logo

Молдова в эпоху постправды, Эксперты IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldova-v-epokhu-postpravdy-eksperty-ipn-7978_1043171.html

Просматривая передачи, транслируемые молдавскими телеканалами, особенно принадлежащими медиа-холдингам, понимаешь, что наша страна решительно шагнула в эпоху постправды. Может показаться, что это случилось несколько поздно, более чем через десять лет после выхода в свет в 2004 году книги Ральфа Кийса The Post-truth Era. Но это не значит, что мы слишком уж сильно отстали. Нет, употребление понятия постправда приобрело впечатляющие масштабы лишь недавно, в 2016 году, когда Оксфордский словарь объявил постправду словом года. Толковые словари весьма сжато раскрывают нам смысл политики постправды, которая основывается на публичном дискурсе, распространяемом ангажированными средствами массовой информации, в том числе социальными сетями, дискурсе, настойчиво обращающемся в основном к эмоциям людей, используя одну и ту же аргументацию, с целью формирования их убеждений и игнорирования социально-экономических и политических реалий.

Случайно или нет, но параллельно с триумфом, в 2016 году, понятия постправды, нам настойчиво внушают, что именно в 2016 году в управлении Республикой Молдова началась новая эра, конечно же, под крылом исполнительного координатора. А мы-то, наивные, думали, что нынешняя власть берёт свое начало ещё в революции 2009 года, и если у действующей власти имеется некая точка отсчёта, то она связана с кражей миллиарда. В самом деле, читая доклады и резолюции наших партнёров по развитию, мы думали, что выяснение обстоятельств кражи миллиарда, выявление и наказание виновных, реформирование тех правоохранительных органов, которые отслеживали кражу миллиарда, но не помешали её осуществлению, являются основными приоритетами властей. Теперь мы убедились, что это не так. Акценты смещаются на другие реалии и приоритеты, созданные медиа-холдингами с помощью пропаганды. Ведь приближаются парламентские выборы, которые должны привести к власти новый политический класс, на основе новой избирательной системы.

Приближение выборов, которые ещё не известно, когда состоятся, породило волну инициатив и реформ, которые неделя за неделей изливаются на нас, как из рога изобилия: экономика становится зрелой[1]; реформа трудовой миграции[2]; гражданство в обмен на инвестиции[3]; легализация собственности за 3% от её стоимости; налоговая реформа[4], сокращение налогов и социальных взносов; повышение пенсий, зарплат примаров[5], учителей и т. д.; Первый дом-I[6], -II[7] и -III[8]; талоны на питание[9]; социальные магазины[10] в варианте „Merișor”; реформирование реформы образования[11]; введение школьной формы[12]; реформа института семейных врачей[13]; профессиональная армия[14]; изгнание российской армии из Приднестровья[15]; Arena Chișinău[16]. Просим прощения, если мы что-то упустили из виду. Кто может выстоять, не будучи смят лавиной этих новаторских инициатив? И всё это – после кражи лишь одного миллиарда!

Следя за передачами медиа-холдинга ДПМ, мы можем только представить себе, как реализация этих реформ и инициатив изменит облик Республики Молдова. Как зарубежные богатеи выстроятся в очередь, чтобы получить молдавский паспорт в обмен на несколько сотен тысяч долларов. Улицы будут полны счастливых людей, нагруженных пакетами с продуктами питания, купленными в социальных магазинах „Merișor”. Будущее обеспечат дисциплинированные ученики, одетые в школьную форму и совместно изучающие материал для I–IV классов, как в селе Цепилова. Эта реформа образования может быть расширена за счёт совместного обучения учащихся V–VIII классов и, почему нет, IX–XII классов. Тем самым удастся избежать оптимизации школ в условиях нехватки более чем 2000 учителей, удастся спасти населённые пункты от исчезновения. Важным фактором является то, что старшие ученики, обучающиеся в объединённых классах, смогут обучить младших жизненным навыкам, это будет происходить естественным путём, и преподавание этого предмета больше не понадобится. Примерно 1600 имеющихся семейных врачей смогут беспрепятственно практиковать своё ремесло в качестве предпринимателей, в примерно 1600 существующих населённых пунктах, обеспечивая конкуренцию. Но не между собой, а между теми населёнными пунктами, где они будут практиковать. Тем самым пациенты смогут выбирать не только семейного врача, но и населённый пункт, в котором они предпочитают проходить профилактику в отсутствие врачей-специалистов. В Кишинёве таксисты после налоговой реформы станут дружелюбными и будут выдавать своим пассажирам квитанции. Они получат возможность проводить экскурсии в треугольнике: Первый дом-1 – Первый дом-2 – Первый дом-3, которым будут соответствовать адреса: бул. Кантемира, 1 – ул. Армянская, 44/3 – бул. Штефана чел Маре, 103. Судьи, продемонстрировавшие всему миру независимость молдавского правосудия в результате признания недействительными выборов примара Кишинёва, продолжат изучать произведение Вячеслава Платона Республика Молдова – прачечная для офшоров, в создание которого некоторые из них внесли свой непосредственный вклад. Мы также можем представить, как Россия, под давлением международной общественности, различных резолюций и нашей профессиональной армии, находящейся в процессе становления, ликвидирует своё незаконное военное присутствие в Приднестровье. Тамошние граждане с завистью глядят через Днестр на успехи модернизированной Молдовы, а мы снисходительно приглашаем их придать забвению взаимные обиды, принять участие в выборах в наш парламент в рамках одномандатных округов, созданных специально для них. Тем самым мы положим конец недоразумениям более чем четвертьвековой давности. И многие, многие другие интересные вещи мы можем себе представить, видя лавину этих прекрасных инициатив и реформ, исходящую от руководителей нашей страны.

