logo

Молдова впервые на саммите НАТО: причины и следствия. IPN дебаты


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldova-vpervye-na-sammite-nato-prichiny-i-sledstviya-ipn-debaty-8004_1093881.html

Неделю назад в Бухаресте состоялась встреча министров иностранных дел Североатлантического альянса, на которую впервые была приглашена и Республика Молдова, не являющаяся членом НАТО. Кроме того, Республика Молдова была внесена и в окончательный документ встречи - Совместную декларацию министров иностранных дел, что также является важной новостью. Причины и следствия этого новшества для молдавского государства и общества, на безопасность которого сильно влияет война, начатая Российской Федерацией против Украины, обсудили участники публичных дебатов „Молдова впервые на саммите НАТО: причины и следствия”, организованных Информационным агентством IPN.

По словам постоянного эксперта проекта Игоря Боцана, НАТО является межправительственным военным альянсом между 30 государствами, в том числе - 28 европейских и два североамериканских. Альянс был основан после Второй мировой войны на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне. Эксперт также сказал, что НАТО - это система коллективной безопасности, его государства-члены являются независимыми, но договариваются защищать друг друга от нападений третьих сторон. „Когда говорят, что НАТО расширяется, к этому нужно относиться очень конкретно. Не НАТО расширяется, а страны, которые чувствуют угрозу и хотят присоединиться к НАТО, потому что сталкиваются с трудностями”, - отметил эксперт.

Игорь Боцан отметил, что изначально НАТО функционировал как своего рода организация, предназначенная для отражения возможного нападения со стороны Советского Союза. Но и после распада Советского Союза НАТО продолжал действовать, но у него были разные периоды. Альянс участвовал в военных операциях на Балканах, на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Африке. „Основой НАТО, конечно же, является пятая статья Устава НАТО, в которой говорится, что если одна из стран подвергается нападению, то считается, что весь Альянс подвергся нападению, а страны-члены договариваются относительно совместного ответа против возможного агрессора. Эта статья использовалась только один раз после нападений на США 11 сентября 2001 года”, - объяснил Игорь Боцан.

Эксперт добавил, что руководящие органы НАТО представлены Североатлантическим советом, органом, уполномоченным принимать решения и состоящим из постоянных представителей государств-членов. Этот совет собирается не реже одного раза в неделю, а встречи проводит генеральный секретарь. По словам эксперта, в НАТО нет голосования или решения большинства. Каждое государство, представленное за столом Совета или в любом из его комитетов, сохраняет свой суверенитет и полную ответственность за свои собственные решения. Встреча министров иностранных дел государств-членов представляет собой высший уровень принятия решений, которого имеет альянс.

Исполнительный директор Платформы инициатив в области безопасности и обороны, преподаватель Военной академии Наталья Албу заявила, что Республику Молдова впервые пригласили на встречу министров стран НАТО. Саммит в Бухаресте, в частности, был направлен на укрепление и разработку плана, касающегося реализации решений, принятых на саммите НАТО, состоявшемся в июне в Мадриде. Цель также состояла в том, чтобы увидеть, как НАТО управляет безопасностью в Черноморском регионе.

„На летнем саммите в Мадриде был принят новый документ, стратегический документ Североатлантического альянса, который в среднесрочной перспективе направляет основные приоритеты Альянса на укрепление и управление не только безопасности внутри этой структуры, но также на региональном и международном уровнях с точки зрения совместной безопасности. Но рамки вопросов настолько специфичны в контексте военного вторжения Российской Федерации в Украину и войны, которая существует на европейском континенте, что для более эффективного выполнения этих положений потребовалась отдельная встреча. Вот почему на саммит в Бухаресте, который фактически считается пятой встречей министров иностранных дел стран-членов НАТО, впервые проведенной Румынией, были приглашены страны-партнеры. Это Украина, Молдова, Грузия, Босния и Герцеговина. Также были приглашены страны, которые подали заявку на вступление в Североатлантический альянс, такие как Швеция и Финляндия. Цель состояла в том, чтобы укрепить связь через призму партнерских отношений, выходящих за рамки внутренней повестки дня Североатлантического альянса в контексте войны, существующей на европейском континенте”,- отметила Наталья Альбу.

По ее мнению, важно то, что с самого начала в повестку дня были включены вопросы, касающиеся Черного моря. Как правило, тема Черного моря обсуждалась и на других таких саммитах, но на этом обсуждались конкретные пакеты поддержки, которые прямо или косвенно затрагивают и Республику Молдова. Важно отметить, что помимо способа обеспечения более безопасной среды в данном контексте, обсуждалось также сотрудничество и безопасность сквозь призму сотрудничества с Китаем”, - сказала Наталья Альбу. По ее словам, обсуждался и пакет относительно Западных Балкан, и именно поэтому была приглашена Босния и Герцеговина. И последнее, но не менее важное: также обсуждались конкретные действия относительно того, как координировать механизм управления поддержкой для критической инфраструктуры. Это может привести к эффективной поддержке Республики Молдова, поскольку речь идет об энергетической инфраструктуре Украины, от которой зависима и Республика Молдова.

Политический обозреватель Ион Тэбырцэ отметил, что тема Украины была центральной на саммите НАТО. Начиная с этой встречи, Североатлантический альянс начинает реализацию концепции, изложенной на саммите в Мадриде, а именно – „передовая оборона”. „В 2022 году, спустя 12 лет, Североатлантический альянс пересмотрел свою стратегию безопасности. Рассмотрел документ, исходя из нового контекста, о том, что Российская Федерация является главной угрозой для безопасности Европы, и не только для Европы. Конечно, поэтому теме российского вторжения было уделено главное внимание”, - заявил комментатор.

„В дополнение к аспектам помощи Украине, в основном говорили о системе противовоздушной обороны, но в то же время о том, как НАТО может укрепить свой восточный фланг. В качестве стратегического решения является уравновешивание восточного фланга в районе Черноморского бассейна, как и все это время - восточный фланг на север, а именно в бассейне Балтийского моря”, - пояснил Ион Тэбырцэ.

По его мнению, именно по этим соображениям саммит был организован в Бухаресте. По его словам, новая стратегическая роль и важность Румынии продемонстрирована и тем фактом, что саммит был организован в Бухаресте. „Видим символическую связь. В 2008 году в Бухаресте обсуждалась перспектива присоединения Грузии и Украины к Североатлантическому альянсу. А на нынешнем саммите были подтверждены принципы Бухарестского заявления 2008 года. Тогда Украина и Грузия не были приглашены на переговоры о присоединении, но им была предложена такая перспектива. И если говорить о Мадриде, то у нас так же есть историческая связь – в 1997 году в Мадриде было решено расширить блок НАТО на Восток. Фактически, после холодной войны начались новые реалии. В Мадриде в 1997 году на переговоры о присоединении были приглашены три посткоммунистических государства. Речь идет о Польше, Чехии и Венгрии, а спустя более 25 лет, в 2022 году, НАТО пересмотрел свой подход к восточному флангу Североатлантической организации. Конечно, этот саммит учитывает реалии и проблемы европейской и международной безопасности”, - добавил Ион Тэбырцэ.

269-е дебаты „Молдова впервые на саммите НАТО: причины и следствия” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” организованы IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.