logo

Молдова от пакта Риббентропа-Молотова до Независимости. Дебаты в IPN


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldova-ot-pakta-ribbentropa-molotova-do-nezavisimosti-debaty-v-ipn-8004_1106774.html

По всем признакам, август - судьбоносный месяц для того, что мы сегодня называем „Государством Республика Молдова”, потому что, похоже, именно в августе месяце на протяжении всей современной истории с ним происходили одни из самых благотворных, но и самых трагических событий. 23 августа 1939 года был подписан один из самых одиозных актов в новейшей истории человечества - пакт Риббентропа-Молотова, который оказал негативное влияние на эту территорию и это общество. 2 августа 1940 года произошло создание бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики, что можно считать вторым проявлением последствий пакта Риббентропа-Молотова. В период с 23 по 24 августа 1944 года была проведена Ясско-Кишиневская операция, которая в третий раз подтвердила действие пакта, а 19-21 августа 1991 года произошел Московский путч, который фактически узаконил распад СССР и окончательно делегитимизировал положение МССР в составе этой последней империи современной Европы. А 27 августа 1991 года, 33 года назад, молдавский Парламент, а также народ, собравшийся на Площади Великого национального собрания, провозгласили Независимость нового государства - Республики Молдова. О причинах и последствиях пакта Риббентропа-Молотова, а также о том, насколько устойчивой с течением времени может быть независимость Республики Молдова, в том числе перед лицом угроз и опасностей, порожденных этим пактом - говорили участники публичных дебатов на тему: „Молдова от Пакта Риббентропа-Молотова к Независимости”, организованных информационным агентством IPN.

Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что сфера влияния - это территория за пределами границ государства, на которую оказывается культурное, экономическое, военное или политическое влияние. „Соответственно, разграничение сфер влияния означает заключение договоренностей, соглашений между государствами. Например, как это было между нацистской Германией и большевистским Советским Союзом. Германия стремилась расширить свое жизненное пространство, а Советский Союз стремился к тому, что было написано в гимне Коминтерна, - к созданию глобального Советского Союза через этот Коминтерн”, - поясняет эксперт.

По его словам, независимость страны или правительства представляет собой способность проявлять свой политический суверенитет, в отличие от ситуации,  когда власть снижается властью сюзерена или колониальной властью. „Независимость в принципе носит политический характер, и здесь следует отметить, что в рамках Советского Союза Молдавская Советская Социалистическая Республика формально была суверенной республикой в гиперцентрализованном государстве, но фактически не обладала суверенитетом, да и о независимости говорить не приходилось”, - добавил Игорь Боцан.

Доктор исторических наук, доцент Ион Валер Ксенофонтов считает, что пакт Риббентропа-Молотова и секретный Дополнительный протокол - следствие разочарований, вызванных Первой мировой войной. С одной стороны, Германия была разочарована тем, что вышла из войны с несостоявшимися чаяниями и Парижской мирной конференцией, которая, по сути, изолировала ее и создала унизительную, с точки зрения Германии, систему - она должна была платить военные контрибуции, у нее не должно было быть армии и т.д. „С другой стороны, большевистское государство, Советский Союз, также было разочаровано тем, что ему было очень трудно получить признание Запада. А Запад выжидал, как будут развиваться события. На руинах Российской империи шла гражданская война с социальной фрагментацией и Запад как будто выжидал, на чью сторону нужно встать - на сторону большевиков или белогвардейцев”, - считает он.

Ион Валер Ксенофонтов отметил, что самое известное в историографии название - „Пакт Риббентропа-Молотова”. Этот акт назван в честь министров иностранных дел гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза. Но он также известен как „Пакт Сталина-Гитлера”. Секретный протокол состоял из девяти статей, заключался сроком на 10 лет и должен был быть перезаключен через 5 лет, если между великими державами не возникнет споров. По сути, документ предусматривал, что ни одно из подписавших его государств не должно нападать друг на друга, что соответствовало международному стандарту.

„Другим был секретный Дополнительный протокол, не вошедший в международный обиход. Советский Союз категорически отрицал его существование. В историографии его называют самым секретным документом XX века. В нем было 4 статьи, и в преамбуле он назывался продолжением пакта. То есть, он предусматривал раздел Европы между фашистской Германией и сталинским Советским Союзом от Балтийского до Черного моря. Суть этого секретного Дополнительного протокола заключалась в переделе мира, геополитической реконфигурации Европы, изменении системы безопасности, созданной после Первой мировой войны, и, что называется, это открыло ящик Пандоры для развязывания Второй мировой войны”, - говорит доктор исторических наук.

Немецкий политолог Аннели Уте Габаньи, главный исследователь Исследовательского института Радио Свободная Европа в Мюнхене и Института международных исследований и проблем безопасности  в Берлине, говорит, что самым поразительным и удивительным для людей в Советском Союзе и Германии было то, что идеологически самые злейшие враги подписали пакт о ненападении. Гитлер всегда называл большевизм самым страшным врагом Германии, и, конечно, в Советском Союзе - фашизм, гитлеризм тоже подвергался нападкам в прессе, будучи самым главным врагом.

„Все изменилось практически в одночасье с подписанием этого пакта. Почему? Советский Союз надеялся, что особенно Англия, а также и Франция, нападут на гитлеровскую Германию или, по крайней мере, втянутся в борьбу с ней и остановят ее продвижение на восток, через западный конфликт. Этого не произошло, скорее наоборот. В 1938 году, когда Запад фактически пожертвовал Чехословакией, он дал понять Советскому Союзу, что поддерживает гитлеровскую Германию и говорит, что боится ее меньше, чем России”, - объясняет Аннели Уте Габаньи, автор исследований по новейшей истории и безопасности Румынии и Молдовы.

С другой стороны, по мнению немецкого политолога, Советы через свои секретные службы знали, что Германия готовит нападение на Францию, которое обернется победой. Таким образом, два государства, Великобритания и Франция, которые обязались гарантировать безопасность Польши, практически перестали быть надежными в этом вопросе. И тогда Советы в одночасье изменили свое решение, чтобы выиграть время. „Видя, что Германия хочет напасть на Польшу, а Советский Союз заинтересован в оккупации части Польши, они в одночасье изменили свою политику. Сменился министр иностранных дел, а Молотов был известен как германофил... Вот как я вижу эту конфигурацию, которая была неожиданной для всего мира, но в ней были интересы, которые на тот момент казались идентичными”, - добавила Аннели Уте Габаньи.

Публичные дебаты на тему: „Молдова от Пакта Риббентропа-Молотова к Независимости” - это 41-й выпуск дебатов из цикла „Влияние прошлого на процессы укрепления доверия и мира”, организованных Информационным агентством IPN при поддержке немецкого Фонда Ханнса Зайделя.