logo

Молдова в 2015 году: Решающий год для будущего страны


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldova-v-2015-godu-reshayushchiy-god-dlya-budushchego-strany-7978_1017988.html

Комментарий CEPS*
Эрван Фуэре**

Первоначально опубликован 8 января 2015 г.

Судя по тому, как происходят политические события в Молдове, месяц – не очень большой срок. И все же, за те недели, которые прошли после парламентских выборов 30 ноября, драгоценное время было потеряно для страны, которая не может позволить себе существовать дни и недели без нового правительства. Напряженные переговоры по формированию нового правительства, похоже, страдают той же болезнью, что характеризовала прежнее коалиционное правительство – внутренняя конкуренция, обусловленная скорее личностными разногласиями, чем серьезными политическими вопросами.

В то время как политические лидеры проявляют нерешительность, экономические проблемы страны взывают о внимании.

В то же время страна попала в центр геополитического противостояния между Россией и ЕС. Это противостояние находит свое отражение в разных областях, в частности в бессрочных переговорах по поводу разрешения конфликта с Приднестровьем, которые заканчиваются ничем, при этом в течение последних лет были проведены только два раунда переговоров в формате «5+2» из запланированных пяти. Влияние России также проявляется в автономном регионе – Гагаузии, где открыто проявляются пророссийские настроения и поддерживается вступление в Таможенный союз.

Продолжительный правительственный вакуум в Молдове, таким образом, только усугубит атмосферу неопределенности и незащищенности для будущего страны.

Создание коалиции

Проевропейские партии, которые составляли часть прежнего коалиционного правительства (Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная), были избраны на ноябрьских выборах с очень незначительным преимуществом, набрав лишь немногим более 45% голосов, что дает им в совокупности 54 из 101 места в Парламенте. Они объявили свое намерение по формированию нового правительства. С другой стороны, Коммунистическая партия во главе со своим многолетним лидером Владимиром Ворониным и открыто пророссийская партия левых радикалов (ПСРМ - IPN), получившие в совокупности почти 40% голосов, получают 44 места. Нужно признать, что они не являются объединенным оппозиционным фронтом, так как Воронин придерживался независимой от Москвы линии в течение большей части своего правления. Но в связи с тем, что население резко разделено на различные политические партии, предлагающие существенно отличающиеся политические варианты для будущего страны, какая бы правительственная коалиция не появилась, в ее распоряжение потребуются все время и ресурсы для того, чтобы убедить электорат в том, что у него есть не только потенциал, но и сила воли, чтобы осуществить реформы, в которых страна нуждается как никогда.

Несмотря на грубые попытки России шантажировать прежнюю коалицию на протяжении 2013 года при помощи эмбарго на молдавские вина и другую продукцию, правительство Молдовы осталось непоколебимым в своем стремлении следовать курсу европейской интеграции путем подписания Соглашения об ассоциации, а также Соглашение о зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (ЗУВСТ). Это также обеспечило возможность безвизовых поездок в ЕС после успешного проведения необходимых реформ. Эти ощутимые выгоды для граждан Молдовы стали четкой демонстрацией преимущества следования страны за своей европейской мечтой. В то же время ЕС дал обещания оказывать столь необходимую помощь стране для достижения более успешных результатов в борьбе с коррупцией и проведения других реформ, жизненно необходимых для будущего страны.

Новому правительству следует в полной мере использовать положительные достижения прошло года. Но чем дольше политические партии откладывают принятие соглашения по новому коалиционному правительству, тем больше они играют на руку России, которая сделает все, что в ее власти, чтобы предотвратить следование страны курсом европейской интеграции.

Сразу после создания новому коалиционному правительству, следовательно, нельзя будет терять ни минуты. В частности, в новой правительственной программе должны выделяться два приоритета.

Внутренние реформы

Прежде всего, новое правительство должно приступить к выполнению смелой и обширной программы по проведению внутренних реформ, нацеленных на окончательное искоренение повсеместно распространенного кумовства и коррупции, которые подавляют экономическое развитие и сдерживают столь необходимые внешние инвестиции. Соглашение об ассоциации, подписанное с ЕС, очень четко определяет требования. Первостепенным приоритетом должно быть проведение реформы судебной системы и предложение эффективных механизмов в борьбе с коррупцией. Совет по ассоциации ЕС-Молдова, созданный в рамках Соглашения об ассоциации, заседание которого запланировано на ближайшие недели, послужит возможностью напомнить о ключевых приоритетах, а также подтвердить финансовую поддержку ЕС и техническую экспертизу в различных секторах, с тем чтобы обеспечить эффективное внедрение одобренных реформ.

