logo

Молдове и Украине необходимы альтернативные механизмы коллективной безопасности, украинский эксперт


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldove-i-ukraine-neobkhodimy-alternativnye-mekhanizmy-kollektivnoy-bezopasnosti-7978_1011498.html

Интервью IPN: Республика Молдова должна серьезным образом учитывать уроки событий в Украине и, в особенности, в Крыму, чтобы оказаться более подготовленной к преодолению реальных рисков и провокаций. Какие это могут быть риски, провокации и уроки рассказавала в интервью для IPN Анна Шелест, ведущий научный сотрудник Одесского филиала Национального института стратегических исследований, Украина. В то же время, эксперт считает, что крымский кризис ставит под сомнение всю сложившуюся международно-политическую и правовую ситуацию в Европе, когда ни одно государство не смотря ни на какие международные гарантии не может быть уверено в своей безопасности.
---

- Как ситуация в Украине может или уже сказывается на ситуацию в Молдове?

-
Есть прямая и непрямая взаимосвязь. При чем возникла она сразу после Вильнюсского саммита. Увидев, как развивается ситуация в Украине и позицию Росси по вопросам евроинтеграции, ЕС стал активней и оперативней вести дела с Кишиневом и Тбилиси, ускорил процедуры для подписания Ассоциации. Тоже произошло и в визовом вопросе. Если до этого были в Брюсселе сомнения, то сегодня им нужен «хороший пример» своей политики Восточного партнерства.

Второй вопрос касается того, что Молдове стоит сделать выводы в отношении русскоязычного населения, для того, чтобы обострившаяся риторика или необдуманные шаги не привели к еще одной зоне «защиты русскоязычного населения».

Третье, Кишиневу стоит обратить серьезное внимание на Гагаузию, и естественно не забывать о Приднестровье, которое всегда было приоритетным из этих двух регионов. Ситуация может там обострится, и необязательно, что стоит ожидать тех же методов, что и в Крыму, скорее даже не стоит. Но к новым методам можно оказаться абсолютно неготовыми, поэтому стоит сделать выводы и обратить внимание на те проблемные моменты, которые могут дестабилизировать ситуацию (как уже произошло во время гагаузского референдума).

Следующий аспект состоит в том, что сейчас как раз подходящий момент, чтобы еще раз поднять вопрос о выводе российских войск из Приднестровья. Сейчас наилучший момент, когда можно получить максимальную поддержку международного сообщества. Миротворцы - это отдельная тема, к ней можно вернуться и позже, хотя вопрос переформатирования военной миссии в полицейскую уже давно настал.

И последнее по перечислению, а не по важности, это то, что события в Украине продемонстрировали ненадежность международных гарантий безопасности и существующих механизмов превентивных мер и мер по урегулированию конфликтов. Молдова формально имеет нейтральный статус, но достаточно ли этого? Украина тоже формально провозгласила себя внеблоковой, в 2010 году, и имела Будапештский меморандум о гарантиях свой безопасности, но как оказалось, не все подписанты относятся к этому документы серьезно. Поэтому явно стоило бы серьезно задуматься об альтернативных механизмах коллективной безопасности, возможно, в рамках ГУАМ, возможно на двустороннем украино-молдавском формате, возможно еще какие-то варианты. Но совместные учения точно не помешали бы.

- Какова реальная ситуация в Украине, потому что мы в Молдове, в основном знаем только то что средства массовой информации передают?

-
В данной ситуации все зависит от того, какие именно средства массовой информации сегодня доминируют в Молдове. Если российские СМИ, как и в отдельных украинских регионах, доминируют, то картинка, которую получают молдавские зрители очень искажена, если не сказать, что перевернута с головы на ноги.

Украина сегодня находится в процессе трансформации, при чем это не просто переход власти от одних к другим, это ломка устоявшейся системы. Далеко не все, даже в оппозиции, сегодня готовы к этим переменам, но других вариантов нет, так как общество за эти 3 месяца очень сильно повзрослело. К сожалению, на те изменения, которые требовали внимания, профессионализма, сплоченности, времени и иногда не самых популярных мер, наложился крымский кризис. Он отвлекает сегодня много внимания и сил, и это обидно, потому что самые серьезные реформы можно провести только сразу после революции, пока есть наивысший кредит доверия у общества. Но Крым для Украины - это не просто вопрос части ее территории. Этот кризис ставит под сомнение всю сложившуюся международно-политическую и правовую ситуацию в Европе, когда ни одно государство не смотря ни на какие международные гарантии не может быть уверено в своей безопасности.

