logo

Молдова начинает „сбавлять” колебания


https://www.ipn.md/index.php/ru/moldova-nachinaet-sbavlyat-kolebaniya-7978_1009484.html

Анализ IPN: Состоявшийся в Вильнюсе саммит завершился важными результатами для Республики Молдова и ее граждан. Саммит предоставил новые шансы, однако вызвал новые угрозы и возродил старые угрозы для европейского пути страны. Какой из двух сценариев развития после вильнюсской ситуации возьмет вверх?

Что произошло в Вильнюсе?

Тем, что произошло на саммите в Вильнюсе, Республика Молдова подала один из первых четких и реальных сигналов, что она полна решимости „сбавить” колебания в процессе поиска самой себя. Практически, за все 22 года независимости она терзалась между Востоком и Западом, между Прошлым и Будущим, между национализмом и по разному понятому интернационализмом, между молдавским языком и румынским языком…  Именно эти колебания, с обязательным и систематическим возвращением в одну и ту же точку, не позволяют Молдове определить свою судьбу на солидных основах, которые бы гарантировали и своим гражданам стандарты достойной жизни.

Причин для колебаний много и самые различные, связанные в основном с длительным пребыванием местного населения под влиянием многих и различных политических и геополитических внешних факторов, а последний накопленный опыт в рамках герметически закрытого и сильно идеологизированного советского пространства оставил такой след, от которого не так легко отделаться.

Следовательно, на протяжении всего периода независимости, молдаване колебались между двумя жизненными моделями – Западной и Восточной -  в зависимости от власти, которую они избирали. Более того, в рамках одного единственного периода коммунистического правления Республика Молдова прошла „естественным” для себя образом от категорически восточного выбора к такому же категорическому западному. Еще больше, в тот же период времени, молдаване, несмотря на то, что их довольно мало в смысле численности, территории и экономического потенциала, заупрямились вести разговор и о своей собственной, молдавской модели развития в этом мире, который находится под столь сильным влиянием явления глобализации.

Кажется, что в Вильнюсе, часть молдаван, чуть больше половины из их общего количества, часть их политического класса – немного больше половины его общего количества, заявили, что они готовы сделать окончательный выбор в пользу определенной жизненной модели – западной. И, кажется, им поверили. Такое впечатление «джентельмеского соглашения» произвел момент парафирования Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом.

Отныне будет иметь значение, насколько часть общества и политиков, которые привели страну до Вильнюса, будут заинтересованы, обладают способностью и искренностью быть последовательными, а также то, сколько сторонников сумеют они завоевать среди тех, которые не верят или еще не верят в европейскую перспективу страны, в которой они живут. Срок данного экзамена для нынешних европейских сторонников истекает 30 ноября 2014 года, на когда объявлены очередные парламентские выборы, от результатов которых будет зависеть решительным образом необратимость или, наоборот, отказ от европейского курса страны. Тот же расчет и те же сроки разделяют и политические силы, которые стремятся к евразийской ориентации Республики Молдова.

Что еще произошло в Вильнюсе?

Подписанное в Вильнюсе Соглашение сформулировало официальным образом – впервые за период терзаний Республики Молдова – жизнеспособный механизм для преодоления данного неопределенного состояния. И это потому, что данный механизм охватывает все этапы и все необходимые элементы для процесса глубокого преобразования общества: ясные цели, задачи и мероприятия, ответственные институты, подтвержденный опыт, надежные механизмы контроля, сроки выполнения и, главное, достаточные финансовые ресурсы для обеспечения всех вышеназванных элементов. Почти что ничего из этого не может предоставить молдавскому обществу другой, евразийский выбор, так как он сам еще не обладает ими, а Евразийский союз, о котором так много говорится, еще не существует в действительности. Для того, чтобы существовать когда-то, он сам будет нуждаться в будущем в  четко сформулированных целях, задачах и мероприятиях, ответственных институтах, подтвержденном опыте, надежных контрольных механизмах и, главное, в достаточных финансовых источниках, которыми проводники данной идеи  не обладают и не говорят, если, откуда и когда они их будут иметь. Европейский союз уже обладает всем этим и уже помогает молдаванам, и не только молдаванам, в качестве платформы для достижения подтвержденных и проверенных временем жизненных стандартов.