Принятие решения по Приднестровью

Во-вторых, новое правительство должно представить четкое видение решения многолетнего затяжного конфликта с Приднестровьем. Слишком долго правительство уклонялось от четкой формулировки комплексной стратегии по достижению окончательного урегулирования. Все участники процесса переговоров сходятся в том, что должно быть конечной целью: включение Приднестровья с особым статусом в территориальную целостность Молдовы. Россия, конечно, имеет свое собственное мнение относительно того, каким должен быть этот «особый статус». Это было изложено в так называемом Меморандуме Козака, представленном в 2003 году, который предложил федерализированную структуру для Молдовы, предоставляющую России возможность злоупотребления влиянием и позволяющую ей сохранить военное присутствие до 2020 года. Этот меморандум был отвергнут тогдашним премьер-министром (президентом - IPN) Молдовы Ворониным, который подчеркнул, что это нарушит статус Молдовы, как нейтрального государства, как это определено в конституции. Несмотря на это, Россия продолжает выдвигать вариант Козака при каждой возможности, при том, что полностью отдает себе отчет о том, что российское понятие федерализма подобно размахиванию красной тряпкой перед быком, будь то в контексте Украины или Молдовы, поскольку результатом этого будет чрезмерный контроль со стороны России и подрыв суверенитета как Украины, так и Молдовы.

Существуют и другие конституционные варианты, которые могут помочь в достижении окончательного урегулирования, но сохраняющие при этом нейтральный статус Молдовы и позволяющие избежать слова «ф». Исполнявший обязанности председателя ОБСЕ представитель Ирландии, который председательствовал в переговорах в формате «5+2» в течение 2012 года, предложил рамочный документ, озаглавленный «Пищей для размышлений», в котором была изложена предлагаемая дорожная карта для окончательного урегулирования. Вдохновением при разработке этого документа послужил процесс мирного урегулирования конфликта с Северной Ирландией, где были использованы схожие процедуры, основанные на принципе «ничто не согласовано, пока не будет согласовано все», и который играл решающую роль в достижении Соглашения Страстной пятницы 1998 года (Белфастского соглашения). Документ, созданный под председательством Ирландии, все так же лежит на столе перед участниками в процессе переговоров в формате «5+2». Пришло время вернуться к нему.

 

Если судить по 2014 году, Россия не будет расположена допустить продвижение процесса урегулирования конфликта с Приднестровьем. При этом, поскольку экономика России проявляет продолжительную тенденцию к снижению, Приднестровье предоставляет президенту Путину возможность проявить себя конструктивно, не потеряв при этом лицо. Нет опасности вступления в НАТО, поскольку руководство Молдовы подтвердило свое решение сохранить нейтральный статус страны. Это даст возможность показать, что сохранение российского влияния не обязательно означает навязывание требований своим соседям, а скорее продвижение конструктивного диалога и сотрудничества.

Другая причина для продвижения Молдовы вперед в приднестровском вопросе связана с ЗУВСТ. Хотя действующее правительство Приднестровья отказалось участвовать в ЗУВСТ, регион продолжает получать преимущества от автономного режима торговых преференций, предоставленного ЕС, который потребляет 70% продукции, произведенной в Приднестровье. Этот режим истечет 1 января 2016 года. Таким образом, у Молдовы есть один год, чтобы убедить Приднестровье в том, что его насущные интересы заключаются в участии в ЗУВСТ. Неудача будет означать, что продукция, произведенная в Приднестровье, автоматически попадет под действие запретительных тарифов, что еще больше усложнит усилия по достижению прочного урегулирования.

Вывод

Итак, в целом, у нового правительства Молдовы, когда будет создано, впереди будет сложный год, но судя по тому, что было достигнуто за прошедший год, вопреки всему, добиться результатов возможно. Однако это возможно только при условии, что правительство будет создано без дальнейших промедлений. Если оно будет проводить политику построения консенсуса во всей стране, одновременно привлекая представителей гражданского общества и представителей деловых кругов, включая и Приднестровье, оно сможет уверенно двигаться вперед.


*Центр европейских политических исследований (CEPS) является независимым институтом политических исследований в Брюсселе. Главная задача института заключается в проведении аналитических исследований в поиске конструктивных решений проблем, с которыми сталкивается современная Европа. Комментарии CEPS предлагают сжатые политически-ориентированные материалы по актуальным темам по делам Европы. Комментарий доступен для свободного скачивания с веб-сайта CEPS (www.ceps.eu)

** Эрван Фуэре является ассоциированным старшим научным сотрудником CEPS.