- Каково влияние ситуации в Украине ситуацию в нашем регионе, в целом?

-
Евромайдан мог пройти условно незамеченным для региона. Он конечно же обострил дискуссию о евроинтеграции и коррупции в ряде стран, но не пошатнул сложившейся ситуации. За майданом следили, волновались, но особых проекций на себя не делали. А вот события вокруг Крыма заставили задуматься очень многих, потому что они одновременно меняют конфигурацию сразу в трех регионах - Черноморском, постсоветском и евроатлантическом. Турция, которая до последнего старалась удерживать баланс и партнерство с Россией в Черном море, очень болезненно отнеслась к проблеме крымских татар, обещав полную свою поддержку. Беларусь и особенно Казахстан серьезно задумались о своих регионах, населенных преимущественно русским или русскоязычным населением. Более того, думаю, что теперь любая из стран постсоветского пространства несколько раз подумает перед тем как продлевать срок расположения российской военной базы на своей территории.

США и ЕС были отброшены во времена риторики «холодной войны», к чему они были абсолютно не готовы. Оказалось, что они фактически не могут использовать не один из существующих механизмов – ни НАТО, ни ОБСЕ, ни ООН, ни другие в сложившихся обстоятельствах, а как говорить на разных языках: с позиции силы и игнорирования международного права или позиции дипломатии и ценностей – они еще не знают.

- Каковы наиболее актуальные риски и как они могут развиваться если не будут решены проблемы?

Фактически все риски сегодня видны. Перечислю их не в порядке важности, так как каждый из них может серьезно повлиять на дальнейшее развитие Украины и региона в целом:

- Аннексия Крыма - как результат пересмотр сложившихся границ и рамок международной системы;

- Превращение Крыма в непризнанное образование на подобие Абхазии или Приднестровья;

- Гуманитарный кризис в Крыму, так как регион фактически полностью зависит от материковой Украины в вопросах финансов, энергетики, питьевой воды и даже большинства продуктов питания;

- Экономический кризис в Крыму, так как уже фактически полностью сорван туристический сезон, а это основной источник дохода жителей;

- Этнический конфликт - как известно крымские татары, коренное население региона, не поддерживает отделение Крыма. Более того, уже начался определённый поток уезжающих из Крыма, при чем не в Россию, а в другие регионы Украины, в том числе во Львов, и это в основном татары, которые бояться за свою безопасность в связи с агрессивными действиями отдельных русских националистов;

- Попытки дестабилизировать ситуацию в других регионах Украины, в первую очередь в Харькове, Донецке, Луганске и Одессе. При чем, как показали недавние события в Донецке и Харькове, дестабилизация происходит не только политическими методами, но и с использованием вооруженных людей;

- Использование военной силы или вооруженный захват стратегических объектов за пределами Крыма - подобная попытка уже была сделана в Херсонской области, когда на Арабатскую стрелку в районе села Стрелковое в Херсонской области прибыла группа российских военнослужащих численностью около 70 человек и заняла позиции вблизи газораспределительной станции, поддержку десанта осуществляли 4 вертолета и 3 БТР;

- Ну а для самой Украины, главный риск сейчас, что она опять не использует тот кредит доверия, который получила от своих граждан и мирового сообщества, как и в 2004 году после Оранжевой революции. Если не будут проведены кардинальные реформы во всех сферах, если мы не начнем серьезно бороться с коррупцией и непотизмом, то третьего шанса у страны и народа уже не будет.

- Уже объявлено что Украина и ЕС подпишут политическую часть Соглашения об Ассоциации. Как это возможно в контексте неопределенной ситуации в Крыму?

Подписание политической части соглашения – это жест моральной поддержки и закрепления евроинтеграционного чаянья Украины. Для его положений ситуация в Крыму не так важна. Экономическая часть - более сложно технически. Вот тут могут возникнуть вопросы имплементации. Но ни Украина, ни ЕС не признают проводимого референдума, да и проведение референдума еще не означает автоматическое отделение или присоединение к России. Другой вопрос, что сами европейцы на протяжении многих месяцев говорили о невозможности подписания отдельно политической части от экономической, так как их очень сложно разделить. Не понимают, как такое разделение можно провести и украинские эксперты. Поэтому, думаю, что здесь мы скорее можем говорить о демонстрации позиции. Хотя, ЕС, кроме заявления о подписании 21 марта политической части Соглашения, фактически заявило и о снятии в одностороннем порядке ряда экономических барьеров, не дожидаясь формального подписания.

Марьяна Галбен, IPN