Однако самое заметное событие, которое произошло в Вильнюсе,  даже не относится прямым образом к  Соглашению об ассоциации. В контексте саммита было объявлено о решении Европейской комиссии предлагать  уполномоченным органам отменить визовый режим для всех молдаван, который в силу определенных объективных и субъективных обстоятельств, может произойти очень и очень быстро. Эта всеобщая и непринужденная мобильность молдаван в европейском пространстве может и обязательно будет способствовать протрезвлению граждан этой страны, в том числе в том, что касается потенциала реализации обоих выборов – европейского и евразийского. Давайте вспомним не столь отдаленное советское время, когда наши впечатления и даже убеждения, что мы живем в самой богатой и свободной стране мира рассеивались сразу же после перехода границы, если это чудо происходило хотя бы раз в жизни, и даже не во Францию, Германию или в Америку, а в Югославию  или даже в социалистическую Болгарию. У тех, кому понравится и оценят пользу для себя и/или для членов своей семьи свободы свободного передвижения в Европу, будет меньше причин для потери этих возможностей, если они допустят приход к власти в Республике Молдова политических сил, способных повернуть европейский курс страны. Угроза реальна для каждого из нас, так как Европа дает сейчас согласие на свободное передвижение, но она же может отменить данное право, если мы ее заставим.

Что может произойти после саммита в Вильнюсе?

В целом, существуют всего лишь два послевильнюсских сценария:  подписание в 2014 году Соглашения об ассоциации с выдерживанием европейского курса страны, или изменение европейского курса до или после подписания соответствующего Соглашения. Украина, например, пошла, скорее всего, по второму сценарию, чем по первому. И это произошло буквально накануне данных мероприятий.

Оптимистический сценарий

Оптимистический сценарий может быть реализован в условиях, когда партии правящей коалиции, а также часть общества, поддерживающая европейский выбор, смогут реализовать, а также «разрекламировать» их перед остальной частью общества, определенные действия, которые продемонстрировали бы приоритеты европейского выбора в сравнении с другими выборами: евразийским или сохранением вещей такими, какими они являются теперь в молдавском обществе. Эти меры предусмотрены и Соглашением об ассоциации, они относятся к коррупции и юстиции, а люди должны почувствовать изменения в данных областях в самое ближайшее время. Состояние дел в ътих сферах, прямо или косвенно, отражается на всех гражданах страны, а так же на положении дел, прямо или косвенно, во всех сферах жизни. К тому же, в оставшийся год следует дойти до каждого села, до каждого человека с уже выполненными проектами, в том числе за счет европейских фондов, в результате которых жизнь сдделалась немного лучше. Но обязательно до каждого села и до каждого человека.

Искоренение коррупции и придание юстиции справедливый характер – это вещи, которые чрезвычайно трудно реализовать, особенно, когда наступает предвыборный период. Однако новизна нынешнего положения состоит в том, что находящимся у власти партиям выгодно и их даже заставляют обстоятельства показывать реальные результаты. Это потому, что только реальные результаты, в том числе и в частности, в этих двух областях, позволяют им прийти к избирателям в ноябре 2014 года для получения нового мандата. Другого, более сильного козыря, из рукава или из-за рукава, у них нет и брать неоткуда. Более того, всем трем партиям – ЛДПМ, ДПМ и ЛПР, даже если у них различный удельный вес в обществе, они вынуждены идти вместе к избирателю. Так как по отдельности они не смогут добиться настоящих успехов перед избирателями. А также потому, что по отдельности, как отмечают опросы общественного мнения, они не смогут выиграть выборы перед основным своим соперником – ПКРМ. И, кстати, потому что и они являются составной частью механизма, созданного Соглашением об ассоциации, и который не позволяет им вести себя по-другому, кроме как установлено заранее, даже если личные и партийные инстинкты и интересы противятся данным правилам. В наступающем году арбитрами станут не только европейцы, которые дают или не дают деньги в зависимости от результатов, но и избиратель в конце ноября 2014 года. По тем же соображениям и при помощи того же механизма правящие партии обязаны сохранить политическую стабильность в стране, по крайней мере до самого дня выборов.

