НАТО из-за политической чувствительности к этой теме и аргументов в пользу нейтралитета. Сейчас, в контексте войны России в Украине, было бы уместнее больше говорить об этом партнерстве и о том, как оно может укрепить нашу безопасность, отметила исполнительный директор Платформы инициатив в области безопасности и обороны, преподаватель Военной академии Наталья Албу.

„10 октября, когда две российские ракеты пролетели над воздушным пространством Республики Молдова, даже согласно проведенным опросам, многие задумались об эффективности этого нейтралитета”, - сказала Наталья Альбу в ходе дебатов IPN на эту тему.

Опросы показывают нежелание молдаван сотрудничать с НАТО, но и восприятие того, что Россия представляет угрозу для нашей безопасности. „Но люди предпочитают сотрудничать с агрессором, вести переговоры, потому что страх больше. Мы говорим, с одной стороны, о страхе приблизиться к потенциальному партнеру, который может укрепить вашу безопасность, а с другой - из-за страха рассердить Российскую Федерацию, которая, как предполагается, больше угрожает нам. Хотя мы можем получить преимущества от таких партнерских отношений именно с целью противодействия этим угрозам”, - подчеркнула эксперт, преподаватель Военной академии.

Она прокомментировала и снижение доверия к вооруженным силам. „Если посмотреть на барометры общественного мнения в мирное время, с 2003 по 2018 год, Национальная армия переместилась со второго на пятое место, даже будучи опереженной полицией. Потому что в мирное время риски и угрозы не воспринимаются близко. Люди думали об имидже армии в целом, а не об ее оснащении. Они чувствовали себя в безопасности, опираясь на статус нейтралитета. В ситуации войны в соседней стране мы видим, что доверие к нейтралитету также снижается (...) Осознается, что Республика Молдова имеет очень низкую оборонную способность. Соответственно, это снижает доверие к армии, исходя из этого контекста. Итак, мы говорим о понимании ситуации”.

Неделю назад в Бухаресте состоялась встреча министров иностранных дел стран НАТО, на которую впервые была приглашена и Республика Молдова. Помимо внутренней повестки дня НАТО, целью встречи было укрепление связи со странами-партнерами, в частности с Республикой Молдова, Грузией, Боснией и Герцеговиной, а также с Украиной. Для нашей страны, говорит Наталья Албу, важно, что на этом форуме обсуждалась энергетическая безопасность, кроме других важных тем.

Эксперт также отметила, что часто в прессе, когда говорят о помощи, оказанной НАТО или ЕС для укрепления безопасности Республики Молдова, ошибочно упоминаются о смертоносном оружии. Но на самом деле речь идет об логистическом оборудовании или помощи, помогающая реформировать сектор безопасности и обороны, сказала Наталья Альбу. По ее словам, реформа юстиции и борьба с коррупцией являются частью этих усилий.

Кроме того, речь идет и об усилении защитных возможностей от киберугроз. „Имея войну на европейском континенте, может показаться, что на таких встречах ведутся только дискуссии об укреплении оборонительных возможностей с военной точки зрения. Но эти встречи также включают способы поощрения чувства устойчивости к (кибер) факторам, в том числе к факторам, используемым Россией на территории Республики Молдова. Таким образом, мы не говорим об агрессии, как она определена уставом ООН, ст. 123. 51 (...), а об эксплуатации психоэмоционального состояния граждан. А этот саммит означает, что Республика Молдова, сотрудничая с Североатлантическим альянсом, должна стать ближе к укреплению своей национальной безопасности”, - заявила Наталья Альбу.


269-е дебаты „Молдова впервые на саммите НАТО: причины и следствия” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.