Но не стоит кому-то думать, что лишь у демократов имеются средства и механизмы для формирования общественного мнения перед выборами. Это не так, такие средства, правда, более скромные, имеются и у других партий. Например, глава государства Игорь Додон, неформальный лидер социалистов, убеждён, что у Молдовы есть будущее! Хотя не совсем ясно, какое именно будущее. Так, согласно официальным документам Партии социалистов, это будущее находится в рамках Евразийского экономического союза. С другой стороны, в выступлении[17] главы государства на недавнем Форуме Кран-Монтана говорится, что он разрабатывает стратегии, позволяющие Молдове быть готовой к вступлению в Европейский союз в тот момент, когда этот вопрос окажется на повестке дня. Но это не так важно. Важно, что медиа-холдинг социалистов убеждает нас в том, что Молдова может стать цветущим садом, своего рода Садова национального масштаба, с медовыми реками и клубничными берегами, в котором проходят нескончаемые концерты, а церковные хоры исполняют гимны, и неважно, каких стран... Своего рода Новый Иерусалим, построенный при поддержке Патриарха Кирилла, который, вместе с Игорем Додоном, намеревается заложить в Кишинёве новую церковь. Это произойдёт уже осенью текущего года, в рамках Фестиваля семьи. По окончании фестиваля представители различных семей... с Мальты, Кипра, Сицилии и т. д., смогут приобрести молдавское гражданство в обмен на несколько сотен тысяч евро, что одобрил глава государства[18]. Кто-то может сказать, что так продаётся Родина по кусочкам. Чтобы этого не произошло, ожидается, что будут введены специальные фильтры. Новые граждане должны будут согласиться перейти в православие и пройти тест на сексуальную ориентацию. Это можно решить, создав специальное агентство под эгидой Президентуры.

Если кто-то думает, что оптимизм медиа-холдингов демократов и социалистов иллюзорен в условиях отсутствия финансовых ресурсов, то он ошибается. Ведь глава законодательной власти заверил нас, что: Мы намерены нанять международную юридическую фирму для расчёта ущерба, причинённого присутствием российской армии в Приднестровье на протяжении 25 лет”[19]. Речь может идти о десятках миллиардов долларов! С учётом этих обстоятельств, значат ли что-то бумаги партнёров по развитию, всевозможные резолюции и обязательства? Очевидно, нет! Молдова может иметь суверенное будущее, без внешних резолюций! Если это так, то мы можем прийти к выводу, что и парламентские выборы нам больше не нужны. Какой толк, что у нас были выборы примара Кишинёва, которые были аннулированы нашей независимой юстицией? Так нужны ли нам парламентские выборы, когда анонсированный новый политический класс уже упорно трудится, когда новаторские инициативы поставлены на поток! Как говорится, дай Бог здоровья и сил представителям этого нового, координируемого, политического класса. В этом смысле кажется неслучайным, что глава законодательного органа, ранее заверявший нас в том, что парламентские выборы пройдут в ноябре этого года, теперь уже говорит о декабре–марте 2019 года. Хотя, ходят упорные слухи, что... но разве это ещё что-то значит!

Эксперты IPN