Пессимистический сценарий

Пессимистический сценарий  может быть реализован лишь в том случае, если политическая обстановка будет серьезным образом дестабилизирована без или, не дай Бог, с кровопролитием. Слово о кровопролитии теобходимо в данном контексте, чтобы показывать, что в настоящее время европейскую ориентацию страны можно будет изменить в результате крупного политического кризиса, а не любого кризиса. Однако это единственное условие имеет столько возможных источников, что отдельные эксперты допускают для пессимистического сценария 50% и даже более для его реализации. Источники угроз могут быть внутренними и внешними в соотношении с территорией страны, но могут быть внутренними и внешними и в соотношении с европейской коалицией.

Для примера угроз, которые могут появляться со стороны первой категории источников, мы можем вспомнить, например, день 2 марта 1992 года, когда Республика Молдова вступила в Организацию Объединенных Наций. Тогда именно данный шаг полностью узаконивал Молдове статус независимой страны.

Развязывание вооруженного конфликта на Днестре именно в этот день стало хорошо продуманным актом для того, чтобы показать конституционным властям, а также международному сообществу, что вопрос о независимости Молдовы решается не только в Кишинэу. Последствия этого дня ущемляют и сегодня независимость и территориальную целостность страны. В Вильнюсе, Республика Молдова впервые в своей истории претендовала официальным образом на статус не только независимой, но и европейской страны и она добилась данного статуса парафированным в Вильнюсе Соглашением.

Следовало бы глубоко поблагодарить молдавскую оппозицию, которую представляет в основном ПКРМ, что ей не пришло в голову реализовать 29 ноября 2013 года аналогичный сценарий, осуществленный другими силами  2 марта 1992 года. Или, даже если и пришло в голову, отказалась применять его. Или она не приняла подобный сценарий, если кто-то и захотел реализовать его ее руками. Следует признать, что подобный вариант витал в воздухе в связи с резким переносом многолюдных акций протеста от здания Правительства к офису Представительства Европейского союза в Кишинэу. Новое место для проведения акций протеста представляет собой очень узкое пространство, неблагоприятное для поддержания организаторами ситуации под контролем в смысле общественного порядка, но очень благоприятным для всякого рода провокаций, в том числе с разрушительными последствиями. Признание должно быть еще больше в контексте событий окрашенных насилием на Украине.

Угрозы второй категории, которые могут вызывать крупные политические кризисы, могут наступить из-за пределов или даже изнутри правящей коалиции. И одни, и другие могут преследовать цель раскола в рамках коалиции или/и внутри каждой ее составляющей. Будут применяться различные технологии различными внутренними и внешними действующими лицами, которые будут преследовать цели возрождения воинственных настроений среди трех составных частей коалиции, а также стимулирование конкурентных настроений между лидерами трех формирований, в том числе в составе самих партий. Реальные признаки подобного характера уже существуют и они запущены как снаружи, так и внутри правящей коалиции. Может случиться, что проводники подобных сценариев объявят себя европейцами и сторонниками европейской интеграции Республики Молдова. Смысл, однако, заключается в последствиях. Возможный крупный политический кризис означает приостановление европейского курса в условиях предвыборного преимущества ПКРМ.

Вильнюсский саммит признал за Республикой Молдова статус европейской страны, но ей следует дойти с этим действительным статусом хотя бы до Рижского саммита, который состоится в 2015 году.

Валериу Василикэ, IPN